Проектно исследовательская деятельность в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья содержит материал из личного опыта рабогты учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno_issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская деятельность
в начальной школе
как условие повышения качества образования.
За 49 лет моей работы учителем я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Поэтому в своей деятельности огромное внимание уделяю общим проблемам: повышения качества знаний, активности, интереса учащихся к изучению предметов и творческой самостоятельности на уроках. Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы – это качество знаний. Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы и средства обучения. Это та «волшебная палочка», одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе новых технологий. Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу.
Уже с 1 класса учащиеся, вовлечены в поисково-исследовательскую работу, создают проекты по различным темам и на любых уроках. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.
Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема.
Формирование исследовательских умений я стараюсь в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Постоянно использую исследовательский метод в преподавании новых тем. Например, материал уроков чтения, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможности реализации собственных талантов, способы саморазвития и
совершенствования.
Считаю, что моя задача, как учителя – поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к поиску, к решению проблем. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Моя задача – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Использую проекты на уроке: парные, групповые и индивидуальные. Составление кластеров по русскому языку, математике, окружающему миру активизирует познавательную деятельность учащихся. Создание на уроке творческой лаборатории способствует реализации научно-исследовательской и проектной работы учащихся, а это и есть – одно из условий повышения качества образования.
Учащиеся выбирали следующие темы для проведения исследований: «Причины и условия появления радуги», «Почему Колобок является любимым героем русской народной сказки?», «История моего города», «Мой домашний питомец», «Динозавры», «Разные кошки - разные характеры», « Моя семья»…
Для работы над долгосрочными проектами привлекаю и родителей, роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразна.
- Мотивационная поддержка (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы).
- Информационная поддержка (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений).
- Организационная поддержка (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка).
- Техническая поддержка (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов).
- Поддержка в самооценке проекта (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд).
Важно, чтобы все перечисленные поддержки оказывались родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы, если ребёнок испытывает серьёзные затруднения и сам обращается за помощью к ним. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя — помочь детям в этом.
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Овладение исследовательскими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает не только адаптивные возможности, но и творчество.
Значительное влияние на развитие познавательной активности и формирование классного коллектива оказывает привлечение учащихся к внеурочной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность способствует:
- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- содержательной организации свободного времени детей.
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация) ,информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.
Поэтому темой самообразования я выбрала проектную деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время как условие повышения качества образования.
Список используемой литературы
- Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
- Дроздов, В.Л.«От маленьких проблем – к большим открытиям» ж. «Начальная школа» - 2000 - №8
- Дубова, М.Б. «Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентного подхода» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ»-2010
- Кром ,В.И. «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» ж. «Начальная школа»-2002- №8
- Лифинцева, Н.И. «Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах» ж. «Начальная школа»- 2009г.-№8
- Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»– Волгоград ж. « Учитель»- 2007.
- Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. 2007. – 88 с.
- Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
- Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-45-49с. .
- Хуснетдинова,М.К.«Развитие проектных компетенций младших школьников» ж. «Начальная школа» -2009-№1
- Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».
Данная работа демонстрирует продукт проектно - исследовательской деятельности третьеклассника, способствуя развитию метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...