Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа талантов"
материал (1 класс) на тему

Христенсон Татьяна Викторовна

Программа по внеурочной деятельности по курсу «Школа талантов» (кукольный театр) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа талантов»

для учащихся_1_класса

г. Радужный

2014

Составитель:

Христенсон Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

                                                                                   

Программа относится к общекультурному направлению.

        Срок реализации – 1 год.

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности по курсу «Школа талантов» (кукольный театр) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. № 373, примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021779-8, Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников/ Григорьев Д. В., Степанов П. В.. [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с., Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993).

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное и развивающее значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. В этом состоит актуальность программы кружка. Кроме того, программа призвана осуществлять взаимосвязь и преемственность учебной и внеурочной деятельности, как механизма обеспечения полноты и цельного образования.

Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка – создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития младших школьников.

Кружок «Школа талантов» относится к общекультурному направлению.

Цель кружка – эстетическое воспитание первоклассников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол.

Программные задачи:

  • развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства;
  • развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами;
  • воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками:
  • учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  • расширять представления детей об окружающей действительности;
  • развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях;
  • углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях;
  • учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  • воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  • расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы);
  • активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас, совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу, закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю.

Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая. 

Методы работы: словесные, объяснение, рассказ, эвристическая беседа; практические занятия: мастер – классы, конкурсы, репетиции, показ спектакля, экскурсии: самостоятельное знакомство с литературой, подбор пьес для постановок.

Обеспеченность программы средствами обучения.

Для обучения занятий имеется: отдельное помещение для занятий; переносная ширма; куклы (изготовленные участниками кружка); кружковая библиотечка (книги о театре, сценарии, сказки, пьесы для постановок спектаклей); материалы для изготовления кукол, ткань, ножницы, иголки; декорации для спектаклей; краски, гуашь, кисточки для оформления декораций.


Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам участия школьников во внеурочной деятельности первоклассники должны:

  • уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
  • уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
  • уметь подбирать рифму к заданному слову;
  • уметь составлять диалог между сказочными героями;
  • знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

2. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

3. Показ спектаклей в школе, детском саду

 Формируемые УУД

Личностные учебные действия:

развитие самооценки на основе критериев;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные учебные действия:

умение контролировать и оценивать свои действия;

способность принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные учебные действия:

умение легко вступать в межличностное общение;

умение организовывать и осуществлять сотрудничество;

умение учитывать позицию собеседника.

Система оценивания

Наиболее подходящей формой оценки внеурочной деятельности, является совместный просмотр представлений, коллективное обсуждение, выявление лучших работ, представление своего героя. 

Виды деятельности

  • игровая познавательная
  • досугово-развлекательная
  • проблемно ценностное общение
  • художественное творчество

Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта.


Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

 1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

 2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

 3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

 4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

 5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

 6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Уровни результатов внеурочной деятельности

1 уровень - приобщение школьникам социальных знаний

2 уровень - формирование ценностного отношения к социальной реальности

3 уровень – получения опыта самостоятельного социального действия

Учебно-тематический план

Название разделов

Название тем

Количество часов

Примечание

Вводное занятие

Здравствуй, театр!

1

Азбука театрального искусства

Театр кукол

2

Артикуляционная гимнастика

1

Интонация. Пальчиковые игры

2

Таинственные превращения

2

Культура и техника речи

2

Мы артисты

Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!»

6

Ритмопластика

2

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали»

6

Презентация «Мастерская кукол»

2

Основы театральной культуры

Основные принципы драматизации

2

Театральная игра

2

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы

1

Творческая работа: волшебные превращения

1

Обобщающее занятие

Праздник «Путешествие в страну сказок»

1


Содержание программы учебного курса

(33 часа, 1 час в неделю)

Вводное занятие

1. Здравствуй, театр! – 1 час

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра петрушек; с театральной лексикой; профессиями людей, которые работают в театре.

Азбука театрального искусства

2. Театр кукол – 2 часа

Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Знакомство с понятием «актёры-кукловоды», которые в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. Правила поведения в театре.

