«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»
материал по теме
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе
продленного дня»
Всегда помнить о том, что родители
доверяют мне самое дорогое, что у
них есть – своих детей.
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.
Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Уделяется внимание развитию познавательных и творческих способностей детей. Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками. Проводятся клубные часы. Ребята собирают вырезки из периодической печати, фотографии. Дети принимают участие в школьных выставках. Становятся победителями, получают дипломы.
В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;
НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
· Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
· Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
· Активизация познавательной деятельности учащихся.
· Развитие творческих способностей.
· Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
· Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.
· Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.
· Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.
· Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
· Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
· Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить его.
Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:
Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.
Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.
Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.
Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:
Закрепление и повторение изученного материала,
· развитие интереса к учению,
· приобретение школьниками навыков
самостоятельной работы,
· формирование исполнительских навыков.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции
Образовательные функции:
· информационная (закрепление и
повторение знаний полученных на уроках);
· развивающая функция (развитие
внимания, памяти, мышления, речи детей.);
· конструктивная функция (планирование
учебной работы, распределение сил).
Воспитательные функции:
· мотивационная;
· формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);
· организационная функция.
В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Стимулирует творческие и познавательные процессы. Способствует разрядке напряженности. Снимает утомление.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Все черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения.
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно- новое, т. е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе занятий формируются его способности личности.
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...
"Развитие познавательных и творческих способностей детей"
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....
Развитие познавательных и творческих способностей у детей
Сообщение из опыта работы...
Развитие учебно-познавательных и творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня..
Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня.
Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...