Программа "История и культура Санкт- Петербурга". 3 класс
рабочая программа по истории (3 класс) по теме
Рабочая программа по истории и культуре Санкт- Петербурга для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории и культуре Санкт- Петербурга. 3 класс | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на методическом совете школы Протокол № _________ от «_____»_____________ 2012 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СОШ №13 _________ /Харчилава Е.В./ Приказ № ______ от «_____»_____________ 2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории и культуре Санкт-Петербурга на 2013-2014 уч.год
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 3 класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Белышева Юлия Станиславовна
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками « Санкт-Петербург» .Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск второй. Выпуск третий.
ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
(для четырёхлетней начальной школы)
I. Пояснительная записка
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.
Курс «История и культура Санкт- Петербурга » как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Цель и задачи курса «История и культура Санкт - Петербурга».
Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Начать формирование краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
Описание места курса в учебном плане ОУ.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования для обязательного изучения предмета «История и культура Санкт –Петербурга » в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Результаты : личностные, метапредметные и предметные.
3--й класс
Личностными результатами изучения курса «История и культура Санкт -Петербурга» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-формирование умения делать выводы;
-формирование положительной мотивации к обучению;
-формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
- овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Содержание курса.
Содержание программы «История и культура Санкт – Петербурга » включает 2 раздела (2 выпуска ):
первый раздел – «Санкт – Петербург –город музеев и театров » ( 2 выпуск );
второй – «Из истории приневских земель» ( 3 выпуск ).
Содержание первого раздела (2 выпуск ) «Санкт – Петербург – город музеев и театров » знакомит учащихся с главными музеями и театрами нашего города и другими достопримечательностями , расположенными на берегах Невы. Учащиеся знакомятся с такими театрами, как: Михайловский театр, театр им. А.С.Пушкина (Александринский театр ) , театр комедии, Филармония. Также на уроках происходит знакомство с различными музеями нашего города: Русский музей,музеи на стрелке Васильевского острова: Кунсткамера, Зоологический музей.
На уроках происходит знакомство с площадями:
площадь Искусств, площадь Островского, Театральная площадь, раскрывается их эстетическая, историческая значимость.
Этот раздел знакомит учащихся с Российской национальной библиотекой-богатством Санкт- Петербурга.
В этом разделе учащиеся 3 класса знакомятся с храмами разных вероисповеданий.
Также этот раздел включает в себя изучение таких тем, как:
Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных. Петербургские мосты — их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов. Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности. Украшения фасадов старинных петербургских домов: колонны, пилястры, декоративное убранство. Создатели петербургских зданий: архитекторы, строители, декораторы. Сказочные существа в Петербурге. Скульптура, статуя, барельеф. Старинные петербургские фонари — их необходимость, особенности.
Содержание этого раздела раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города. Раскрывается эстетическая, общественная значимость достопримечательностей нашего города и ценность труда.
Содержание второго раздела ( 3 выпуск ) «Из истории приневских земель» знакомит учащихся с утилитарной значимостью всех частей любого города ,а также исторической и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).
Содержание раздела знакомит с жителями невских берегов, их бытом, традициями, укладом жизни. Знакомит с историей приневских земель.(Невские крепости. Кронштадт).
Содержание раздела программы «История и культура Санкт – Петербурга » знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство- символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы). Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
Содержание этого раздела также знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Домик Петра Первого– самое первое жилое здание нашего города ,Троицкая площадь – самая первая площадь нашего города , Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей. Указываются некоторые традиции, связанные с этими объектами. Подчеркивается значение объектов как символов, опознавательных знаков города.
Содержание раздела включает в себя знакомство с эпохой Петра Первого (ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого ), также знакомство с эпохой правления Анны Иоанновны ( царский двор в правление Анны Иоанновны ).
В данном разделе происходит знакомство с архитектурными стилями ( петровское барокко - Меншиковский дворец, русское барокко - Зимний дворец).
Данный раздел включает в себя тему «Как учили детей в Петербурге 18 века», в которой раскрываются традиции Санкт- Петербургской школы 18 века.
