Использование опорных схем с целью активизации речевой деятельности обучающихся
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Материал для активизации речевой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_shemy.docx15.71 КБ
Файл prilozheniya.docx60.09 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сафоновский детский дом-школа»

Использование опорных схем с целью активизации речевой деятельности обучающихся

Учитель-логопед

Глуховская  Л.Т.

     

       С трудом запоминаемая  сложная терминология (названия частей речи, термины: подлежащее, сказуемое, главные, второстепенные, однородные члены предложения). Путаница в частях речи и членах предложения, частях слова и частях речи. Какой учитель, ведущий уроки русского языка, не сталкивался с такими трудностями?

       Одним из способов, облегчающих ученикам понимание и запоминание материала, могут быть опорные схемы. Это не только выводы и обобщения в графическом выражении, но и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

       Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и учителю. Пользуясь ими, ученики и извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая её, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объёму. В конечном счёте, в большой мере благодаря схемам, формируется навык беглого действия.

        Составить схему может каждый учитель по своему усмотрению; главное, чтобы она была ёмкой, краткой и яркой. Эти схемы всегда находятся на рабочих местах школьников, так как ими приходится постоянно пользоваться при устных ответах и при выполнении практических упражнений. Они бывают нужны и для самопроверок, взаимопроверок и при выполнении самостоятельных работ.

        При проведении грамматического разбора обучающиеся постоянно путают понятия название предмета, название действия, название признака,  забывают, на какие вопросы отвечает каждая категория слов и как эти слова подчёркиваются. Предлагаемая схема сразу облегчает работу и делает её более интересной. (Приложение 1)

       Дети с большой охотой занимаются грамматическим разбором предложений, почти не допускают ошибок. Постепенно они запоминают все сведения по данной теме (этому в немалой степени способствует и постоянное зрительное восприятие), многие выполняют грамматический разбор уже без опоры на схему, но слабые ученики продолжают её пользоваться. Слова обозначает, отвечает, которые обучающиеся находят в схеме, облегчают им рассказ о частях речи.

       Вот так может выглядеть схема, в которой сконцентрированы основные сведения о предложении. (Приложение 2)

     Здесь дети находят всё, что они выучили о типах предложений по интонации и всё, что они знают о членах предложения.

      Абстрактное понятие часть слова конкретизируется с помощью такой схемы, которая широко используется при разборе слов по составу, при изучении приставок, суффиксов, окончаний. (Приложение 3)

       Очень трудны для понимания и усвоения такие темы, как «Три склонения имён существительных», «Правописание безударных окончаний имён существительных» (дифференциация безударных окончаний   и  -е. Процесс анализа окончаний имён существительных труден и многоступенчат, названия падежей и соответствующие вопросы усваиваются плохо, быстро забываются. Правда, есть правило, которое гласит, что безударные окончания пишутся так же, как и ударные, однако опыт показывает, что детям трудно им руководствоваться. Можно предложить школьникам в практической работе пользоваться схемой, по которой они быстро определят склонение и окончание существительных. (Приложение 4)

       Главная задача состоит в том, чтобы выработать у обучающихся навык своевременной остановки: надо подумать, прежде чем написать в конце слова  или –и. Если учение сумел вовремя остановиться, он сумеет и воспользоваться схемой. Объяснение правописания окончания (указывается склонение, а в 1 склонении – вопрос) пишется сверху над словом, а само окончание выделяется зелёным цветом. Позднее объяснение делается уже не письменно, а устно, напряжение спадает, трудности преодолеваются, обучающиеся более успешно справляются с этой работой.

       И ещё на одной схеме хотелось бы остановиться. Эта схема отражает все теоретические понятия, связанные с темой «Имя существительное». Число, род, падеж и склонение являются понятиями отвлечёнными, и обучающиеся их не связывают в целостное понятие об имени существительном как части речи. Предлагаемая схема даёт детям возможность соединить в целое разные признаки, отражающие особенности данной         грамматической категории. (Приложение 5)

       В дальнейшем, по мере изучения других частей речи, можно будет их сравнивать, устанавливать сходство и различие с именем существительным.

       Схемы могут быть обобщающими, как те, которые мы рассмотрели, но могут быть и более частными, например, «Род имени существительного», «Число имени существительного», «Приставки и предлоги».

       Работа над рассказом с опорой на схему способствует развитию речи, учит отвечать доказательно. Используя в качестве иллюстраций необходимый языковой материал.

      Имея перед глазами схему, школьники научатся последовательно излагать сведения, имеющиеся у них по данной теме. Обучающиеся могут задавать друг другу вопросы по схемам. Детям нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они требуют, чтобы отвечающий приводил примеры.

       Таким образом, идёт развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная её сторона, закрепляются полученные знания. И всё-таки основное назначение схем – помощь в практической деятельности при выполнении письменных работ. По этим схемам обучающиеся воспроизводят в памяти всё, что нужно для выполнения задания, и проверяют правильность написанного. Школьники и сами оценивают эти пособия как облегчающие запоминание грамматического материала и процесс правописания. При этом ни один ученик не чувствует себя беспомощным, у детей исчезает скованность, страх перед ответом.

       При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся, учёт возможностей того или иного ученика. Создаётся хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность – залог того, что занятие пройдёт успешно.

       



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Части речи

                                                     означает                        

отвечает

на вопросы

                подчёркивается                                                

имя

существительное

предмет

кто?  что?

кого?  чего?

кому?  чему?

кем?  чем?

о ком?  о  чём?

глагол

действие  предмета

что делать?

что сделать?

имя

прилагательное

признак  предмета

какой?

какая?

какое?

какие?

Приложение 1

Приложение 2

Предложение

!  ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

  ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ

?  ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

выражает  законченную  мысль

ГЛАВНЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

подлежащее

сказуемое

дополнение   _ _ _ _ _ _ _

определение   обстоятельство   - . - . - . -

       нераспространённое  предложение

                                                               

                                                          распространённое  предложение

Приложение 3

Состав слова

СЛОВО

¬

͡

^

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

по-,   при-,   до-,  пере-,   на-,   за-,  

в-,   с-,   у-,  

над-,   от-,   под-

-к-,   -н-,   -ов-,  

-ок-,   -ик-,   -ек-,

-ник-,   -чик-,

-очк-,   -ечк-,

-оньк-,   -еньк_

-и,   -е,   -у,   -а,

-ая,  -ое,  -ий   -ый,

-ые,   -ие

Приложение 4

Три склонения имён существительных

I

II

III

женский  и  мужской  род

на    -а      -я

мужской  и  средний  род

женский  род

на  

родительный:

 кого?  чего?

-и     -ы

дательный и предложный

только  

только    

   

Приложение 5

Имя существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...

Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В данной разработке представлен материал из опыта работы с ИКТ в начальной школе....

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

«Использование опорных схем на индивидуальных занятиях с обучающимися разных нозологий»

Работая в школе с глухими учащимися,  ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПРАВИЛЬНО И ДОСТУПНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЕ ИЛИ УРОК, ПОЭТОМУ Я УЖЕ 3 ГОД РАЗРАБАТЫВАЮ МОДЕЛИ, СХЕМЫ. И ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ОПЫТОМ....