Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty.docx | 53.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы
методического объединения учителей начальных классов
МКОУ СОШ №4
с.Нижняя Александровка
Минераловодского района
за 2015 - 2016 учебный год
Методическая тема начальной школы:
Тема: Системное использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников в контексте реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов
Цель: Повышение качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС через реализацию современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Учитывая вышесказанное, на 2015-2016 учебный год были определены следующие задачи:
Задачи:
- Продолжить работу по реализации проекта «Учимся учить» с целью повышения качества преподавания в свете новых ФГОС, качества знаний учащихся, формирование УУД;
- Продолжить реализацию программы внеурочной деятельности «Школа формирования личностных компетенций», направленную на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.
- Обобщать опыт работы, транслировать его через выступления на заседаниях МО, НМС, педсоветах школы и РП(М)О, активно участвовать в конкурсах, смотрах-конкурсах, фестивалях, работе научно-практических семинаров и конференций разного уровня.
Были выбраны направления в работе.
Направления работы:
Аналитическая деятельность:
- Анализ методической деятельности за 2015/2016 учебный год и планирование на 2016/2017учебный год.
- Анализ посещения открытых уроков.
- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
- Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования и среднего образования.
- Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
Консультативная деятельность:
- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.
Формы работы МО
- Целевые и взаимные посещения уроков с последующим об суждением их результатов.
- Открытые уроки.
- Организация предметной недели.
- Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с прак тическим их показом.
- Разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий.
- Участие в семинарах и конференциях.
- Организация предметных олимпиад.
- Работа с одаренными детьми.
Критерии эффективности МР
- Качество обученности учащихся.
- Количество призеров олимпиад и конкурсов
- Общий уровень организации УВР;
- Участие в методической работе школы, района.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Организационные формы работы:
- Заседания методического объединения.
- Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
- Взаимопосещение уроков педагогами.
- Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
- Повышение квалификации педагогов на курсах.
Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 4человек. Из них имеют: высшее педагогическое образование 2 человек, средне – профессиональное образование - 2человека.
Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено 10 заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
Заседания методического объединения учителей начальной школы на 2015-16уч. год
Сроки | Основная тема | Рассматриваемые вопросы |
август | Организационное. | 1Рассмотрение календарно-тематических планов . 2. Анализ работы МО за 2014/15 уч. год. 3. Утверждение плана методической работы на 2015/16 уг 4. Обсуждение нормативных, программно – методических документов. Ознакомление с базисным планом. 5. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году. 6. Утверждение тем по самообразованию педагогов. |
октябрь | «Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе». |
|
ноябрь | «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС». | 1Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся. 2. Контроль и самоконтроль учащихся. 3. Самооценка младших школьников: |
декабрь | Новое в документах Здоровьесберегающиеаспек-ты учебной деятельности в начальной школе | 1Изучение нормативных документов. Форма проведения: круглый стол. 2. Здоровьесберегающие аспекты учебной деятельности в начальной школе |
январь | Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса. | 1Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися. 2Перспективные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
|
февраль | «Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе». | 1Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. 2Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР. 3Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы. 4Использование информационно –коммуникационных технологий на уроках 5.О изменении в УМК « Гармония» и исключения ряда учебников из программы. 6 О подготовке к ВПР |
март | « Развитие творческих и исследовательских способностей младших школьников на уроках.» |
( «круглый стол»).
-проектная и исследовательская деятельность в начальной школе; -развитие познавательной деятельности учащихся |
март | «Реализация плана мероприятий по подготов-ке к проведению всерос-сийских проверочных работ и анализ результатов тренировочных ВПР» |
4 «Круглый стол» по вопросам реализация плана мероприятий по подготовке к проведению всероссийских проверочных работ |
май | Достижения и нерешенные проблемы начальной школы» |
На заседаниях ШМО было уделено внимание современным образовательным технологиям, особенно организации проектной деятельности. Особое внимание уделено мониторингу знаний и умений обучающихся. Заседания ШМО имели практическую направленность.
В 2015-2016 учебном году были проведены следующие мониторинги:
- входной контроль качества знаний обучающихся 2,3 классов в виде комплексной работы
- итоговый контроль за качеством образования по вопросу соответствия содержания и качества подготовки обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС в части уровня развития общеучебных умений и навыков
- итоговый контроль качества подготовки обучающихся 4-х классов ВПР
В рамках реализации школьной целевой программы оценки качества образования учителями ШМО в этом году были разработаны контрольные работы для мониторинга знаний и умений обучающихся по разным темам русского языка и математики. Были разработаны материалы контрольных работ, определены сроки проведения мониторинга. Каждый учитель разработал различные формы и виды КИМов
Учителями начальных классов были прослушаны курсы повышения квалификации и семинары по различной тематике. Курсы, которые проходили учителя, связаны с повышением ИКТ-компетенции учителя и применением информационных технологий в практической деятельности, организации внеурочной деятельности. После прохождения курсов учителя применяли полученные знания в своей работе и делились своим опытом с коллегами.
Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе нет учителей , которые в течении 5 лет не посетили курсы повышения квалификации.
Обобщение опыта работы
Учителя начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Учителями для представления своего опыта работы использовались:
а) участие в районных мероприятиях;
б) заседания РМО,
в) заседания ШМО, школьные совещания, педсоветы,
г) открытые уроки и мероприятия
д) взаимопосещения уроков учителей
Проведение открытых уроков
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Учителя дали следующие открытые уроки:
- Учителем 1 класса (Рябова Т.И.)был дан урок литературного чтения по теме «Прощания с Азбукой»
- Учителями 2 класса и 3 класса Гетманской Т.Н. и Аджигабуловой М.М. были проведены Дни открытых дверей
Где учителя показали как работают их дети в разных ситуациях , а потом прованализировали работу на родительском собрании.
