Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.
материал на тему
В данной работе МО учителей начальных классов дан подробный анализ состояния преподаваемых предметов (в течение учебного года проводился мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся начальных классов), анализ уровня ЗУН учащихся 2- 4 классов по русскому языку и математике. Освещена работа педагогического состава в течение учебного года. Проанализирована внеучебная деятельность (открытые мероприятия, предметные недели, общешкольные праздники и т.д.). сделаны вводы и поставлены задачи работы на 2016-2017 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_15-16g.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.
Основная тема: совершенствование коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Цель работы ШМО: обеспечение образовательного стандарта детей с ОВЗ по программам СКОУ V и VIII видов.
Задачи:
1. Стабилизировать уровень качества знаний учащихся:
- в отделении V вида: общий - до 20-21% ; русский язык - 21-24 %; математика – 38-40%.
- в отделении VIII вида стабилизировать прочность усвоения знаний и умений применять их на практике: общий - 56 – 58%
2. Совершенствовать содержание образовательного процесса через комплексную систему реализации учебных программ и накопленный опыт коррекционного воздействия на ребёнка.
3. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые и т.д.)
4. Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.
5. Создать условия для творчества педагогов и учащихся во всех видах деятельности
( участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)
6. Продолжить работу над методической темой школы
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2015-2016 учебный год, утвержденным на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2015 г.
В соответствии с планом заседаний МО и планами самообразования по заявленным темам учителями ведется работа:
- посещение уроков коллег с целью обмена опытом и наблюдения за эффективными приёмами организации урока в соответствии с графиком;
- пополнение методической копилки МО анализами и предложениями по совершенствованию учебно-воспитательной работы в изучаемых на заседаниях МО направлениях, наиболее интересными педагогическими находками, разработками уроков, результативных фрагментов уроков и т.д.;
- знакомство с опытом работы коллег, подготовка выступлений и сообщений на заседаниях МО;
- осуществление воспитательной работы;
- проведение контрольные срезов и административных контрольных работ
- прохождение курсовой подготовки;
- работа над индивидуальной методической темой;
- проведение мониторингов, диагностик, анкетирования.
Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных образовательных задач, что, в конечном счете, направлено на повышение качества образовательного процесса в современной школе.
В 2015-2016 уч. году было проведено 8 заседаний методического объединения, на которых рассматривались и утверждались рабочие адаптированные образовательные программы для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи по предметам и рабочие адаптированные основные образовательные программы для учащихся с умственной отсталостью. Педагоги делились своим опытом по следующим темам:
- Организация учебного процесса в начальной школе
- Заседание круглого стола «Использование наиболее эффективных приемов и методов обучения и воспитания младших школьников»
- «Адаптация первоклассников к школе как психолого - педагогическая проблема»
-«Освоение и внедрение современных педагогических технологий в обучении»
- «Использование современных образовательных технологий в учебно- воспитательном процессе»
Проведено 3 внеплановых заседания по рассмотрению индивидуальных образовательных программ на учащихся, слабо усваивающих программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей, направлена на усовершенствование учебно-воспитательного процесса, освоение новыми педагогическими технологиями, совершенствование педагогического мастерства.
ШМО учителей начальных классов работало в составе 14 педагогов под руководством заместителя директора Е.А.Шавиной.
Анализ состояния преподаваемых предметов в начальной школе.
В течение учебного года проводился мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся начальных классов.
Учебная деятельность. 1 классы по итогам успеваемости
На конец I четверти
На конец года
Дети группы риска выделены из группы детей с низкими возможностями
Из данной диаграммы видно, что увеличилось количество учащихся с хорошими и средними возможностями увеличилось. В каждом классе обучались дети, которые в конце учебного года были переведены на обучение по программе для детей с умственной отсталостью.
Результаты успеваемости 2-4 классов
за 2015 – 2016 учебный год (процент успевающих на «4» и «5»)
На конец I четверти На конец учебного года
Анализ данных, приведенных в таблице и на диаграмме показывает, что знания, умения и навыки младших школьников соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования. Наблюдается стабильность показателей у учащихся 2 д, 3 г, 3 д классов . Во 2 г, 4 г, 4 д и 4 з классах количество хорошистов увеличилось. Общее количество успевающих учащихся по сравнению с I четвертью повысилось с 19 до 24 человек. Все это свидетельствует об объективности оценки ЗУН учащихся педагогами и достаточно большой индивидуальной работе со слабыми учащимися.
