Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС содержат пояснительную записку и календпрно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_2_klass.zip | 417.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бураковская средняя общеобразовательная школа
Спасского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _1___ от «_18__» _08___2016___г. | Согласовано Зам. директора по УВР _________ /Киселёва Т.А./ от «_24__» __08__ 2016___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Бураковская СОШ» __________/Ермолаева Е.А./ Приказ №__48____ от «_31__» ___08_ 2016___г. |
Рабочая программа учебного предмета
ИСКУССТВО (ИЗО)
_____2 «Б» ________
(класс)
Срок реализации программы 2016-2017 гг.
Разработала Кузнецова Ольга Аркадьевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М.Неменский и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ и РТ «Об образовании»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Письмо о направлении методических рекомендаций «Методические рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций РТ» от19.08.2015 № 1054/15
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменский – Москва «Просвещение», 2011г.
- Учебного плана МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан» на 2016-2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 18 августа 2016)).
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение искусства (ИЗО) во 2 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю.
Учебный план «МБОУ Бураковская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение искусства (ИЗО) в неделю 1 час, итого 34 часа в год (1 ч *34 нед=34ч ).
Согласно учебному плану и утверждённому расписанию 2 урока выпали на государственные праздники (12.09, 01.05). В связи с этим произвести сокращение часов отведенных на изучение по плану. Сокращение производится за счет уплотнения материала, уроков отведенных на повторение, обобщение.
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники | 8ч |
2 | Реальность и фантазия | 7ч |
3 | О чём говорит искусство | 8ч |
4 | Как говорит искусство | 11ч |
ИТОГО | 34 часа |
Содержание курса
2 класс (34 ч)
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники – 8 часов
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 часов
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство – 8 часов
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 11 часов
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | ||
план | факт | |||||
1 четверть - 8 часов. | ||||||
Раздел 1. Чем и как работают художники (8 ч) | ||||||
1.1 | Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». | 1 | 05.09 | |||
1.2. | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | 1 | 12.09 | |||
1. 3. | Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес». | 1 | 19.09 | |||
1.4. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций. | 1 | 26.09 | |||
1.5. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | 1 | 03.10 | |||
1.6. | Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные». | 1 | 10.10 | |||
1. 7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | 1 | 17.10 | |||
1.8. | Для художника любой материал станет выразительным.
| 1 | 24.10 | |||
2 четверть – 7 часов | ||||||
Раздел 2. Реальность и фантазия. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. (7 ч) | ||||||
2. 9 | Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы». | 07.11 | ||||
2. 10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 14.11 | ||||
2. 11 | Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. | 21.11 | ||||
2. 12 | Украшение и реальность. «Кружева». | 28.11 | ||||
2. 13 | Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира. | 05.12 | ||||
2. 14 | Постройка и фантазия. «Город фантазия». | 12.12 | ||||
2. 15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек. | 19.12 | ||||
3 четверть - 10 часов. | ||||||
Раздел 3. О чём говорит искусство. (8 ч) | ||||||
3. 16 | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | 09.01 | ||||
3. 17 | Выражение характера человека в изображении мужской образ. | 16.01 | ||||
3. 18 | Выражение характера человека в изображении женский образ. | 23.01 | ||||
3. 19 | Образ человека и его характер, выраженный в объёме. | 30.01 | ||||
3. 20 | Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?». | 06.02 | ||||
3. 21 | Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения». | 13.02 | ||||
3.22 | Выражение намерений человека через украшения. | 20.02 | ||||
3. 23 | В изображении, украшении и постройке, человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 27.02 | ||||
Раздел 4 Как говорит искусство. (11 ч) | ||||||
4. 24. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи». | 06.03 | ||||
4. 25 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика». | 13.03 | ||||
4 четверть – 8 часов | ||||||
4. 26 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».
| 03.04 | ||||
4. 27 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с чёрной, серой, белой красками. (изображение весенней земли, « Солнечный город», «Снежный город») «Весенняя земля». | 10.04 | ||||
4. 28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. | 17.04 | ||||
4. 29 | Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево». | 24.04 | ||||
4. 30 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов». | 01.05 | ||||
4. 31 | Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».
| 08.05 | ||||
4. 32 | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы». | 15.05 | ||||
4. 33 | Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет». | 22.05 | ||||
4. 34 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС
Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2012-2013 учебного года по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС....
рабочая программа по математике для второго класса в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике (Моро) 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....