Благодаря содержанию этого раздела дети могут понять, что их ближайшее окружение – особый мир Города, требующий и особого поведения.
Предполагаемые результаты освоения программы.
Во время прохождения начального курса «История и культура Санкт-Петербурга» предполагается, что учащиеся:
- овладеют элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научатся правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;
- смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
- начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.
Формы учета результатов обучения.
Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины . Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, слушать и уважать чужое мнение, кратко и ёмко формулировать мысль, не бояться выражать свое мнение, брать на себя ответственность за команду.
Задания по текущему контролю за освоением программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.
Также и для домашней работы предполагаются познавательные задания, типа: «наряди здание и опиши его», «нарисуй свою решетку», «заполни лепестки ромашки», «допиши секретное донесение», «придумай свой ребус», «составь кроссворд», «сочини сказку», которые ребята выполняют всегда с удовольствием.
Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы.
Идеи, цель, задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы
«История и культура Санкт- Петербурга» ( 3 класс)
Идеи, цель, задачи программы | Прогнозируемые результаты освоения программы |
Идея содержания программы Название программы соответствует его идеи. Ребенок в знакомом, привычном для него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса». | |
Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми. | |
1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении. | Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей; |
2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:
| Выпускники 3 класса: грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, указанные в программе; отвечают на вопросы, предложенные учителем, сформулированные в учебных пособиях, показывая степень сформированности представлений - о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан (образцы вопросов в учебном пособии «Санкт – Петербург»); |
3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.
- ориентироваться по карте-схеме; - ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов); - выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам; - «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).
- из письменных источников, доступных возрасту детей (учебника, справочников, краеведческой литературы); - из изобразительных источников; - из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников); - от «носителей устной информации» | Ориентируются по упрощенной схеме города; - читают ее «легенду»; - находят основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находят объекты по природным и городским ориентирам. Ориентируются в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанина; Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают учебные прогулки и экскурсии. Умеют: - самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; - узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал памятник (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района); - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. |
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся |
- комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте или человеке; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. |
5. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется - в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?); - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.); - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. |
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
3-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности (знания и умения) | Вид контроля | Основные виды деятельности (УУД) | Домашнее зада ние. | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вводный урок. Санкт- Петербург – город музеев и театров. | 1 | Комбинированный урок | Повторение, обобщение материала предыдущего учебного года. Введение в раздел «Санкт –Петербург- город музеев и театров». Повторить материал о стрелке Васильевского острова , изученный во 2 классе. | Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. | Текущий контроль. | Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные:
Регулятивные:
формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану. | Т. С.3-5 | ||
.Музеи на стрелке Васильевского острова. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | Т. с.5-7 | |||||
Площадь Искусств. Михайловский театр. Здание Филармонии | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | . Местоположение, название,облик площади Искусств, Михайловского театра, здания Филармонии. | Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . | Текущий контроль. | Т. С.8-11 | |||
Михайловский дворец. Русский музей. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик Михайловского дворца. | Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . Уметь: Ориентироваться по упрощенной схеме города; - читать ее «легенду»; -находить основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находить объекты по природным и городским ориентирам. Уметь: Ориентироваться в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Знать: -о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); -об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); -о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; | Текущий контроль. | Личностные:
Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и события. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Т. С.12-14 | ||
Площадь Островского. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик площади. | Текущий контроль. | Т.с. 15-18 | ||||
Театр имени А.С.Пушкина. (Александринский театр). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик, архитекторы театра. | Текущий контроль. | Т.с. 19-21 | ||||
Российская национальная библиотека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик,архи-текторы библиотеки. | Текущий контроль. | Т.с 22-24 | ||||
