Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Некрасова Ирина Николаевна

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 г. Азова

        

«Рассмотрена и рекомендована»                                                                                                                                              «Утверждена»

Педагогическим советом                                                                                                                                                            Приказ № 82

Протокол № 1 от 29.08.2013 г.                                                                                                                                                    от 02.09.2013 г.

                                                                                                                                                                                                       Директор МБОУ «СОШ № 13»

                                                                                                                                                                                                      ___________Черкесова Г.И.

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

УМК «Планета Знаний» для 1 класса

(2013 -2014 учебный год)

        

Составитель: Некрасова Ирина Николаевна, учитель начальных классов.

г. Азов

2013 год

Рабочая программа по изобразительному искусству

на 2013 -2014 учебный год

Предмет: изобразительное искусство. 1 класс.

Учитель:  Некрасова И.Н.

Система обучения: традиционная.

Программа: Планета Знаний. Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2013г.

Учебники и учебные пособия: Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство».-  М.: АСТ, «Астрель».  2013 г.

Методические    пособия    для    учителя:    Н.М.Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, «Астрель». 2013 г.

Количество часов в неделю по программе                               1

Количество часов в неделю по учебному плану                      1

Количество часов в год по программе                                      33 (33 учебные недели)

Количество часов в год по учебному плану школы               33  

Количество часов по календарному плану                              32

Из них:

* Р.К.                                                                                                   5                                                                                        

*беседы                                                                                              25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

   Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

   Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство», Федеральных государственных    стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4.  Нормативные

документы

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 26755 от 30.12.2013 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №889 от 30.08.10 r.;
  • СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начальногообразования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации
  • Авторская программа  курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы Н.М. Сокольниковой. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2012.)
  • Примерное региональное положение о рабочей программе (приказ Минобразования РО от 14.07.2011 № 610);
  • Приказ об утверждении учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год (приказ № 296 от 25.04.2013 г.)
  • Программа основного начального образования СОШ № 13;
  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2013-2014 уч. год (приказ № 83 от 30.08.2013г.)

5.  Цели и задачи

Содержание программы  «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувст;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая  функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • сформировать у детей: интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетическое восприятие произведений искусства; представления о видах и жанрах изобразительного искусства; представление об архитектуре как виде искусства; представление о дизайне как виде искусства; представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучать детей: пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • развить у школьников: способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Стержневая линия программы – развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования.

Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:

  • изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
  • ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);
  • ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
  • освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
  • формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
  • умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
  • освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов);
  • ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск);
  • освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
  • обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
  • обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.

6.  Специфика  программы

  Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.

 Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  • приобщение к искусству, как духовному опыту поколений,
  • овладение способами художественной деятельности,
  • развитие творческой одарённости ребёнка.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Особенностью программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность.

7. Основные содержательные линии курса

  • «Мир изобразительного искусства»
  • «Мир народного и декоративного искусства»
  • «Мир дизайна и архитектуры»

Эти  содержательные линии реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.

8.   Структура программы

Тема «Королевство волшебных красок»

Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.

ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ. В.Серов «Девочка с персиками»; В.Суриков «Портрет Ольги»; Е.Зверьков «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень»; И.Левитан «Берёзовая роща»; И Шишкин «Дождь в дубовом лесу»; И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем»; П.Кузнецов «Вечер в степи»; В.Серов «Дети»; А.Рылов «В голубом просторе»; З.Серебрякова «За завтраком»; И.Грабарь «Груши»; К.Петров-Водкин «Виноград и яблоко».

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ЖИВОПИСИ. П.Пикассо «Девочка на шаре» (шар и куб); К.Малевич «Композиция» (квадраты, прямоугольники, треугольники и др.); В.Кандинский «Сохранение равновесия» (квадрат); Рихард-Паулдь Лозе «Шесть рядов систематических вертикальных цветов» (квадрат); Д.Хокней «Автопортрет с голубым занавесом» (треугольник); Дж.Тилсон «Девять элементов» (куб); Дж.О,Кифф «Лестница к луне» (полукруг); А.Хербин «Композиция №2» (круги и треугольники).

Основы художественного языка.

«Азбука цвета». Изучение цветов радуги, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов, тёплых и холодных цветов. Составление оранжевого, зелёного и фиолетового цветов из основных цветов. Подбор их цветовых оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок. Изучение приёмов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).

«АЗБУКА ФОРМЫ». Многообразие форм в природе. Фрукты, овощи и цветы шарообразной формы. Способы их изображения графическими и живописными материалами.

«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.).