Уровень ЗУН учащихся 2-4 классов по русскому языку
Анализируя данные результаты по выполнению контрольных работ по русскому языку, следует отметить достаточно хороший уровень знаний, умений и навыков у учащихся 4 з, 4 д, 2 г классов. В каждом классе есть ученики, хорошо усваивающие программный материал по предмету, но есть и дети, которые не усваивают программу по русскому языку, в конце года переведены на обучение для детей с умственной отсталостью. Качество обученности к концу учебного года снизилось, т.к. усложнился программный материал (но поставленная перед МО задача «стабилизировать уровень качества знаний учащихся: в отделении V вида по русскому языку - 21-24 %» решена). Во многих классах обучаются дети, которые не усваивают программу по русскому языку, в конце года переведены на обучение для детей с умственной отсталостью
Данные, приведенные в диаграммах, свидетельствуют о том, что во 2 - 4 классах результаты выполнения контрольных работ относительно стабильны
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
- Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
- Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
- Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике;
- Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.
Рекомендации:
В целях повышения грамотности учащихся необходимо:
- Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
- Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
- Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
Уровень ЗУН учащихся 2-4 классов по математике
Анализируя данные результаты по выполнению контрольных работ по математике, следует отметить достаточно хороший уровень знаний, умений и навыков у учащихся 2 г, 2 д, 3 д, 4 г, 4 д, 4 з классов. В каждом классе есть ученики, хорошо усваивающие программный материал по предмету.
Качество обученности, по сравнению с началом учебного года повысилось на 7 %. Учащиеся отделения для детей с ТНР лучше усваивают программу по математике, чем по русскому языку.
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения контрольной работы по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:
- Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи;
- Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
- Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
- Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
- Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
- Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
- Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
- Недостаточно прочно отработать приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
- Невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
Рекомендации:
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
- Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
- Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
- Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
- Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения и умножения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел;
- Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении задачи.
На протяжении всего учебного года учителя изучали методику проведения современного урока с использованием ИКТ. У каждого учителя накопилось определенное количество мультимедийных проектов и разработок.
Заместителем директора Е.А.Шавиной постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, проводилась проверка дневников и тетрадей обучающихся начальных классов. Было отмечено, что журналы заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради ведутся в соответствии с требованиями, четко соблюдался график контрольных работ.
Через использование дифференцированного и индивидуального подхода ведётся работа с успешными и слабоуспевающими детьми. На уроках учителя предлагают учащимся разноуровневые задания, работу в парах, в группах, тестовые задания. Проводятся дополнительные занятия с неуспевающими и одарёнными детьми.
Учителя 1-х классов (Е.В.Брагина, Л.В.Комиссарова, С.В.Чеснова) проводят уроки с элементами игры и занимательности. Свободно владеют технологией уроков по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся: Серова Т.Н., Варламова Н.В.
Учителями были даны открытые уроки:
- 3 г класс, учитель Т.Н.Серова урок по математике и информатике по теме: «Умножение и деление. Закрепление изученного.»
- 3-д класс, учитель О.Н.Прорешкина открытый урок по фонентике, грамматике, правописанию (русскому языку) по теме «Состав слова».
- 3-а класс, учитель М.В.Кузнецова открытый урок живого мира «Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни»
Все уроки получили хорошую оценку коллег. На уроках дети разгадывали кроссворды, выполняли разнообразные упражнения и задания, которые являлись итогом самостоятельной исследовательской работы учащихся, самостоятельно приходили к определенным выводам, делали умозаключения.
На данных уроках учителя использовали современные компьютерных технологии. Педагоги показали, как умело используют различные приемы взаимодействия с учащимися для создания положительной атмосферы на уроках, создают учебные ситуации для максимального вовлечения учащихся в учебное общение, стимулируют интерес к изучаемому материалу, учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся при выполнении урочных и домашних заданий, поддерживают учащихся в учении, применяя различные активные методы обучения. Выполняются санитарно-гигиенические требования к урокам. Все уроки получили высокую методическую оценку.
В декабре 2015 г. Пазухиной Т.С.был проведен мастер – класс по занимательному труду во 2 б классе «Подарок к Новому году», на котором дети мастерили символ 2016 года.
В апреле 2016 г. Н.В.Варламова провела мастер – класс в 4 г классе «Изготовление пасхального яйца в технике декупаж».
Учителя начальных классов проводят большую работу по активизации познавательной деятельности учащихся, поддержке детей, нуждающихся в особом внимании со стороны педагогов. С этой целью организованы кружки, учащиеся принимают активное участие в очных и заочных конкурсах разного уровня, предметных олимпиадах (например «Лисенок», «Обнинские олимпиады», международные конкурса проекта «Видеоурок» и т.д.).