- Саматоева Е.Т.проводила смотры знаний для учеников и их родителей. Она провела очень серьезную сильную работу по подготовке учащихся 4 классов к проведению ВПР.
Педагоги целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.
Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, осознанности, связи теории с практикой.
Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.
Постоянный рост мастерства учителей положительно отражается на результатах их деятельности.
Учителя нашего МО - участники многих профессиональных конкурсов, пед. чтений, городских семинаров.
Гетманская Т.Н. , Аджигабулова М.М., Саматоева Е.Т публикуют свои методические материалы на сайтах.
Индивидуальная работа с учениками начальной школы
Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
- прогулы.
Учитывая эти причины учителя составили индивидуальные планы работы с такими учащимися.
Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие в районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» , всероссийский конкурс по математике «Олимпиада+» «Учи.ру», , во Всероссийской игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» , всероссийский конкурс «Человек и природа» , а также и в других олимпиадах
В течение этого года обучающиеся участвовали в различных творческих и спортивных конкурсах, в Днях здоровья
Принимали участие в районных и краевых конкурсах и мероприятиях.
Освоение современных технологий.
В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса. В течение года посещали краткосрочные семинары СКИПКРО, проводили уроки с использованием мультимедиа и интерактивной доски, готовились к урокам и мероприятиям, используя возможности компьютера.
Учителя в течение года работали в творческих группах по освоению различных технологий обучения. В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.
Здоровьесберегающей работой учебной деятельности в начальной школе стала:
- Работа учителей начальных классов по сохранению здоровья учащихся, обеспечению безопасности их жизнедеятельности, формированию жизненных навыков и здорового образа жизни.
- Роль уроков физической культуры в поддержании и укреплении здоровья учащихся и воспитании потребности в здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
Организация внеклассной работы
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы, предметные декады.
Победителям вручались грамоты и призы.
Практическая часть представляла организацию внеурочной деятельности спортивного направления в форме спортивного праздника и Дня здоровья.
Духовно – нравственное (гражданско – патриотическое) направление просматривалось в работе МО. Большая работа была проведена к подготовке и праздновании 71годовщины Дня Победы.
Учителя подготовили и провели праздники , посвященные Дню Учителя, Дню Матери, 8Марта, к 23 февраля. Конкурс стихов ,посвященных ВОВ. Участие в творческих конкурсах.
МО рассматривало и развитие творческих и исследовательских способностей младших школьников на уроках.
За основу программы дополнительного образования и модифицировали их с учётом требований ФГОС НОО взяты следующие кружки
«Истоки возрождения»»
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет решать следующие задачи:
-развитие навыков коллективной деятельности;
-пробуждение интереса к новой исследовательской деятельности;
-удовлетворение потребности в усвоении и расширении математических и филологических понятий;
- повышение познавательной мотивации обучающихся.
«Корректирующая Гимнастика»
Цель данных программ - это создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления. научить детей следить за своим здоровьем
«Сувенир»»
Программа ориентирована на участие детей в общественной жизни школы, на воспитание убеждений, духовных потребностей. Дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, подчинять свои желания интересам коллектива.Учить творческому мышлению
«Русские народные игры»
Цель данной программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к ЗОЖ. Формирует чувство собственной ответственности за здоровье.
Но главным испытанием для всей начальной школы стала подготовка и проведение ВПР.
Всероссийская проверочная работа учащихся не является государственной итоговой аттестацией( экзаменом), проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.
Особенность всероссийской проверочной работы:
- единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ и их оцениванию;
- использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для развития региональных систем образования. Рособрнадзор планирует использовать всероссийские проверочные работы в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образовательного пространства в Российской Федерации .Поэтому нам учителям очень внимательно нужно пересмотреть всю работу , уходить от традиционных форм контроля учащихся, пересмотреть комплексные работы , а уже начиная со 2 класса вести серьезную работу по подготовке к ВПР.
Вывод по работе МО.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен.
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. Каждый учитель работал над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях методических объединений .
Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.
Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов и помогали неуспевающим ученикам усвоить школьную программу.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- слабая вовлеченность педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;
- недостаточное количество открытых уроков и взаимопосещаемости педагогов начальной школы
- недостаточный уровень самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся.
-слабая подготовка к ВПР
Итоги работы в 2015 – 2016 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».
Учитывая вышесказанное, на 2016/17 учебный год определены следующие задачи:
1. Продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС НОО второго поколения;
2. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций
3. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
4. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
5. Создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта учащимися.
6. Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся
7. Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы (открытые уроки), обучающие семинары
8. Развитие творческой деятельности учащихся, как основополагающего фактора развития мыслительных и личностных способностей детей
9. Серьезная подготовка к ВПР
Руководитель МО__________________Т.Н.Гетманская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ методического объединения учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г.Саратова за 2011-2012 учебный год.
В статье анализируется методическая работа учителей начальных классов и уровень преподавания в начальной школе МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова....
Анализ методического объединения учителей начальных классов за 2012\2013 учебный год.
Данная работа может быть использована как образец при выполнении анализа методической работы руководителям МО....
Анализ работы районного методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.
Анализработы районного методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.Руководитель РМО – Хорошевская Л.З. Ро...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.
В данной работе МО учителей начальных классов дан подробный анализ состояния преподаваемых предметов (в течение учебного года проводился мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихс...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском языке» для 4 класса учителя начальных классов Андреевой Анны Ивановны УМК «Школа России» 2015-2016 учебный год
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:-Развитие художественно-творческих и познавательныхспособностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест...
Анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты в 2020 – 2021 учебном году.
Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании...
Доклад на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Доклад затрагивает актуальную на данный момент проблему групповой работы в начальной школе. Для повышения мотивации у младших школьников уровня УУД....