Развитие речи и творческих способностей младших школьников.
статья по чтению на тему

Развитие речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.rechi_.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

                              Развитие речи и творческих способностей младших школьников

        В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции».   Для того, чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников начинаю с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.

Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом.

 Для успешного формирования языковых, коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения возможен при соблюдении ряда условий и использование определенных педагогических технологий.

  1. Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
  2. Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать.
  3. Освоение детьми языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.

Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.

Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.

Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

«Если целый мир, неповторимый и своеобразный, откроется перед вами, если в каждом ребенке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучаться радость и горечь каждого ребенка и отзовутся вашими думами, заботами и тревогами - значит, вы не зря выбрали профессию учителя», - писал К.Д. Ушинский. Эти слова отзываются в сердце всегда, когда вместе с ребятами в очередной раз размышляем над страницами поучительных произведений русской литературы, пытаемся найти и познать колоссальные возможности родного языка, стараемся прочувствовать особенности русской души и традиции многих поколений. Я считаю, что уроки русского языка и литературного чтения призваны решать, прежде всего, задачу по развитию у школьников речевой культуры и компетенции, направлены на воспитание «души, ума и сердца» детей.

Я думаю, основная задача учителя начальных классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в жизни. Чтобы ребенок на выходе из начальной школы достаточно владел лингвистической, языковой, коммуникативной компетенцией, нужна система работы, которая бы совмещала в себе гармоничное сочетание действенных методов, приемов, форм.

 В своей работе, прежде всего, я стремлюсь к тому, чтобы мои дети овладели речью в разных ее проявлениях:  грамотно пользовались устной и письменной речью, осознавали ценность родного языка. Так, вся моя работа на уроках русского языка и литературы сосредоточена в системе по развитию у детей грамотной письменной и устной речи, способности самостоятельно и творчески создавать тексты. Самое главное, чтобы такая система существовала и не затерялась среди случайных, однодневных методов, форм и приемов. Для этого она должна иметь основу, которая, на мой взгляд, выражается в принципах:

принцип последовательности, систематичности, который позволяет разрешить противоречие, где, с одной стороны, возникает необходимость формирования компетентностной системы знаний, умений и навыков по предмету, а с другой – необходимость проведения занятий по речевому развитию учащихся;

принцип доступности и посильности изучаемого учебного материала требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации процесса речевого развития, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок, чтобы учеба доставляла радость;

принцип наглядности – реализую практически всегда при построении уроков русского языка и литературного чтения, потому что, мне кажется, эффективность развития речевых способностей детей зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию текстового, музыкального, художественного материалов.

принцип научности выступает в качестве ведущего ориентира при изучении лингвистических понятий. Ведь в школе учебный материал не является дискуссионным, а в то время как в науке на некоторые вопросы нет единой точки зрения. Поэтому, следуя принципу научности, я в рамках школьной программы знакомлю детей с широким спектром лингвистических и литературоведческих понятий;

принцип синергетичности реализую через сотворчество с детьми, что максимально приближает обстановку на уроке к доброжелательной, взаимообогащающей;

принцип эстетизации считаю необходимым в своей работе, так как он утверждает красоту умственного труда, совместного познания, взаимодействия, взаимопонимания, совместной деятельности. Чтобы процесс речетворчества для детей имел особое значение, я сама как учитель не имею право критиковать детские проявления творчества, иначе ребенок не захочет говорить вслух свои мысли или показывать свои самостоятельные «пробы пера».

принцип ценностного отношения к творчеству учащихся, здесь я руководствуюсь тем, что не ставлю отрицательных отметок за речетворчество;

принцип свободы и творчества как освобождение творческого потенциала личности и предоставление ему возможности развиваться в нужном темпе и в нужное время считаю оптимальным в своей педагогической деятельности, так как понимаю, что у большинства детей нет склонности к речевому творчеству. Поэтому на уроке создаю условия для развития творческих способностей каждого учащегося.

Каждый раз, опираясь на правила – принципы, ставлю конкретные задачи-ориентиры, которые учитываю при организации на уроках русского языка работы по развитию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Задачи могут быть весьма разнообразными:

  • развитие умения ориентироваться в лингвистической системе;
  • формирование у обучающихся системы знаний основных норм русского литературного языка, умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • обучение детей работе с текстом;
  • формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию.

На уроках литературного чтения в рамках реализации принципов обучения, перечисленных выше, возникают совсем другие задачи, к достижению которых стремлюсь:

  • способствовать усвоению теоретико- и историко-литературных знаний на смысловом и терминологическом уровне;
  • совершенствовать навыки «медленного чтения» с выявлением

особенностей содержания и формы литературного произведения;

  • совершенствовать умения давать самостоятельный аргументированный ответ на проблемный вопрос о литературном произведении.

Важное место в полноценном постижении учащимися предметов словесного цикла, по-моему, являются задачи, направленные на достижение высокого уровня развития их речетворческой деятельности:

  • обогащать речевую память учащихся в процессе художественного познания мира;
  • развивать ассоциативную память учащихся;
  • учить создавать тексты разных стилей и жанров путем сотворчества и синергетики;
  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества;
  • учить погружаться (в художественный) текст на уроках речевого мастерства;
  • уметь почувствовать рождение замысла и начало его разработки;
  • учить детей создавать собственный текст.

И все же большая значимость и актуальность учебной и воспитательной деятельности для учителя начальных классов мне кажется, состоит в возможности в диалогической форме создавать условия для душевного владения языком не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в повседневном общении друг с другом. Здесь имеет место целесообразность использования многих методов, приемов и форм обучения и воспитания, которая отражается через растущую активность детей на уроках русского языка и литературного чтения, через позитивный интерес к этим предметам. Интерес к языку объединяет нас с ребятами в совместном поиске всего нового, что можно постичь в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения и творческих способностей младших школьников

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании нового, не существовавшего раннее, но и в открытии относительно н...

Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....