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Подбор цветовых оттенков для радужного моста, сказочных королевств (Красного, Оранжевого, Жёлтого, Зелёного, Сине-голубого, Фиолетового), мячей, воздушных шаров и др. Рисование цветов (одуванчик, астра, мак, тюльпан, колокольчик, незабудка, фруктов (яблоко, апельсин, лимон, груша), овощей (баклажан), животных (лиса, волк, цыплёнок., рыбка), воздушных шаров, мячей и др.

Тема «В мире сказок»

Беседы об изобразительном искусстве.

ЖИВОПИСЬ. Сказка в творчестве русских художников (В.Васнецова, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Е.Чарушина и др.).

КНИЖНАЯ ГРАФИКА. Образ Красной Шапочки в иллюстрациях П.Савченко и др. Образ Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского и др.

СКУЛЬПТУРА. Сказочные образы в мелкой пластике.

Основы художественного языка.

«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости  (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.), цветовое решение пространства всего листа (преодоление фризового расположения объектов).

«АЗБУКА ЦВЕТА». Изучение тёплых и холодных цветов. Составление их цветовых оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок, освоение приёмов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).

Творческая мастерская

Лепка сказочных образов (по выбору): Снегурочка, Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (пластилин).

Рисование сказочных образов: «Злой волк» (чернила для авторучек, уголь), «Добрый козлёнок» (гуашь, восковые мелки), Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (гуашь, акварель). Иллюстрирование сказок (по выбору) «Волк и семеро козлят»,»Колобок», «Красная Шапочка» (гуашь).

ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
  • Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
  • Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
  • Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
  • Лепка из пластилина лисы и Колобка .
  • Лепка Снегурочки во дворе из снега.
  • Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
  • Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
  • Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
  • Рисование сказочного домика (гуашь).
  • Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема «Изобразительное искусство»

Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»

Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.

Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»

Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук». Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору). Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами. Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).

Тема «Сказочные герои»

Проект №1. Сделай книжку-раскладушку

Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).

Проект №2. Выставка рисунков

Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.

Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев

Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, плёнка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, театрализованное сказочное представление).

Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев

Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.

МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Тема «В гостях у народных мастеров»

Беседы о народном искусстве

Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.

Основы художественного языка

«АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала.

«АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.

«КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов).

Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).

Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов.

ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
  • Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
  • Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
  • Рисование хохломской птицы (гуашь).
  • «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема «Народное искусство»

Проект №1. Выставка творческих работ

Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.

Проект №2. Коллекция «Народное искусство»

Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве. Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов. Изучение местных народных художественных промыслов. Коллекция может быть размещена в классе, в школьном музее, в актовом зале.

Проект №3. Весёлая ярмарка

Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.

МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ

Тема «В сказочной стране “Дизайн”»

Беседы о дизайне

Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.

Основы художественного языка

«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара, треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.

«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).

Беседы об архитектуре

Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел.

Основы художественного языка

«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др.

«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре.

ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
  • Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
  • Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
  • Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
  • Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
  • Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
  • Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
  • Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
  • Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
  • Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
  • Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
  • Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
  • Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
  • Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема «Дизайн в нашей жизни»

Проект №1. Выставки творческих работ

Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства. Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).

Проект №2. Фотоколлаж из журналов

Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей).

Проект №3. Воздушный шар для путешествий (итоговое музыкально-театрализованное занятие).

Воображаемый полёт на макете воздушного шара над сказочной страной и обобщение основных учебных тем года. Выступление в костюмах сказочных персонажей. Выполнение макета чемоданчика для путешествий и украшение его наклейками разной формы.

9.   Требования к результатам

    Личностные: готовность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития представлений о роли искусства в жизни человека, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства и окружающего мира,  их оценки  (выражения собственного мнения); формирование нравственных и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства, познавательный интерес к предмету.

Метапредметные: овладение основами логического мышления, способность выявлять с помощью сравнения  отдельные признаки, характерные для сопоставления художественных произведений, устанавливать аналогии, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам; анализировать результаты собственной и коллективной работы; работать в группе, учитывая мнение партнёров.

Предметные: учащиеся научатся работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну; использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши); элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; смешивать основные цвета и получать составные, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).      

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны знать:

  • расположение цветов радуги;
  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
  • известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);

уметь:

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;
  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • смешивать основные цвета и получать составные;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития представлений о роли искусства в жизни человека;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • анализа результатов собственной и коллективной работы;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);
  • посильного участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера. 

10.   Формы организации учебного процесса

Наряду в основной формой (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям; интегрированные уроки с музыкой.  Предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. Выполнение домашнего задания является вариативным. Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность.