В этом учебном году в рамках повышения квалификации работников образования прошли обучение на курсах повышения квалификации Н.В.Варламова, И.А.Артюшенко (ЦСО «Организация, содержание и методическое обеспечение работы учителя в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» август 2015г.).
Анализ внеурочной работы
Вся работа учителей начальных классов направлена на усовершенствование учебно-воспитательного процесса, освоение новыми педагогическими технологиями, совершенствование педагогического мастерства.
По традиции на нашем отделении в начале учебного года проводится декада по обеспечению безопасности жизнедеятельности младших школьников, в рамках которой были проведены занятия по обучению правилам дорожного движения, организованы инсценированные классные часы, беседы, игры и викторины.
Методическое объединение учителей начальных классов принимало активное участие во всех воспитательных мероприятиях школы: традиционные праздники «Подарки золотой осени», «Прощай, Азбука», неделя русского языка, «Смотр строя песни», «День именинника», «Масленица» и др.
В соответствии с планом работы были организованы и проведены следующие мероприятия:
- предметные недели по:
- трудовому обучению «Семь шагов к профессии» (отв. Н.В.Варламова, И.А.Артюшенко)
- окружающему миру «Знатоки природы» (отв. О.Н.Прорешкина, О.Ю. Тюленкова)
- русскому языку «Великий и могучий русский язык» (отв. Н.В.Коновалова, Л.И.Фомичева)
- по литературному чтению «Сказки – это здорово!» (отв С.В.Чеснова, Л.В.Комиссарова)
- по математике «Математика – это интересно» (отв. Л.Р.Федорова, И.В.Вражнова)
- Предметная неделя «Путешествие по неизведанным планетам» (отв. О.Н.Прорешкина, Т.Н. Серова)
- предметная неделя «Никто не забыт, ничто не забыто» (отв Т.С.Пазухина, С.В.Чеснова, Л.В.Комиссарова)
В рамках предметных недель на отделении для детей с ТНР были организованы и проведены школьные олимпиады по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, математике. Детям были предложены интересные задания по предметам, определен день и время, в которое все учащиеся выполняли задания. Лучшие знатоки награждены грамотами.
Также были организованы:
- к Новому году был проведен конкурс общеклассных проектов «Самая креативная ёлка», организована выставка новогодних поделок и рисунков, которые учащиеся делали не только на уроках, но и дома с родителями, что позволило обогатить формы взаимодействия кл. руководителя с родителями, раскрыть творческий потенциал как детей, так и взрослых.
- к 23 февраля организован и проведен смотр строя и песни, в котором принимали участие ребята 2-4 классов отделения для детей с ТНР. Дети пели песни, маршировали, представляли военную форму разных войск.
- в апреле 2016г. Е.В.Брагина провела праздник для учащихся 1-х классов «Прощание с Азбукой». Дети читали стихи про алфавит, разгадывали загадки, пели песни, были приглашены гости из Макдональдса.
Начальная школа сотрудничает с другими образовательными учреждениями, которые позволяют учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Так наши учащиеся участвовали в V открытом городском фестивале-конкурсе творчества детей с ОВЗ «Поверь в мечту», который был организован детской школой искусств № 2. Ребята участвовали в концерте, в конкурсе поделок и рисунков. Заняли призовые места, за что были поощрены грамотами и сладкими подарками.
Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты, благодарственные письма и призы.
Выводы:
Анализируя работу МО за 2015 – 2016 учебный год можно отметить, что запланированная работа выполнена. В следующем году следует не снижать темпов работы с детьми, заниматься самовоспитанием, самообразованием, самообучением.
Итоги работы в 2015 – 2016 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».
Задачи на 2016 – 2017 учебный год
1. Стабилизировать уровень качества знаний учащихся:
- в отделении V вида: общий - до 20-21% ; русский язык - 21-24 %; математика – 38-40%.
- в отделении VIII вида стабилизировать прочность усвоения знаний и умений применять их на практике: общий - 56 – 58%
2. Совершенствовать содержание образовательного процесса через комплексную систему реализации учебных программ и накопленный опыт коррекционного воздействия на ребёнка.
3. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые и т.д.)
4. Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.
5. Создать условия для творчества педагогов и учащихся во всех видах деятельности
( участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)
6. Продолжить работу над методической темой школы
Отчёт подготовила руководитель ШМО начальных классов /С.В.Чеснова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год
В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012/2013 учебный год
Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности ...
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год.
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год....
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2014 - 2015 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов, технологии за 2014/2015 учебный год.
Задачи на 2014-2015 учебный год.- Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации ФГО...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год
http://Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
Анализ работыметодического объединенияучителей начальных классовза 2016-2017 учебный год...