"Развитие познавательных и творческих способностей детей"
статья (1 класс) по теме
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №1
Белгородского района Белгородской области»
«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе
продленного дня»
Подготовила:
воспитатель ГПД
Акулова О.А.
2011 год
«Вся радость жизни в творчестве……»
Ромен Ролан
Мое педагогическое кредо:
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.
Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Уделяется внимание развитию познавательных и творческих способностей детей. Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками. Проводятся клубные часы. Ребята собирают вырезки из периодической печати, фотографии. Дети принимают участие в школьных выставках. Становятся победителями, получают дипломы.
В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;
НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
· Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
· Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
· Активизация познавательной деятельности учащихся.
· Развитие творческих способностей.
· Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
· Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.
· Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.
· Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.
· Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
· Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
· Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить его.
Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:
Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.
Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.
Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.
Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:
Закрепление и повторение изученного материала,
· развитие интереса к учению,
· приобретение школьниками навыков
самостоятельной работы,
· формирование исполнительских навыков.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции
Образовательные функции:
· информационная (закрепление и
повторение знаний полученных на уроках);
· развивающая функция (развитие
внимания, памяти, мышления, речи детей.);
· конструктивная функция (планирование
учебной работы, распределение сил).
Воспитательные функции:
· мотивационная;
· формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);
· организационная функция.
В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Стимулирует творческие и познавательные процессы. Способствует разрядке напряженности. Снимает утомление.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Все черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения.
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно- новое, т. е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе занятий формируются его способности личности.
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры расширяющие состояние внимательности у детей.
- «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
- «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.
- «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:
- что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
- что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).
- что изменилось в кругу. (Участники сидят в кругу, один закрывает глаза. По знаку ведущего 2 предмета меняются местами).
- «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.
- «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течении 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.
- «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:
- по росу;
- по цвету волос (от светлого до темного);
- по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;
- по дате рождения и т. п.
Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.
Игры на тренировку памяти.
- «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
- «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).
- По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.
Игры на развитие мыслительных способностей.
- Придумать слова с заданной буквой:
- начинающиеся на букву «А»;
- оканчивающиеся на букву «Т»;
- имеющие в середине «ЧК»
- Перечислить объекты с заданным признаком:
- белого (зеленого, красного) цвета;
- прямоугольной (круглой) формы.
- Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
- «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т:
« На кресле – книга и тетрадь»,
« На крыше кирпичная труба» и т.п.)
Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.
Игры на развитие воображения
- «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист складывают пополам. На что похожа получившаяся фигура.
- «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
- «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.
- «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят и т.д.
- «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Игры на развитие коммуникативных способностей
- «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.
- «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».
- «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы (не более
4 человек), каждая группа договаривается что будет рисовать, каждый рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.
Игры на развитие чувственной сферы детей
- «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.
- Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверюшек в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости.
- «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.
Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.
Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:
- «Что у меня не получается и что у меня получается».
- «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».
- «Что я люблю».
- «Совместный рассказ».
Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»
Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...
Развитие познавательных и творческих способностей у детей
Сообщение из опыта работы...
Развитие учебно-познавательных и творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня..
Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня.
Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...
Комментарии
«Развитие познавательных и творческих способностей детей в групп