11.    Итоговый контроль

  Итоговым контролем является текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  тематические выставки по изучаемым темам того или иного раздела программы.

12.   Объем и сроки изучения

 На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа:

I четверть – 9 ч.

IIчетверть – 7 ч

IIIчетверть – 9 ч

IVчетверть – 8 ч

 

        

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Содержание курса

Тема

Характеристика
деятельности учащихся

Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета. Последовательность рисования. Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.

Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Прием набрызга краски.

Знакомство с жанром натюрморт и картинами художников этого жанра

Знакомство с творчеством художников –пейзажистов, анималистов. Рисование с натуры. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Представление о роли фантазии в искусстве.  Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка. Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.

Понятие «декоративно – прикладное искусство».

Выполнение орнаментов.

Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.

Характерный узор филимоновской игрушки.

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Особенности  изделий Хохломы. Цветовая гамма. Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий.

Значение слова «дизайн»

Объекты дизайна круглой формы. Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении.  Картины Кандинского. Декор из квадратов. Рисование кистью элементов геометрического узора.

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

Твои творческие достижения.

Королевство волшебных красок.

Радужный мост.

Красное королевство.

Оранжевое королевство.

Желтое королевство.

Зеленое королевство.

Сине – голубое королевство.

Фиолетовое королевство.

В мире сказок.

Волк и семеро козлят.

Сорока – белобока.

Колобок.

Петушок – Золотой гребешок.

Красная шапочка.

Буратино.

Снегурочка.

Беседа  «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы».

В гостях у народных мастеров.

Дымковские игрушки.

Филимоновские игрушки.

Матрешки.

Городец.

Хохлома.

Гжель.

В сказочной стране «Дизайн».

Круглое королевство.

Беседа об искусстве аппликации и ее красоте.

Шаровое королевство.

Треугольное королевство.

Квадратное королевство.

Кубическое королевство.

Резервный урок.

Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага) и  элементарные правила смешивания основных цветов.

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Создавать объемные изображения из пластилина. Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению).

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше. Строить композицию рисунка. Выполнять карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Находить информацию о музеях изобразительного искусства России, мира, о жизни  выдающихся художников, узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

№ урока

Тема урока, страницы

учебника

Тип урока

                   

Задачи

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Н.Р.К.

Обратная связь

Дата проведения

знать

уметь

метапредметные (УУД)

личностные

План

Факт

КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК (9 ЧАСОВ)

Радужный мост.

Цветовые оттенки. С.22-24.

Комбинированный

Ознакомление с азбукой цвета: спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга. Обучение умению работать с акварельными красками.

Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета.

Знать названия семи цветов спектра

Уметь:

Правильно сидеть за партой.

Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Текущий. Создание рисунка   (СР)

Названия семи цветов спектра.

Правильно сидеть за партой

Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Красота цвета в природе нашего края.

Беседа «Такое удивительное

 явление, как радуга».

06/09

Радужный мост.

Рисование радуги. С.25-27.

Урок - путешествие

Текущий. Создание рисунка (СР)

Названия семи цветов спектра.

Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей.

Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач 

Практическая работа.

Составить цветовые оттенки

акварелью или гуашью.

13/09

Красное королевство.

Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. С.28-31.

Урок - игра

Развитие зрительного восприятия оттенков красного цвета. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки красного с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать по памяти и представлению красные ягоды (земляника, малина) и цветы (тюльпан, мак). Освоение приёма рисования «от пятна». Ознакомление с приёмами «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов».

Последовательность рисования ягод, цветов. Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага).

Творческий отчет. «Красная коллекция

Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага)

Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; развивать ассоциативное мышление.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. 

Беседа по картинам. В Серов «Девочка с персиками»,

В.Суриков «Портрет Ольги».Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами красного цвета.

20/09

Оранжевое королевство.

Рисование цветков ноготков.

Рисование апельсина. 

С.32-35.

Урок - сказка

Развитие у детей зрительного внимания. Расширение представления учащихся об оранжевом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки оранжевого с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать оранжевые цветы и фрукты. Освоение приёмов «примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма «раздельный мазок».

Последовательность рисования

ноготков, апельсина, ветки рябины (по выбору). Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Знать элементарные правила смешивания основных цветов

Текущий  СР

Элементарные правила смешивания основных цветов. Приемы: прима-кивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага)

Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Осень в нашем городе.

Беседа по картинам. Е.Зверькова «Золотая осень»;

И.Левитан «Золотая осень». Практическая работа.

Найти картинки и открытки с предметами оранжевого цвета.

