Активизация речевой деятельности учащихся
методическая разработка на тему
Отчёт по самообразованию за 2011-2012 учебные годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчёт по самообразованию | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 Г.КАЛИНИНГРАДА
ОТЧЁТ
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2012УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЖЕЛЕЗНЯКОВОЙ В.Ю.
«Активизация речевой деятельности учащихся посредством современных инноваций в обучении»
Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.
Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.
Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.
1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.
1. Чтение
2. Аудирование.
3. Устная речь.
4. Письменная речь.
Рассмотрим механизмы речевой деятельности.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в газету, рассуждения.
Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.
Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи. Различают дыхание физическое и речевое. В жизни дыхание является непроизвольным. В ходе чтения вслух и говорения обычно физиологического дыхания не хватает. В этом случае имеет место речевое дыхание, процесс управляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточно быстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания для удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного и естественного произнесения группы слов.
Задачи развития речевого дыхания:
· Во-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха.
· Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Воспитание речевого дыхания следует осуществлять путём косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций. Таковы, например, упражнения с воображаемой свечой, когда учащимся предлагается дуть на пламя свечи с целью отклонить или погасить его. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в воспитании у учащихся чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз. Здесь следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младшей школы. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости частей речевого аппарата наблюдается «смазанность речи», неясность, нечёткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряжённости мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость произнесения. Нередки у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание и так далее.
Учёт названных недостатков помогает определить основные направления по их преодолению.
· Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.
· Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте).
Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.
У ребёнка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Однако в действие вступает новое существенное обстоятельство – процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под значительным воздействием написания, которое является источником наиболее типичных, общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок. Например, в словах «что», «чтобы» учащиеся произносят «чт» вместо «шт». Подобные ошибки вызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова и распространены не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей.
Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.
Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных; сочетания «чн» в отдельных словах («конечно», «нарочно» и других); сочетания «щн» в существительном «помощник», окончания «ого», «его» («зимнего») и слова «сегодня»; слов иноязычного происхождения типа «почтальон», «район»; сочетаний «гк», «гч» в словах «лёгкий», «мягкий»; твёрдых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах. Предметом усвоения становятся слова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью.
Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошо понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации как явления сложного входят такие элементы:
1) Мелодика (повышение и понижение тона).
2) Интенсивность (силовой или динамический момент).
3) Темп или длительность.
4) Пауза.
5) Особый тембр, как средство выражения эмоций.
Своеобразие интонации находит отражение в методических подходах к организации соответствующей работы.
1.Реализация функционального подхода к изучению данного явления требует условного (в учебных целях) разграничения эмоциональной и смысловой (логической, грамматической) интонации. Начинать же работу следует с углубленного рассмотрения именно эмоциональной интонации. Эффективность работы над эмоциональной интонацией обеспечивается определёнными условиями. Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Во-вторых, в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Следует предельно детализировать обстоятельства действительности, это поможет ребёнку без труда представить себя вместе с героем или вместо героя. Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика – высказывание (от лица персонажа) и получает необходимое интонационное оформление. Целесообразно избрать путь «от диалога – к монологу», то есть начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи.
2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:
1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.
2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и другим, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).
Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:
- работа с синонимами;
- работа с омонимами;
- работа с антонимами и паронимами;
- работа со словами иноязычного происхождения;
- работа с устаревшими словами;
- работа с многозначными словами;
- работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;
- работа с новообразованными словами;
- работа с фразеологизмами;
- работа с тропами;
- составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:
1) Обнаружение слова в тексте.
2) Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.
3) Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.
4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
- установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;
- толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;
- систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;
- составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;
- выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
- исправление речевых ошибок в словообразовании;
- редактирование текста.
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;
- заучивание стихов и прозы;
- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных данному.
Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражнений:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;
- соединение 2-3 предложений в одно;
- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания;
- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
- записи по наблюдениям, ведение дневников;
- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
- во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
- во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
- в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
- в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока:
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
- Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .
- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.
- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
- Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
- Учу строить свободные высказывания. Для этого:
а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;
б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;
в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;
г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.
4. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.
Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.
Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.
Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.
- Назови слова близкие (противоположные по смыслу).
- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.
- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».
- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.
В результате беседы приходим к выводу:
СЛОВО | УБЕДИТЕЛЬНОЕ |
ЖИВОЕ | |
ТРЕПЕТНОЕ | |
ВОЛНУЮЩЕЕ | |
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ | |
УМЕСТНОЕ | |
КРАСИВОЕ | |
ИСКРЕННЕЕ |
Что может сделать слово?
СЛОВО МОЖЕТ | ОБОГАТИТЬ |
РАСТРЕВОЖИТЬ | |
ОЗАДАЧИТЬ | |
УСПОКОИТЬ | |
ИЗЛЕЧИТЬ | |
ПОБУДИТЬ | |
СПАСТИ | |
РАНИТЬ |
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок,
Когда беленький, как снег,
В стаде первый оленёнок
Появляется на свет.
Затем идёт беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».
Или:
Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.
Чайчонок – чайка.
- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
- Какая часть слова выражает это отношение?
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:
- Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».
- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».
- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».
- Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».
- Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».
В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:
«Картина висит».