  1. Артикуляционная гимнастика – 1 час 

Знакомство с упражнениями для артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений.

  1. Интонация. Пальчиковые игры – 2 часа

Знакомство с понятием интонация, с пальчиковыми играми. Пальчиковые игры без проговаривания и с проговариванием текста.

  1. Таинственные превращения – 2 часа

Введение детей в мир театра. Первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства. Театральная игра. «Сказка, сказка приходи!» Инсценировка с детьми сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»

6. Культура и техника речи – 2 часа

Работа над скороговорками. Ключевые слова в предложении и умение выделять их голосом. Значение артикуляционной гимнастики. Работа над формированием четкой и грамотной речи.

Мы артисты

7. Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали» – 6 часов

Знакомство с творческими возможностями детей, их жизненным опытом. Побуждение к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Совершенствование внимания, памяти. Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучение приемов импровизации с помощью музыки. Разучивание с детьми текста пьесы, с учетом артикуляции, дыхания, голоса. Развитие внимания, воображения, памяти. Развитие способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Премьера театрализованного представления «Мы школьниками стали» с приглашением родителей.

8. Ритмопластика – 2 часа

Совершенствование умения создавать образы с помощью жестов, мимики.

9. Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!» – 6 часов

Развитие творческих возможностей детей, обогащение их жизненного опыта; побуждение к состраданию, чувству справедливости, к стремлению делать добро и бороться со злом. Развитие внимания, памяти, воображения. Разучивание текста пьесы с учетом артикуляции, дыхания, голоса. Премьера спектакля «С Новым годом, теремок!» для родителей.

10. Презентация «Мастерская кукол». – 2 часа

Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол, бутафории и декорации. Обучение работе над ширмой.

Основы театральной культуры

11. Основные принципы драматизации – 2 часа

Формирование умения разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест). Драматизация в костюмах и декорациях. «Теремок». «Лисичка – сестричка и серый волк».

12. Театральная игра – 2 часа

Работа над сочинением этюдов с придуманными обстоятельствами. Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка», русская народная сказка «Теремок»

13. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. – 1 час

14. Творческая работа: волшебные превращения – 1 час

Передача характера героя с помощью жестов, мимики. Использование приёма звукописи при изображении различных героев. Участие в конкурсе чтецов (декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).

Обобщающее занятие

15. Праздник «Путешествие в страну сказок» – 1 час

Обобщение знаний: костюмы, декорации, фонограмма. Конкурс на лучшую инсценировку сказок.

Список литературы

Для педагога:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021779-8.
  3. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников/ Григорьев Д. В., Степанов П. В. [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  4.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993).
  5. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 2010.
  6. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство, 2010.
  7. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1.  М; Л; Искусство, 2009.
  8. Соломник И. «Куклы выходят на сцену»  М; Просвещение, 2010.
  9. Чурилова В.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.  2009.

Для обучающихся:

  1. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
  2. Карточки-задания «Скороговорки»/Некрасова Л.М.  «Русский  фольклор»- М.,1986/
  3. Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды) /Енин А.В. «Учитель-актер»-В.,1998/
  4. Артикуляционные упражнения /Ершов  П.м. «Технология  театрального искусства» - М.,2002/
  5. В.Г. Ширяева «Кукольный театр в школе».
  6. Ю.В. Колчеева «Театрализованные игры в школе».
  7. 3. И.Ф. Петров « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2004 г.

Календарно-тематический план

Название разделов

Название тем

Количество часов

Дата

Примечание

Вводное занятие

Здравствуй, театр!

1

Работа кружка организована с 09.11.2011

Азбука театрального искусства

Театр кукол

2

Артикуляционная гимнастика

1

Интонация.

Пальчиковые игры

2

Таинственные превращения

2

Культура и техника речи

2

Мы артисты

Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!»

6

Ритмопластика

2

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали»

6

Презентация «Мастерская кукол»

2

Основы театральной культуры

Основные принципы драматизации

2

Театральная игра

2

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы

1

Творческая работа: волшебные превращения

1

Обобщающее занятие

Праздник «Путешествие в страну сказок»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные таланты" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для занятий с театральным направлением....

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Таланты"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Таланты"...