27/09

Жёлтое королевство.

Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. С.36-39

Урок – экскурсия

Развитие у детей зрительного внимания. Расширение представления учащихся о жёлтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умение подбирать различные оттенки жёлтого с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать жёлтые фрукты и цветы. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, обучение умению рисовать кончиком тонкой кисти.

Последовательность рисования лимона, цыпленка, одуванчика.

Прием набрызга краски.

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета

Текущий СР

Оттенки желтого цвета.

Прием набрызга краски.

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета

Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Беседа по картинам. Е.Зверькова «Золотая осень»;

И.Левитан «Золотая осень». Практическая работа.

Найти картинки и открытки с предметами жёлтого цвета.

04/10

Зелёное королевство.

Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору). С.40-43.

Урок – путешествие

Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков, умения подбирать оттенки зелёного цвета с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать зелёные фрукты (груши, яблоки). Освоение приёмов смешивания цветов карандашами. Совершенствование умения применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Развитие фантазии и творческого воображения.

Последовательность рисования груши, яблока.

Знакомство с жанром натюрморт и картинами художников этого жанра

Уметь правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность

Текущий. Рисунок с натуры

Жанр «натюрморт»

А.Я. Головин

И.Э.Грабарь

Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность

Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Беседа по картинам. И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу»;

И.Левитан «Берёзовая роща» и «Сосны, освещённые солнцем». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами зелёного цвета.

11/10

Сине-голубое королевство.

Рисование синего моря с рыбками. С.44-47.

Урок – игра

Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков, умения подбирать оттенки синего и голубого цветов с помощью красок. Обучение умению изображать голубые и синие цветы. Развитие умения рисовать кистью. Совершенствование умения применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Развитие фантазии и творческого воображения.

Последовательность рисования простых по форме цветов (незабудки, васильки)

Знакомство с творчеством художников –  пейзажистов

Знать приемы свободной кистевой росписи.

Уметь выполнить композиции

оное решение рисунка

Готовый рисунок

Оттенки голубого и синего цвета.

И.И.Шишкин

В.И. Поленов

Знать приемы свободной кистевой росписи.

Выполнить композиционное решение рисунка

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Беседа по картинам. П.Кузнецов «Вечер в степи», В.Серов «Дети», А.Рылов «В голубом просторе», З.Серебрякова «За завтраком». Практическая работа.

Найти картинки и открытки с предметами голубого и синего цвета.

18/10

Фиолетовое королевство.

Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики. С.48-51.

Урок - сказка

Развитие у детей зрительного восприятия различных оттенков фиолетового цвета. Расширение представления о фиолетовом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки фиолетового с помощью красок. Обучение умению изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Развитие навыков живописи гуашью, умения использовать приём «смешения цветов кистью». Развитие навыков живописи акварелью, умения использовать приём «последовательное наложение цветов».

Рисование с натуры. Последовательность рисования баклажана, сливы. Натюрморт.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Текущий. Рисунок с натуры. Творческий проект по теме «Изобразительное искусство»

Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Беседа по картинам.

М.Врубель «Сирень», П. Кончаловский «Сирень в корзине». Практическая работа.

Найти картинки и открытки с предметами фиолетового цвета.

25/10

Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство»

Волк и семеро козлят.

Лепка фигурки волка. 

С.60-62.

Урок -конкурс

Развитие цветовосприятия у детей. Обучение умению отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла рисунка. Обучение умению выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации.

Ознакомление с творчеством художников – анималистов.

Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Последовательность лепки волка, козленка. Приемы лепки.

Знать об особенностях изображения животных в лепке.

Уметь создавать объемные изображения из пластилина

Выставка  «Школа лепки»

Особенности изображения животных в лепке.

Ю.Васнецов

Е. Рачев

Создавать объемные изображения из пластилина

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Беседа «Сказка в творчестве русских художников».

Практическая работа.

01/11

Волк и семеро козлят.

Рисование образа «Злой волк». 

С.63-65.

Комбинированный

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Создавать объемные изображения из пластилина

Беседа по картинам. Ю.Васнецов «Сорока-воровка», «Волк и семеро козлят»,  «Алёнушкины сказки».

Практическая работа

15/11

Сорока-Белобока.

Рисование Сороки-Белобоки.

Лепка сказочной птицы. 

С.66-69.

Комбинированный

Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать сказочную сороку. Развитие умения подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок. Развитие творческого воображения.

Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.

Последовательность рисования сороки, сказочного домика.

Уметь:

Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению)

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка

Текущий   СР

Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.