«Картина висит на стене».
«Картина висит на стене в детской».
Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:
- Составь предложение по схеме:
Кто? Что делает?
Дятел стучит
Какой? Где?
- Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:
Мал золотник, да дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублём.
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
Друзья познаются в беде.
Задание предлагаю такое:
1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в текст.
Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой приём, как «Слово-магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком «+», а злые – знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста. Например:
«Гуманный» (+), поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир».
Опираясь на поле слов, дети составляют свой текст.
«Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.
Заключение.
Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы:
1. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трём направлениям:
- техника – к ней относится правильное дыхание, дикция;
- орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;
- интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.
2. Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:
- количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;
- задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
3. Грамматический уровень – построение словосочетаний и предложений.
4. Уровень текста (связная речь)
Выделяют три вида упражнений:
- по образцу;
- конструктивные;
- коммуникативно-творческие.
На данном уровне учащиеся должны уметь:
а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;
г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.
В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.
Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух. Между тем специальные исследования показывают, что в развитии произносительного навыка учащиеся имеют существенные проблемы.
1. Отсутствие чёткой дикции отражается на навыках письменной речи в виде описок, затруднения при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу. При произношении подобных слов допускаются искажения в виде перестановки, выпадения звуков.
2. Недостаточное развитие речевого слуха. С ним связаны отклонения от орфоэпических норм – диалектное произношение и орфографическое произношение.
3. Недостаточное развитие речевого ритма. Это проявляется в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмико-мелодическую структуру.
4. Недостаточное развитие интонационных навыков. Дети часто не умеют голосом выразить своё отношение к тому, о чём они говорят, делают случайные логические ударения, не выделяют интонационными средствами главного, не умеют повысить или понизить голос. Указанные недостатки свойственны монологической речи, ими же характеризуется и чтение вслух: учащиеся часто не умеют выразительно читать знаки препинания, передавать голосом логическое и эмоциональное содержание читаемого, выдерживать нужный темп и громкость. Говоря о диалогической речи школьников, в качестве недостатков следует отметить чрезмерную резкость интонаций, неумение регулировать в соответствии с ситуацией общения громкость речи и её общий тон.
Рассматривая проблемы в овладении значимыми частями речи, можно выделить следующие:
1. Наблюдения над восприятием школьниками производных слов показывают, что все активные в современной лексике не вызывают особых трудностей, если они взяты в контексте, но если перед учащимися стоит задача выбрать наиболее точное или яркое для данного конкретного высказывания производное слово, они испытывают значительные затруднения.
2. Школьников затрудняет употребление существительных со значением опредмеченного признака («белизна», «чтение»). Знакомство учащихся с теоретическими сведениями из области словообразования и состава слова переключают их внимание на структурное, формальное своеобразие слов, ослабляя имевшееся у них стихийное стремление за различием в форме слов видеть различие в значении.
3. Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие пустых клеток в лексической микросистеме. Так установлено, что речь учащихся бедна отвлечённой лексикой: слова, обозначающие цвет, оценку, эмоциональную окраску; и образно-выразительной лексикой. Большую сложность для младших школьников составляет усвоение значений отвлечённых понятий. Чаще всего объяснение отвлечённых понятий даётся детьми через функциональное его проявление. Например: трусость – бояться молнии. Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значение слова, выделяют один, который является для ребёнка признаком-заместителем абстрактного понятия.
Укажем ряд типичных затруднений при употреблении грамматических форм.
Типичные ошибки в образовании:
- форм множественного числа существительных;
- форм сравнительной и превосходной степени;
- личных форм глагола и форм наклонений;
- несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола;
- неучтение сочетательных особенностей слов и словоформ.
Причиной этих затруднений является незнание грамматических норм, овладение которыми – одна из сложных задач.
Таким образом, для успешного овладения детьми грамматическим строем языка необходима работа над грамматическими формами на материале новом для учащихся с целью расширения их речевого опыта.
К наиболее частым и устойчивым синтаксическим ошибкам относятся в сфере словосочетания:
- отклонение от норм управления;
- отсутствие необходимого распространителя слова.
В сфере предложения:
- нарушение границ предложений;
- нарушение порядка слов;
- неправильное использование союзов.
В сфере текста: использование средств связи, не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания.
Изложенное выше определяет основные направления работы по развитию речевой деятельности при изучении синтаксиса.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.
Список литературы.
- Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.
- М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.
- Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.
- В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».
- Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.
- М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
- Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г.
- В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.
- А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».
- Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
- Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация речевой деятельности учащихся через систему упражнений по развитию творческого воображения"
Материал представляет собой сборник упражнений, представленных в виде презентации, которые действительно развивают речь и творческое воображение учащихся....
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Инновационные и нетрадиционные формы активизации речевой деятельности
Логопедическая неделя в школе как инновационное и нетрадиционное мероприятие по активизации речевой деятельности проводится с целью создания в образовательном учреждении развивающей среды и условий дл...
Использование опорных схем с целью активизации речевой деятельности обучающихся
Материал для активизации речевой деятельности...
Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ 18/20 год.
Логопедическая неделя 18-20 год....
Статья на тему "Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей"
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...
Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"
Из опыта работы по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что п...