Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Уроки милосердия
рабочая программа на тему

Дробышева Светлана Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Уроки милосердия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

Принята    на    заседании                                                            педагогического   совета                                                                        

 Протокол №______                                                                                                от «      »            20        г.

Утверждаю

директор МБОУ Сосновской СОШ № 2                                                ___________ \Л.В. Платицына\

приказ № 341 от «01» сентября 2015г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

«Уроки милосердия»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 3 годa

 

 

 

 

                                 

                                                            Составитель:

                                                               Дробышева Светлана Александровна

                                                                 Должность: учитель начальных классов

                                                                         

С.Вторые Левые Ламки 2015г.

  ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

2. Полное название программы

«Уроки милосердия»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Дробышева С.А.- учитель начальных классов

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

-Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  года  №273-ФЗ  «Об  образовании  в  РФ» ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);

-"Конвенция о правах ребенка"
(Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989)
-Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением  

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)  ;      

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам  (утвержден Приказом МО и науки  РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008  

-Письмо  Минобрнауки  России  от  11.12.2006  г.  №  06-1844  «О  примерных  требованиях  к программам дополнительного образования детей»

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

 от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14  

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

 режима работы образовательных организации»

-Устав ОУ

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

7 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Уроки милосердия» является модернизированной. За основу взято учебное пособие Г.Д. Зубовой – учителя Новолядинской СОШ Тамбовского района. Программа реализуется на начальной ступени образования в 1-3 классах и гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические  условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Отличительные особенности программы от ранее существующих.

Программа «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.

В программе представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей. В программе «Уроки милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов.

Программа «Уроки милосердия» включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на занятиях самые разнообразные. Это: работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

Программа «Уроки милосердия» поможет ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Включение родителей в активное воспитание своих детей идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи:

В области образования:

  • Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.
  • Сформировать понятия: совесть, душа, нравственность, благодарность, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение
  • Обогатить и наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.
  • Сформировать у ребёнка потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности
    В области развития:

• Развить интерес к чтению православной литературы

• Вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации

• Развить самодеятельность и инициативу

• Сформировать нравственное отношение к действительности

• Развить духовно-нравственные качества личности

• Развить способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира

• Формировать творческие способности

• Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений

В области  воспитания:

• Содействовать развитию волевой сферы ребёнка – осознанности поведения, самоконтроля

• Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких; окружающий мир

• Воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание

• Воспитать духовно-нравственные качества, высокие эстетические чувства

Организационные условия реализации программы:

Программа дополнительного образования детей «Уроки милосердия» реализуется на начальной ступени образования в 1-3 классах. В учебном плане отводится следующее место: 2- класс 35 часов в год, по  1 разу в неделю.

Формы  и  методы реализации программы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: 

  • традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые уроки.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  •  словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  •  наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  •  наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  •  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  •  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  •  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  •  индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

Методы и приёмы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично – поисковый;
  • исследовательский.

   Формы подведения итогов реализации данной программы:

выставки, творческие отчёты и проекты

Планируемые результаты:

2 год  обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

 чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

 уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

 установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

 в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (подруководством учителя);

 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни, основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

 осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

 осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Учебно - тематический план с определением

основных видов деятельности обучающихся  

2-го года обучения

№ занятия

Тема занятия

Основной вид деятельности

Милосердие в семье – 17 часов (10ч.-теория  -  7ч.-приатика)

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг другу.

Беседа,

Просмотр видеофильма

2.

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

Беседа

3.

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

Практикум

Творческие работы

4.

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

Практикум

Творческие работы

5.

Род. Предки. Потомки.

Беседа

6.

Род. Предки. Потомки. Родословное древо.

Виртуальная экскурсия

Родословные древа

7.

Именины.

 Беседа

8.

Проект: «День Именин».

Устный журнал

Памятка: «Как надо отмечать день Именины»

9.

Забота о старших.

Деловая игра

10.

Забота о старших. Проект: «Тряпичная кукла».

Практикум

Творческие работы

11.

Групповой проект: «Ковёр для дедушки и бабушки».

Практикум

Творческие работы

12.

Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

Беседа, просмотр

видеофильма

13.

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова.

Беседа

 Копилка добрых слов

14.

Друзья. Одноклассники. Гордость –причина разлада добрых отношений.

Беседа, просмотр

видеофильма

15.

Друзья. Одноклассники. Настоящий друг.

Беседа

16.

Друзья. Одноклассники. Встреча новеньких в классе.

