Доклад на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
проект

Ерохина Надежда Ивановна

Доклад затрагивает актуальную на данный момент проблему групповой работы в начальной школе. Для повышения мотивации у младших школьников уровня УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_doklad.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на методическом объединении учителей начальных классов

по теме:

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке часто называют "подсказкой и списыванием”. В основном, учитель на уроке выступает посредником между детьми. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

Кроме того, большинство детей в отличие от детей прошедшего 20 века не участвуют в деятельности детских общественных организаций и в дворовых играх и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи.

Сейчас в начальной школе учат по ФГОС. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учеников самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно поэтому методисты настоятельно советуют отходить от фронтальной формы работы на уроке как ведущей и отдавать предпочтение парной и групповой форме.

Работа в 1 классе теперь начинается с двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» с целью помочь ребенку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками. Проводятся специальные занятия, в ходе которых ребята осваивают правила работы в паре и в группе. Во многих школах, реализующих ФГОС ввели надпредметный курс «Мир деятельности», разработанный Л. Г. Петерсон. Этот курс помогает решить ряд важных задач, среди которых - развитие навыков согласованной работы в группе. Таким образом, уже с первых дней дети учатся работать в группах.

Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и другие ученые, подчеркивают особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Исследования показывают, что групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, формирование рефлексивных способностей (рефлексия позволяет, во-первых, понять что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы). Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.

Исследования показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания-ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, он - опытный помощник, коллега по общей работе.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

3) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми. "К какой части речи принадлежит слово рабочий". Отвечая на такой вопрос, ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.

4) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

5)Задания, имитирующие позицию учителя. "Первоклассники научились обозначать мягкость согласных на конце слов. Выпиши слова, которые можно им предложить для записи: соль, речь, конь, любишь и т.д." Ученики должны выделить в отдельную группу слова, в которых ь на конце слова обозначает не мягкость согласного, а какую-либо грамматическую категорию, еще не известную детям.

Существуют различные варианты обучения в группе, разработанные педагогами из разных стран (метод учебного турнира, метод командной поддержки индивидуального обучения, метод «американской мозаики», метод кооперативного взаимодействия, метод группового исследования и т. д.).

В начальной школе наиболее часто используют следующие виды взаимодействия:

1. Наиболее простой тип группового взаимодействия, где каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, затем обсуждаются высказывания и готовится ответ от группы.

2. В более сложно устроенном взаимодействии между детьми распределены разные точки зрения на обсуждаемое противоречие. Например, одна пара в группе рассматривает одно понятие (способ действия), другая пара – другое. В этом взаимодействии происходит окончательное уяснение рассматриваемых понятий (способов действий).

3. Ролевое взаимодействие. Между учениками группы распределяются роли, например: исполнитель, проверяющий, экспериментатор, контролер, протоколист.

Еще один возможный вариант сотрудничества - условно его можно назвать метод мозаики (Э. Аронсон; Р. Славин, 1980, 1985; В.В. Андриевская, 1985). Опять же распределить детей на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, «Ознакомление с окружающим миром»)) на шесть или пять частей, в зависимости от количества человек в группе. И каждый ребенок становится специалистом по своей части.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу.

В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

раздача дидактического материала;

планирование работы в группе;

индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Групповая работа в начальной школе занимает не более 10-15 минут от урока.

При формировании малых групп следует соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование однородных по уровню обученности групп – не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые – еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Кроме того, надо учитывать учебные интересы, типы темперамента детей. Оптимальный размер малой группы – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения.

Выводы, к которым я пришла, применяя групповую работу на уроке.

  • Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  • В групповой работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  • В классе меняются отношения между учителем и учениками и между учениками. «Мы – партнёры, мы учимся вместе, а не рядом».
  • Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле.
  • Решает проблему подтягивания более слабого ученика. У таких учеников повышается и самооценка.
  • Важно, чтобы учащиеся в группах оценивали себя и работу группы в целом.
  • Важно менять состав групп.
  • Групповая работа положительно влияет на формирование благоприятного климата в формирующемся детском коллективе.
  • Групповая работа имеет ряд преимуществ: формирует навыки общения, в результате общения достигается взаимопонимание, учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек, улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, не дает возможности спрятаться, задействованы все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Опыт групповой работы в начальных классах,  способы формирования групп....

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»...

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...