Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.
материал на тему

В данной работе МО учителей начальных классов дан подробный анализ состояния преподаваемых предметов (в течение учебного года проводился  мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся начальных  классов), анализ уровня ЗУН учащихся 2- 4 классов по русскому языку и математике. Освещена работа педагогического состава в течение учебного года. Проанализирована внеучебная деятельность (открытые мероприятия, предметные недели, общешкольные праздники и т.д.). сделаны вводы и поставлены задачи работы на 2016-2017 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_15-16g.doc337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за  2015-2016 учебный год.

Основная тема: совершенствование коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника,  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цель работы ШМО: обеспечение  образовательного стандарта детей с ОВЗ по программам СКОУ  V и VIII видов.

Задачи:

1. Стабилизировать  уровень качества знаний учащихся:

  • в отделении V вида: общий  - до 20-21% ;  русский язык  - 21-24 %; математика – 38-40%.
  • в отделении VIII вида стабилизировать  прочность усвоения знаний и умений применять их на практике:  общий - 56 – 58%

2. Совершенствовать содержание образовательного процесса через комплексную систему реализации учебных программ и накопленный опыт коррекционного воздействия на ребёнка.

3.   Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые и т.д.)

4.  Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.

5. Создать условия для творчества педагогов и учащихся  во всех видах деятельности

( участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)

   6. Продолжить работу над методической темой школы

Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2015-2016 учебный год, утвержденным на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2015 г.                                                                                                            

 В соответствии с планом заседаний МО и планами самообразования по заявленным темам учителями  ведется работа:

  • посещение  уроков коллег с целью обмена опытом и наблюдения за эффективными приёмами организации урока в соответствии с графиком;
  • пополнение методической копилки МО анализами и предложениями по совершенствованию учебно-воспитательной работы в изучаемых на заседаниях МО направлениях, наиболее интересными педагогическими находками, разработками уроков, результативных фрагментов уроков и т.д.;
  • знакомство с опытом работы коллег, подготовка выступлений и сообщений на заседаниях МО;
  • осуществление воспитательной работы;
  • проведение контрольные срезов и административных контрольных работ
  • прохождение  курсовой подготовки;
  • работа над индивидуальной методической темой;
  • проведение мониторингов, диагностик, анкетирования.

 Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных образовательных задач, что, в конечном счете, направлено на повышение качества образовательного процесса в современной школе.

  В  2015-2016 уч. году было проведено 8 заседаний методического объединения, на которых рассматривались и утверждались рабочие адаптированные образовательные программы для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи по предметам и рабочие адаптированные  основные образовательные программы для учащихся с умственной отсталостью. Педагоги делились своим опытом по следующим темам:

- Организация учебного процесса в начальной школе

- Заседание круглого стола «Использование наиболее эффективных приемов и методов обучения и воспитания младших школьников»

- «Адаптация первоклассников к школе как психолого - педагогическая проблема»

-«Освоение и внедрение современных педагогических технологий в обучении»

- «Использование современных образовательных технологий в учебно- воспитательном процессе»

Проведено 3 внеплановых заседания по рассмотрению индивидуальных образовательных программ на учащихся, слабо усваивающих программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

             Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей,  направлена на усовершенствование учебно-воспитательного процесса, освоение новыми педагогическими технологиями, совершенствование педагогического мастерства.                                                                

ШМО учителей начальных классов работало  в составе 14 педагогов под руководством заместителя директора Е.А.Шавиной.

Анализ состояния преподаваемых предметов в начальной школе.

В течение учебного года проводился  мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся начальных  классов.

Учебная деятельность.  1 классы по итогам успеваемости

На конец I четверти                                                            

На конец года

Дети группы риска выделены из группы детей с низкими возможностями

Из данной диаграммы видно, что увеличилось количество учащихся с хорошими и средними  возможностями увеличилось. В каждом классе обучались дети, которые в конце учебного года были переведены на обучение по программе для детей с умственной отсталостью.  

Результаты успеваемости 2-4 классов

за 2015 – 2016  учебный год (процент успевающих на «4» и «5»)

На конец I четверти                                                                        На конец учебного года

Анализ данных, приведенных в таблице и на диаграмме показывает, что знания, умения и навыки младших школьников соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования. Наблюдается стабильность показателей у учащихся 2 д, 3 г, 3 д классов . Во 2 г, 4 г, 4 д и 4 з классах количество хорошистов увеличилось. Общее количество успевающих учащихся по сравнению с I четвертью повысилось с 19  до 24 человек. Все это свидетельствует об объективности оценки ЗУН учащихся педагогами и достаточно большой индивидуальной работе со слабыми учащимися.