Беседа

17.

Друзья. Одноклассники. Проект: «Правило отношения с друзьями».

Практикум Памятка: «Правило отношения с друзьями»

Милосердие к ближним – 8 часов (6ч.-теория  -  2 ч. практика)

18.

Рождество Христово. Православные традиции праздника.

Просмотр видеофильма

Выставка рисунков

19.

Рождество Христово. Проект:«Рождественская мастерская».

Практикум Творческие работы

20.

Рождество Христово. Подготовка благотворительного концерта.

Праздничное мероприятие

Концерт

21.

Светлая Пасха. Традиции праздника.

Просмотр видеофильма

Выставка рисунков

22.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

Практикум Творческие работы

23.

Светлая Пасха. Подготовка благотворительного концерта.

Праздничное мероприятие

Концерт

24.

Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

Беседа

25.

Милосердие к слабым, больным.

Акция: «Спешите делать добро» Дела милосердия

Доброе отношение к природе – 9 часов (5ч.-теория  -  4ч. практика)

26.

Бережное отношение к растениям.

Беседа, устный журнал

27.

Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим гнездо».

Практикум

 Творческие работы

28.

Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения.

Беседа, просмотр

видеофильма

29.

Счастлив человек, который и животных милует.

Беседа

30.

Счастлив человек, который и животных милует.

Устный журнал

31.

Групповой проект: «На озере».

Экскурсия на пруд

Уборка берега пруда

32.

Групповой проект: «На озере».

Практикум

Творческие работы

33.

Групповой проект: «На озере».

Практикум. Демонстрация достижений

34.

Счастлив человек, который и животных милует.

Деловая игра

35.

Итоговое занятие - 1 час.

Содержание 2 года обучения:

Раздел 1. Милосердие в семье

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг другу. Семья-это остров заботы. Род. Предки. Потомки. Родословное древо. Именины.  Забота о старших.  Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

Раздел 2. Милосердие к ближним

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова. Гордость – причина разлада добрых отношений. Настоящий друг. Встреча новеньких в классе. Рождество Христово. Православные традиции праздника.  Светлая Пасха. Традиции праздника. Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

Раздел 3. Доброе отношение к природе

Бережное отношение к растениям.  Наши пернатые друзья. Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения. Счастлив человек, который и животных милует.

Методическое и материально — техническое обеспечение программы:

Методическое обеспечение:

1. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 2-х кл.,

2. Г.Д.Зубова. Методические рекомендации по реализации образовательного курса «Уроки милосердия», Тамбов. 2014

Материально-техническое обеспечение:

Учебные кабинеты.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения:

 Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер (ноутбук).

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по предмету.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Список  литературы для педагога

1.Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия

Оптинского  в  пересказе  для  детей  /  Марина  Алешина  ;  Православ.  приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с.

2.Балашов,  Б.,  протоиерей.  Десять  заповедей.  Пособие  для  детей  и

взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. –  Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с.

3.Безмездный  целитель  XX  века:  житие  свт.  Луки  Крым.  (Войно-Ясенецкого)  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;

пересказ  свящ.  Георгия  Ханова;  худ.  Михаил  Горняк.  –  М.,  2009  (Тип.  «Дет. кн.»). – 24 с. : ил.

4.Блаженны  милостивые,  ибо  они  помилованы  будут:  православ.

календарь,  2013  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва; сост.:  Ольга  Шепелькова,  Вера  Каткова  ;  дизайн  Светланы  Дежиной. –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 25 с.: ил.

5.Быть  кому-то  нужным  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.];  худ.  З.Н.  Ярина.  –

Рязань: Зёрна-Слово, 2010. – 48 с.

6.Воздвиженский,  П.Н.  Моя  первая  священная  книга.  –  М.:  Известия,

2009. – 112 с.: ил.

7.Ганаго,  Б.  Детям  о  молитве:  рассказы  для  детей  /  Борис  Ганаго;

Белорус. Православ. Церковь. – 5-е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика  цв. печати»). – 71 с.: ил

8.Ганаго,  Б.  А.  Будем  как  дети:  семейн.  вечера  /  Ганаго  Борис

Александрович. – 4-е изд. – Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 288 с.

9.Глазунова,  И.  Сказки  Ангела:  десять  заповедей  для  детей  /  Ирина

Глазунова; худ. Надежда Суркова. – Рязань: Зерна-Слово, 2012. – 39 с.: ил.

10.Готово ли сердце? / авт.-сост. Б.А. Ганаго;  ил. С. Михадюк. – 2-е изд.

– Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 272 с.

11.Дашкевич, Т. Голос Ангела / Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко.  –

Минск: Изд-во Св.-Елисавет. Монастыря, 2005. – 46 с.: ил.

12.Десять заповедей Божиих. / авт.-сост. Святитель Николай Сербский.

– М.: Ковчег, 2008. – 64 с.

13.Добрые  чувства  животных  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.].  –  М.:

Благословение; Техинвест 3, 2009. – 23 с.: ил.

14.Екимова, Е. Ангел по небу летел / Елена Екимова. – Изд-во Дмитрия

Харченко, 2008. – 17 с.: ил.

15.Зёрнышки:  добрые  истории  для  малых  ребят.  Вып.  7.  –  Рязань:

Зёрна-Слово, 2009. – 32 с.

16.Золотое  сердце  :  православ.  календарь  для  девочек,  2011  /

Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 25 с.: ил.

17.Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в

школе и дома. – 336 с., ил.

18.Искорки света : рассказы для детей / сост. Борис Ганаго.  –  2-е изд.  –

Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил.

19.Иоанн  Шанхайский  и  Сан-Францисский.;  худ.  Г.Л.  Ивановой;

пересказ  Малишевской  О.В.  –  Изд-во  Белорусского  Экзархата  Московского Патриархата, 2011. – 16 с.

20.Королева,  Е.А.  Божий  мир  :  кн.-помощница  /  Елена  Алексеевна

Королева. – М.: Смирение, 2009. –  16 с.: ил.

21.Лукашевич, К. Первое словечко / Клавдия Лукашевич.  –  М., 2006.  –

272 с.

22.Музыкина,  В.  Подарок  маме  /  Валентина  Музыкина;  Православ.

приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва;  худ. Наталия Иванищева.  –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 36 с.: ил.

23.Память  его  да  будет  незабвенна:  житие  священномученика

Иллариона  (Троцкого).  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г. Москва;  худ.  А. Подивилова;  пересказ  монахини  Евфимии.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2011. – 24 с.

24.Помните, дети, пятую заповедь. –  [Б. м.]:  Семейн. б-ка, 2010. –  56 с.:

ил.

25.Притчи  аввы  Макария  в  пересказе  для  маленьких  /  Православ.

приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;  худ.  Людмила  Евдокимова; пересказ Марины Алешиной.  –  М.:  Изд-во Сестричества  во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2012. – 20 с.

26.Святая ночь / сост. Сергеева Л.;  худ. Капустяк Е.  –  Днепропетровск:

АРТ-ПРЕСС, 2005. – 14 с.: ил.

27.Святой адмирал.  / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г.

Москва;  худ. Горняк М.В.; пересказ Фонова  С.П.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2010. – 32 с. : ил.

28.Симеон  Афонский.  Афон  для  детского  сердца  /  монах  Симеон

Афонский;  Св.  гора  Афон,  Пустынь  Новая  Фиваида  Афон.  Рус.

Пантелеимонова монастыря ; худ. Дина Безбородых. – М., 2011. – 64 с.: ил.

29.Снова у старца:  рассказы старца Паисия для маленьких / Православ.

приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва; худ. Елена Хисматова;  пересказ Марины Алешиной. –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия

Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2008. – 20 с. : ил.

30.Христианский дух в пословицах и поговорках /  сост. еп. Александр

(Милеант). – М.: Фавор – XXI, 2003. – 47 с.

31.Худошин,  А.  Бисер  небесный  :  рассказы  для  детей  о  рус.  святых  /

Александр Худошин. – М.: Терирем, 2010. –  43 с.: ил.

32.Худошин, А.С. Русский Патерик для детей / Александр Худошин.  –

М.: Терирем, 2010.  – 160 с.

33.Худошин, А. Патерик в изложении для детей / Александр Худошин.

– М.: Терирем, 2011. – 184 с. : ил.

34.Что  значит  подарить  радость?:  Пасхал.  рассказы  и  стихи  /

Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва  ;  сост.  Алла

Фомкина ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 16 с.

35.Шипошина,  Т.  Чистый  четверг  /  Татьяна  Шипошина.  –  М.:  Изд-во

Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 24 с.: ил.

Список литературы для обучающихся:

-Уроки милосердия. Г.Д. Зубова. Учебное пособие для уч-ся 2-х классов. Тамбов, 2014.

-Навстречу детским сердцам. Первые беседы для малышей. Б.А. Ганаго.  Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008.

