Развитие речи и творческих способностей.
статья по теме

Кинёва Ольга Петровна

Доклад на тему "Развитие речи и творческих способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и творческих способностей младших школьников.

Я – учитель в третьем поколении. Не представляю себя в другой профессии. Работу свою люблю, люблю детей, которые ко мне приходят учиться. За 22 года поработала с разными классами: были и сильные, были и классы коррекции. СЛАЙД

Обучая детей, поняла, что ключевым моментом развития ребенка является его речь. Поэтому главным в своей работе считаю развитие речи учащихся и их творческих способностей.

Этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе,  ведь истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

 Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

 Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит школу вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как изложения, они помогают

формировать коммуникативно-речевые умения.

Сочинения практикую со второго класса. При подготовке к сочинению использую систему упражнений:

-составление предложений объединённых одной темой;

- устные ответы на вопросы;

- составление предложений и небольших текстов по сюжетным картинкам;

- упражнение – «продолжи текст» (В выходной мы с другом пошли за грибами. Едва мы вошли в лес, как…) Здесь уж разгул детской фантазии. От огромного количества найденных грибов, до невероятных приключений.

С детьми мы придумываем сказки, составляем сборники авторских сказок.

 Рисуем иллюстрации к прочитанным сказкам. Рассказываем, какой сюжет изображён на рисунке.

 Любим фантазировать. Например: после прочтения сказки нарисовали    «Избушки на разных ножках»

 Даём имена героям сказок.

 Пишем письма сказочным героям. Письмо из осени Деду Морозу.

 Большое внимание уделяю выразительному чтению, интонации. Стараюсь научить детей при чтении передать интонационно характер героев. Чувствовать и переживать вместе с ними. Для этого работаем со скороговорками, чистоговорками. Произносим пословицы с разной интонацией, с разными чувствами, читаем диалоги.

Мои ученики – победители и призёры школьных и районных конкурсов чтецов и конкурсов театральных коллективов.

 В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. 

Поэтому ведущую роль в процессе обучения и воспитания должны играть творческие методы. Среди  инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

В нашей школе активно ведётся проектно-исследовательская работа на всех ступенях обучения.

Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследовательской работой с детьми занимаюсь, как минимум 6 лет.  С первого класса вовлекаю детей в исследовательскую работу, что, несомненно, развивает в них самостоятельность, целеустремлённость, познавательные и творческие способности. И в этом виде деятельности мы добиваемся хороших результатов.

Есть победители и призёры в конкурсах разных уровней: от школьного до Всероссийского.

 В 2009 году три моих ученицы приняли участие в литературном конкурсе сайта «Педсовет.су» «Славлю имя твоё – мать». Одна из них стала победителем в младшей возрастной категории в номинации «рассказ». Её рассказ «Мамино сердце» опубликован в официальном сборнике лучших работ конкурса.

В своей работе активно использую и метод проектов. Мои дети с увлечением работают над своими проектами, самостоятельно готовят защиту проектов, где проявляют свои творческие способности.

Много внимания уделяю внеклассной работе. Именно во внеклассной работе есть возможность детям раскрыть свой творческий потенциал. Участие в мероприятиях воспитывает в детях активность, самостоятельность, уверенность в себе.

В современном мире легче найти своё  место людям активным, творческим, уверенным в себе, с достаточно развитой самооценкой.

 

Это лишь часть методов и приёмов по развитию речи и творческих способностей, которые я использую в своей работе.

 Я учу детей, они учат меня. Вместе мы экспериментируем, придумываем новые формы работы, мероприятия и конкурсы. Не остаются в стороне и родители. За что я им очень благодарна.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...

"Развитие познавательных и творческих способностей детей"

Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...