Уровень ЗУН учащихся 2-4 классов по русскому языку

Анализируя данные результаты по выполнению контрольных работ по русскому языку, следует отметить достаточно хороший уровень знаний, умений и навыков у учащихся 4 з, 4 д, 2 г    классов. В каждом классе есть ученики, хорошо усваивающие программный материал по предмету, но есть и  дети, которые не усваивают программу по русскому языку, в конце года переведены на обучение для детей с умственной отсталостью. Качество обученности  к концу учебного года снизилось, т.к. усложнился программный материал (но поставленная перед МО задача «стабилизировать  уровень качества знаний учащихся: в отделении V вида по русскому языку  - 21-24 %» решена). Во многих классах обучаются дети, которые не усваивают программу по русскому языку, в конце года переведены на обучение для детей с умственной отсталостью

Данные, приведенные в диаграммах, свидетельствуют о том, что во 2 - 4 классах результаты выполнения контрольных работ относительно  стабильны

Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в  работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

  • Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
  • Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
  • Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике;
  • Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;

        Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.

Рекомендации:

В целях повышения грамотности учащихся  необходимо:

  • Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
  • Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  • Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
  • Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

Уровень ЗУН учащихся 2-4 классов по математике

Анализируя данные результаты по выполнению контрольных работ по математике, следует отметить достаточно хороший уровень знаний, умений и навыков у учащихся 2 г, 2 д, 3 д, 4 г, 4 д, 4 з   классов. В каждом классе есть ученики, хорошо усваивающие программный материал по предмету.

Качество обученности, по сравнению с началом учебного года повысилось на 7 %. Учащиеся отделения для детей с ТНР лучше усваивают программу по математике, чем по русскому языку.

        Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения контрольной  работы по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
  • Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
  • Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
  • Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
  • Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
  • Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
  • Недостаточно прочно отработать приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
  • Невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.

      Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных  классов  как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

Рекомендации:

      В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:

  1. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
  2. Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  3. Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
  4. Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
  5. Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения и умножения  однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел;
  6. Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении задачи.          

На протяжении всего учебного года учителя изучали  методику проведения  современного урока с использованием ИКТ.  У каждого учителя накопилось определенное количество мультимедийных проектов и разработок.

Заместителем  директора Е.А.Шавиной постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, проводилась проверка дневников и тетрадей обучающихся начальных классов.  Было  отмечено, что журналы  заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради ведутся в соответствии с требованиями, четко соблюдался график контрольных работ.                    

        Через использование дифференцированного и индивидуального подхода ведётся работа с успешными и слабоуспевающими детьми. На уроках учителя предлагают учащимся разноуровневые задания, работу в парах, в группах, тестовые задания. Проводятся дополнительные занятия с неуспевающими и одарёнными детьми.

      Учителя 1-х классов (Е.В.Брагина, Л.В.Комиссарова, С.В.Чеснова) проводят уроки с элементами игры и занимательности. Свободно владеют технологией уроков по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся: Серова Т.Н., Варламова Н.В.

 

Учителями были даны открытые уроки:

- 3 г класс, учитель Т.Н.Серова урок по математике и информатике по теме: «Умножение и деление. Закрепление изученного.»

- 3-д класс, учитель  О.Н.Прорешкина  открытый урок по фонентике, грамматике, правописанию (русскому языку)   по теме «Состав слова».

- 3-а класс, учитель М.В.Кузнецова открытый урок живого мира «Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни»

   Все уроки  получили хорошую оценку коллег. На уроках дети разгадывали кроссворды, выполняли разнообразные упражнения и задания, которые являлись итогом самостоятельной исследовательской работы учащихся,  самостоятельно приходили к определенным выводам, делали умозаключения.

 На данных уроках учителя использовали современные компьютерных технологии. Педагоги  показали, как умело используют  различные приемы взаимодействия с учащимися для создания положительной атмосферы на уроках, создают учебные ситуации для максимального вовлечения  учащихся в учебное общение, стимулируют интерес к изучаемому материалу, учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся при выполнении урочных и домашних заданий, поддерживают учащихся в учении, применяя различные активные методы обучения. Выполняются санитарно-гигиенические требования к урокам. Все уроки получили высокую методическую оценку.

В декабре 2015 г. Пазухиной Т.С.был проведен мастер – класс по занимательному труду во 2 б классе «Подарок к Новому году», на котором дети мастерили символ 2016 года.

 В апреле 2016 г. Н.В.Варламова провела мастер – класс в 4 г классе «Изготовление пасхального яйца в технике декупаж».

    Учителя начальных классов проводят большую работу по активизации познавательной деятельности учащихся, поддержке детей, нуждающихся в особом внимании со стороны педагогов.   С этой целью организованы кружки, учащиеся принимают активное участие в очных и заочных конкурсах разного уровня, предметных олимпиадах (например «Лисенок», «Обнинские олимпиады», международные конкурса проекта «Видеоурок» и т.д.).