-Волшебный карандаш [Изоматериал]: раскраска. – Н. Новгород: Газет.

мир, 2013. – № 2 : Дары природы. – 18 с.

2.Вохринцева, С. Окружающий мир. Осень [Изоматериал] : раскраска /

Светлана Вохринцева. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2000. – 16 с.

Дорофеев, В. Основы православной культуры, 4 кл. : рабочая тетрадь /

прот. Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене.  –  М.:  Про-Пресс, 2010.  –  36 с.: ил.

3.Древо  доброе.  Учебное  пособие  для  изучения  основ  православной

культуры  в  начальных  классах.  4-е  издание  книги  Ольги  Янушкявичене, дополненное  и  переработанное  священником  Игорем  Киреевым.  Сергиев Посад: Типография ПИПЦ, 2003. – 48 с.

4.Жукова, В.В., Волкова, Т.Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон

Божий  и  уроки  детского  творчества.  –  М.:  Издательство  Московской

Патриархии, 2010 – 192с. – ил.

5.Мистер  Самоделкин  :  газ.  для  детей  младшего  шк.  возраста.  –  Н.

Новгород, 2013. – № 3: Цветы для мамы. – 19 с.

6.Раскрась  и  наклей  [Изоматериал].  –  Н.  Новгород,  2013.  –  №  2:  Все

профессииважны. – 19 с.

7.Саша и Даша: православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012. – № 3.

– 23 с.

8.Шевченко  Л.  Л.  Православная  культура.  Учебное  пособие  для

начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения.  Книга  первая.  5-е  издание.  –  М.:  Центр  поддержки культурно  – исторических традиций Отечества. 2010. 160 с.

Электронные ресурсы:

http://fcior.edu.ru/  -  федеральный  портал  школьных  цифровых

образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/  -  цифровые  образовательные

ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.eparhia-tmb.ru/ - сайт Тамбовской епархии

http://www.russkoe-slovo.ru/  -  сайт  издательства  «Русское  слово»:

методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России. 

ЭТО ОТНОСИТСЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Календарный учебный график .

2 год обучения

       Количество часов

   Дат  занятия

Формы аттеста-ции\контроля

урока

Название разделов и тем.

всего

Теор.

Практ.

Запла-

ниро

ванное          

Факти-

чески

Милосердие в семье.

17

10

7

Начальная диагностика тесты

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг другу.

1

03.09.

2

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

10.09.

3

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

17.09.

4

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

24.09.

5

Род. Предки. Потомки.

1

01.10.

6

Род. Предки. Потомки. Родословное древо.

1

08.10.

7

Именины

1

15.10.

8

Проект: «День Именин».

1

22.10.

9

Забота о старших.

1

29.10.

10

Забота о старших. Проект: «Тряпичная кукла».

1

12.11.


11

Групповой проект: «Ковёр для дедушки и бабушки».

1

19.11.

12

Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

1

26.11.

13

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова.

1

03.12.

Итого-вая диагностика тесты

14

Друзья. Одноклассники. Гордость –причина разлада добрых отношений.

1

10.12.

15

Друзья. Одноклассники. Настоящий друг.

1

17.12.

16

Друзья. Одноклассники. Встреча новеньких в классе.

1

24.12.

17

Друзья. Одноклассники. Проект: «Правило отношения с друзьями».

1

14.01.

                    Милосердие  к  ближним

8

6

18

Рождество Христово. Православные традиции праздника.

1

21.01.

19

Рождество Христово. Проект:«Рождественская мастерская».

1

28.01.

20

Рождество Христово. Подготовка благотворительного концерта.

1

04.02

21

Светлая Пасха. Традиции праздника.

1

11.02.

22

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

1

18.02.

23

Светлая Пасха. Подготовка благотворительного концерта.

1

25.02

24

Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

1

03.03.

25

Милосердие к слабым, больным.

1

10.03.

               Доброе отношение к природе

9

5

4

26

Бережное отношение к растениям.

1

17.03

27

Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим гнездо».

1

31.03.

28

Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения.

1

07.04.

29

Счастлив человек, который и животных милует.

1

14.04.

30

Счастлив человек, который и животных милует.

1

21.04.

31

Групповой проект: «На озере».

1

28.04.

32

Групповой проект: «На озере».

1

05.05.

33

Групповой проект: «На озере».

1

12.05.

34

Счастлив человек, который и животных милует.

1

19.05.

35

Итоговое занятие.

1

26.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки милосердия»

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной ку...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...