Елисеевский магазин. Театр комедии. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик,архи-текторы сооружений. | Текущий контроль. | Т.с. 25-27 | ||||
Вопросы и задания (итоговое занятие) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. | Тематический контроль. | |||||
Театральная площадь. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик площади. | Текущий контроль. | Т.с. 28-31 | ||||
Санкт-Петербург-ские храмы. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение храмов. Название храмов. Облик храмов. | Текущий контроль. | Т.с. 32-36 | ||||
«Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Петербургские мосты- их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов. | Текущий контроль. | Т.с. 37-43 | ||||
Мосты через Неву. | 1 | Комбинированный урок | Петербургские мосты их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов | Текущий контроль. | Т.с. 44-49 | ||||
«В гранит оделася Нева…» | 1 | Комбинированный урок | Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных. | Текущий контроль. | Т.с. 50-54 | ||||
«Твоих оград узор чугунный…» | 1 | Комбинированный урок | Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности | Текущий контроль. | Т.с. 55-58 | ||||
Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. Атланты и кариатиды. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 59-61 | ||||
Герои мифов в скульптуре. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 62-65 | ||||
Скульптуры- аллегории. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Аллегорические скульптуры. | Текущий контроль. | Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; -формирование умения определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила | Т.с. 66-68 | |||
Животные в скульптуре. Звери и птицы. | 1 | Комбинированный урок | Сказочные существа в Петербурге. | Текущий контроль. | Т.с. 69-72 | ||||
Фантастические животные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 73-75 | ||||
Вопросы и задания (итоговое занятие) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. | Тематический контроль. | Т.с. 76-77 | ||||
Жители невских берегов. | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь города и горожан.Горожане — «помощники» города. | Текущий контроль. | Т.с. 3-6 | ||||
Из истории приневских земель. | 1 | Комбинированный урок | Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 7-9 | ||||
Невские крепости. Кронштадт. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости | Текущий контроль. | Т.с. 10-12 | ||||
Петропавловская крепость. Петропавловский собор. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости | Текущий контроль. | Т.с. 13-19 | ||||
Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение, необходимость сооружения домика Петра Первого. | Текущий контроль. | Т.с. 20-22 | ||||
Петровское барокко. Меншиковский дворец. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение дворца. Название дворца. Облик дворца. | Текущий контроль. | Т.с. 23-26 | ||||
Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с эпохой Петра Первого. | Текущий контроль. | Т.с. 27-29 | ||||
Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение Адмиралтейства. Название. Облик Адмиралтейства (планировка, цвет). | Текущий контроль. | Т.с. 30-33 | ||||
Александро-Невская лавра. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик лавры. Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 34-37 | ||||
Невский проспект. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с Невским проспектом-главным в нашем городе. | Текущий контроль. | Т.с. 38-41 | ||||
Царский двор в правление Анны Иоанновны. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 42-44 | ||||
Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | 1 | Комбинированный урок | Местоположение дворцов,название, облик(планировка, цвет,украшения фасадов). Создатели дворцов. | Текущий контроль. | Т.с. 45-49 | ||||
Как учили детей в Петербурге 18 века. Итоговое занятие. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей | Тематический контроль. | Т.с. 50-53 |
Характеристика УМК.
1.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011
2.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск третий : Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011
Список литературы.
1. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003.
2. Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. - СПб., СМИО Пресс. 2004.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006.
4. Махинько Л. Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для начальной и основной школы. - СПб., Изд. Н.Ф. Куприянова, 2000.
5.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
6.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.
7 Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.
8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.
9.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.
10.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.
11.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.
12.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.
Литература для детей
- Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.
- Журнал «Автобус», 1995-2008.
- Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).
Программы учебных и элективных курсов
1. Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник (программы элективных курсов) / под ред. Л. М. Ванюшкиной. - СПб., СМИО Пресс, 2006.
2. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции. Программы учебных курсов. - СПб.. СМИО Пресс, 2002.
3. Программа элективного курса профильной подготовки «Многонациональный Петербург». Авторы-сост. Баранов П. А., Ермолаева Л. К., Смирнова Т. М. - СПб., СМИО Пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"
Эту презентацию можно использовать на уроке по истории города....
Интегрированный урок математики и истории и культуры Санкт-Петербурга, 2 класс
Урок по теме "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100".Закрепление изученного материала....
Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга
Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....
Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.
Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....