     В этом учебном году в рамках повышения квалификации работников образования прошли обучение на курсах повышения квалификации  Н.В.Варламова,  И.А.Артюшенко (ЦСО «Организация, содержание и методическое обеспечение работы учителя в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» август 2015г.).

Анализ внеурочной работы

Вся работа учителей начальных классов направлена на усовершенствование учебно-воспитательного процесса, освоение новыми педагогическими технологиями, совершенствование педагогического мастерства.

По традиции на нашем отделении в начале  учебного года проводится декада по обеспечению безопасности жизнедеятельности младших школьников,  в рамках которой  были проведены занятия по обучению правилам дорожного движения, организованы инсценированные классные часы, беседы, игры и викторины.

Методическое объединение учителей начальных классов принимало активное участие во всех воспитательных мероприятиях школы: традиционные праздники «Подарки золотой осени», «Прощай, Азбука», неделя русского языка, «Смотр строя песни», «День именинника», «Масленица» и др.

В соответствии с планом работы   были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • предметные недели по:

- трудовому обучению «Семь шагов к профессии» (отв. Н.В.Варламова, И.А.Артюшенко)

- окружающему миру «Знатоки природы» (отв. О.Н.Прорешкина, О.Ю. Тюленкова)

- русскому языку «Великий и могучий русский язык» (отв. Н.В.Коновалова, Л.И.Фомичева)

- по литературному чтению «Сказки – это здорово!» (отв С.В.Чеснова, Л.В.Комиссарова)

- по математике «Математика – это интересно» (отв. Л.Р.Федорова, И.В.Вражнова)

- Предметная неделя «Путешествие по неизведанным планетам» (отв. О.Н.Прорешкина, Т.Н. Серова)

- предметная неделя «Никто не забыт, ничто не забыто»  (отв Т.С.Пазухина, С.В.Чеснова, Л.В.Комиссарова)

В рамках предметных недель  на отделении для детей с ТНР были организованы и проведены школьные олимпиады по  окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, математике. Детям были предложены интересные задания по предметам, определен день  и время, в которое все учащиеся выполняли задания. Лучшие знатоки  награждены грамотами.

Также были организованы:

  •      к Новому году был проведен конкурс общеклассных проектов «Самая креативная  ёлка»,  организована выставка новогодних поделок и рисунков, которые учащиеся делали не только на уроках, но и дома с родителями, что позволило обогатить формы взаимодействия кл. руководителя с родителями, раскрыть творческий потенциал как детей, так и взрослых.
  •  к 23 февраля организован и проведен смотр строя и песни, в котором принимали участие ребята 2-4 классов отделения для детей с ТНР. Дети пели песни, маршировали, представляли военную  форму разных войск.
  •  в апреле 2016г. Е.В.Брагина провела праздник для учащихся 1-х классов «Прощание с Азбукой». Дети читали стихи про алфавит, разгадывали загадки, пели песни, были приглашены гости из Макдональдса.

     Начальная школа сотрудничает с другими образовательными учреждениями, которые позволяют  учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя.  Так  наши учащиеся участвовали в  V открытом городском фестивале-конкурсе творчества детей с ОВЗ «Поверь в мечту», который был организован  детской школой искусств № 2. Ребята  участвовали в концерте, в конкурсе поделок и рисунков. Заняли призовые места, за что были поощрены грамотами  и сладкими подарками.

  Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты, благодарственные письма и призы.

Выводы:

Анализируя работу МО за  2015 – 2016 учебный год можно отметить, что запланированная работа выполнена. В следующем году следует не снижать темпов работы с детьми, заниматься самовоспитанием, самообразованием, самообучением.

Итоги работы в 2015 – 2016 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей  начальных классов «удовлетворительной».

Задачи на 2016 – 2017 учебный год

1. Стабилизировать  уровень качества знаний учащихся:

  • в отделении V вида: общий  - до 20-21% ;  русский язык  - 21-24 %; математика – 38-40%.
  • в отделении VIII вида стабилизировать  прочность усвоения знаний и умений применять их на практике:  общий - 56 – 58%

2. Совершенствовать содержание образовательного процесса через комплексную систему реализации учебных программ и накопленный опыт коррекционного воздействия на ребёнка.

3.   Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые и т.д.)

4.  Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.

5. Создать условия для творчества педагогов и учащихся  во всех видах деятельности

( участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)

   6. Продолжить работу над методической темой школы

Отчёт подготовила руководитель ШМО начальных классов                                       /С.В.Чеснова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012/2013 учебный год

Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году  - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности ...

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год.

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год....

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов, технологии за 2014/2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год.- Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации ФГО...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год

http://Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

Анализ работыметодического объединенияучителей начальных классовза 2016-2017 учебный год...