Рабочая программа работы со одарёнными обучающимися "Мы - таланты"
рабочая программа

Рызыванова Альбина Витальевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_my_-_talanty.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рабочая программа

«Мы - таланты»

Составила:

Рызыванова Альбина Витальевна

 учитель начальных классов

                                      г. Пыть-Ях

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее, изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно разве что трудом, произведением — окончательным результатом творчества. Василь Быков

Пояснительная записка

Программа составлена  в соответствии с  учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения, стратегией развития МОУ СОШ №5 и системы образования ХМАО-Югры.

Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их. А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего тех, кто находится рядом с ребёнком. Без  помощи взрослых ему эти проблемы не решить. Работа с одаренными в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одаренными  талантливыми обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

       В классе выделяются  2  категории одаренных обучающихся: 

1.   Обучающиеся с высоким общим уровнем умственного развития при равных условиях  

2.  Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной  и творческой активностью.

Цель  работы с одаренными детьми

- выявление одаренных талантливых детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей;

- развитие и выработка социально ценных компетенций у обучающихся;

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

        Мы живем в то время, когда государству нужны не просто талантливые одарённые люди, а люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

        В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. Обучающиеся приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности и талант.

        Объединение этих двух актуальных потребностей общества привело к созданию программы «Мы - таланты»  

Цель программы:

Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей через проектную деятельность.

 Задачи:

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки презентации своей работы;

- обучить способам сбора и обработки информации;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся

Принципы педагогической деятельности в работе:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Формы работы:

- индивидуальные;

- групповые.

Направление работы

Сроки

1

Изучение плана работы школы

Сентябрь

2

Выбор  темы проектной работы

Сентябрь-октябрь

3

Работа над проектом

В течение года

4

Подготовка и участие  в конкурсе работ по теме «Дорожная безопасность»

Октябрь

5

Подготовка и участие  в  проекте «Моя МАМА» и «Празднике Мам» в рамках празднования Дня Матери

Октябрь-ноябрь

6

Подготовка и участие в   новогодних конкурсах и проекте «Новый год шагает по планете»

Ноябрь-декабрь

7

Подготовка и участие  в олимпиадах по предметам

Декабрь-январь

8

Подготовка и участие  научно-практической   конференции «Шаги в ХХI век».

В течение года

9

Подготовка  и участие в  конкурсе проектов «Мой город», «Мой класс», «Моя семья».

В течение года

10

Подготовка  и участие в  фестивале творческих работ «Книжка -малышка».

Февраль-март

11

Подготовка и участие в    празднике «Спасибо,  Азбука, тебе»

Март-апрель

12

Подготовка  и участие в  празднике «До свидания, школа! Здравствуй лето!».

Май

13

Подведение итогов работы.

Май

Методические рекомендации

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который достигается

благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием

учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления,

самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации,

трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки

или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода

проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо

отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект –

формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать

осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию.

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.

Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который

обязательно должен планироваться.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой

ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной

деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

- Определение тематического поля и темы проекта.

- Поиск и анализ проблемы.

- Постановка цели проекта.

2. Аналитический

- Анализ имеющейся информации.

- Сбор и изучение информации.

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ

альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Анализ ресурсов

3. Практический

- Выполнение запланированных технологических операций.

- Текущий контроль качества.

- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

- Подготовка презентационных материалов.

- Презентация проекта.

- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка,

концерт, праздник, публикация).

5. Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка качества выполнения проекта.

Перечень возможных форм продуктов:

 WEB-сайт

 видеофильм

 выставка

 газета, журнал

 игра

 постановка

 праздник

 коллекция

 мультимедийный продукт

 справочник

Перечень возможных форм презентаций:

 демонстрация готового продукта

 выставка

 реклама

 спектакль

  • Уровень сформированности коммуникативной компетентности

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.

  • Уровень сформированности информационной компетентности

Поиск информации

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

  • Уровень сформированности компетентности решения проблем

Постановка проблемы

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Сформированность  УУД:

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Основные разделы программы, формы, ожидаемый

воспитательный результат

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Творческая деятельность

Концерты, выставки, конкурсы

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Основы проектной деятельности

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Работа над проектом

работа над проектом

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

консультация преподавателя

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

презентация готового продукта

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

Формы контроля: выставки, выполнение проектов, презентация результатов и т.д.

После реализации программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

       Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее, изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно разве что трудом, произведением — окончательным результатом творчества, чем является проектная работа, созданная самими обучающимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
  3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2014.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
  5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
  6. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные таланты" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для занятий с театральным направлением....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа талантов"

Программа по внеурочной деятельности по курсу «Школа талантов» (кукольный театр) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные таланты"

Цель программысоздание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и ...

Рабочая программа работы с одарёнными учащимися 3 «В» класса 2020 – 2021 учебный год

программа направленная на работу с одаренными учащимися 3 "В" класса....

Программа работы с одарёнными детьми "Наши таланты" в начальной школе

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...