Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год
рабочая программа (4 класс) по теме

Колосовская Анна Анатольевна

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_khochu_vsyo_znat.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

 рабочего  посёлка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края

Программа работы с одарёнными детьми

«Хочу всё знать»

на 2012/ 2013 уч.год

Разработала:

Колосовская А.А.,

учитель начальных классов

р.п. Солнечный

2013 год

Сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто, хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Отличительные особенности одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно психологи выделяют  три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при

прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  1. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной

области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  1. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы «Хочу всё знать»:

-         развитие личности одаренных учащихся;

-      предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся,

умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

-      развитие творческой самостоятельности;

-      развитие коммуникативных умений;

-      развитие рефлексивных умений.

-    удовлетворение потребности в новой информации (широкая

информационно– коммуникативная адаптация);

-    помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность,

само презентация в отношениях).

-    проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,

олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

-   предоставление возможности совершенствовать способности в совместной

деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой – либо деятельности: учебная, художественная, физическая и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2-3 ступени.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальные занятия;
  • групповые занятия;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • консультирование обучающихся;
  • участие в конкурсах и конференциях;
  • участие в олимпиадах.

Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространённых форм удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими на специальных ученических конференциях разного уровня. Это обусловлено несколькими причинами.

       План  работы с одарёнными и талантливыми детьми на 2012-2013 учебный год  по программе «Хочу всё знать»:

Содержание работы

Сроки

Результат

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

Планирование работы

Сентябрь

План

Еженедельные  индивидуальные и групповые занятия

в течение года

Участие в конкурсах творческих работ

в течение года

Подготовка  и участие во Всероссийском   конкурсе «Родное слово -2012»;

сентябрь

Сертификаты

Подготовка  и участие во Всероссийском   конкурсе «Мир знаний -2012»:

- русский язык;

- математика;

- окружающий мир

Октябрь

сертификаты

Подготовка  и участие во Всероссийском   конкурсе «Русский медвежонок -2012»

Ноябрь

сертификаты

Участие в общешкольных, окружных, региональных конкурсах рисунков и поделок

Декабрь

Подготовка  и участие в  школьных конкурсах и олимпиадах

февраль

Подготовка  и участие во Всероссийском   конкурсе «Кенгуру 2013»

февраль

Подготовка и участие  районной научно-практической   конференции

Март

Участие во Всероссийских дистанционных  викторинах, конкурсах, олимпиадах

в течение года

Подготовка и участие в районных предметных  олимпиадах.

Март-апрель

Подготовка к проведению заочного конкурса «ЧИП»

Апрель

Подготовка и участие в конкурсах   детского   технического  и декоративно-    прикладного творчества.

в течение года

Создание портфолио учащихся

в течение года

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Ожидаемые результаты реализации программы «Хочу всё знать»:

  • развитие широких познавательных интересов;
  • развитие целостной картины мира (понимания мира как единого взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
  • развитие творческого, критического и логического мышления;
  • развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • умение работать совместно;
  • развитие способности к самопознанию;
  • повышению качества образования и воспитания школьников.

Диагностика качества реализации данной программы проходит в виде различных олимпиад, соревнований, конкурсов. Достижения каждого из учеников вносится в таблицу.

Достижения учащихся

Фамилия учащегося

Класс

Название конкурса, его статус и место проведения

Результаты, занятое место

Список использованной литературы и интернет ресурсов

Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с. 29-33.

Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

mir-znaniy@mail.ru

Приложение

Список Всероссийских дистанционных конкурсов

по учебным дисциплинам,

в которых могу принять мотивированные учащиеся:

  1. «Русский медвежонок»
  2. «Кенгуру»
  3. «Родное слово»
  4. «Мир знаний»
  5. «ЧИП»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.

Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...

Анализ работы кафедры методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год гимназии г. Балхаш

Анализ работы кафедры методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год...

Отчёт о работе методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год

Отчёт содержит в себе подробный анализ работы методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год....

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 уч.год

Тема над которой работает ШМО: « Становление личности учащегося через компетентностный подход в обучении и воспитании как условие получения нового образовательного результата соответствующего ФГОС.»...

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ « ОСОШ» за 2012-2013 учебный год

Школьное методобъединение в этом учебном году решало следующие задачи:·        Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционального ценностного позит...