Смешанную технику для выполнения иллюстраций

Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению).

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.

Смешанную технику для выполнения иллюстраций

Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению).

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Беседа «Образ сказочной сороки

в иллюстрациях Ю.Васнецова.

Практическая работа.

22/11

Колобок.

Иллюстрирование сказки «Колобок». С.70-73.

Комбинированный

Формирование умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Развитие умения образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Развитие умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла. Использование выразительных возможностей цветного фона в иллюстрации.

Сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко

Представление о роли фантазии в искусстве.  Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка.

Знать особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях

Текущий. Выставка «Рисуем сказку»

Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях.

Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.

Формировать представление о роли фантазии в искусстве.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Беседа по иллюстрациям. Ю. Васнецов, Е. Рачёв,

А.Савченко и Н.Кочергин иллюстрации к сказке «Колобок».

Практическая работа.

Вылепить лису и Колобка (дома).

29/11

Петушок – золотой гребешок.

Изображение петушка. 

С.74-77.

Урок - конкурс

Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Обучение умению изображать сказочного петушка. Совершенствование умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Развитие фантазии и творческого воображения.

Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях.

Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.

Формировать представление о роли фантазии в искусстве.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Беседа «Образ петушка в иллюстрациях  Ю.Васнецова и Е.Рачёва». Практическая работа.

Приготовить к след.уроку солёное тесто.

06/12

Красная Шапочка.

Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. 

С.78-79.

Комбинированный

Формирование у детей умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Обучение умению лепить из солёного теста. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие фантазии и творческого воображения.

Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.

Последовательность лепки корзины и угощения.

Знать:

Приемы работы с пластилином

особенности объемных изображений

Уметь организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина.

Текущий

Приемы работы с пластилином особенности объемных изображений.

Основы ИЗО: пропорции.

Организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина

Приемы работы с пластилином особенности объемных изображений.

Основы ИЗО: пропорции

Организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина

Беседа «Красная Шапочка в иллюстрациях  А.Савченко и других художников».

Практическая работа.

Выполнить рисунок к сказке «Красная Шапочка».

13/12

Буратино.

Иллюстрация к сказке «Буратино». С.80-83.

Комбинированный

Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие умения подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя, с помощью красок или цветных карандашей. Развитие умения передавать пространство на плоскости листа. Развитие фантазии и творческого воображения.

Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.

Уметь:

Создавать эскиз в карандаше

Текущий СР

Понятие «цвет». Последовательность работы цветом.

Создавать эскиз в карандаше

Формировать представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Беседа «Образы Буратино в иллюстрациях  Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского». Практическая работа.

20/12

Снегурочка.

Лепка Снегурочки из пластилина. С.84-85.

Урок - отчет

Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Развитие навыков лепки из пластилина. Обучение умению лепить Снегурочку. Развитие умения иллюстрировать сказки. Развитие фантазии и творческого воображения.

Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.

Уметь:

Создавать эскиз в карандаше

Текущий

Знать о деятельности художника, скульптора

Сравнивать различные виды и жанры ИЗО

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Знать о деятельности художника, скульптора

Беседа «Творчество В.Васнецова и Н.Рериха».

Практическая работа.

Выполнить иллюстрацию к сказке «Снегурочка».

27/12

Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Сказочные герои»

Дымковские игрушки.

Повтор дымковских орнаментов. 

С.94-95.

Комбинированный

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение навыку пользоваться печаткой-тычком для создания узоров. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Понятие «декоративно – прикладное искусство»

Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения печаток – тычков.

Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.

Знать:

Известные центры народных художественных ремесел России

Отличительные признаки изделий народных промыслов

Уметь:

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Текущий СР

Известные центры народных художественных ремесел России.

Отличительные признаки изделий народных промыслов.

Понятие «декоративно – прикладное искусство»

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. Вырезать из бумаги силуэты дымковских игрушек и украшать их орнаментами.

Передавать

настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Народные мастера нашего края.

Практическая работа.

17/01

Дымковские игрушки.

Роспись дымковской «Барыни-сударыни». 

С.96-97.

Комбинированный

Текущий СР

24/01

Филимоновские игрушки.

Повтор филимоновского орнамента. С.98-99.

Комбинированный

Знакомство детей с филимоновскими игрушками. Обучение умению выполнять филимоновские узоры. Обучение навыкам росписи филимоновских игрушек. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Характерный узор филимоновской игрушки.

Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.

Знать:

Известные центры народных художественных ремесел России

Отличительные признаки изделий народных промыслов

Уметь:

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Текущий СР

Характерный узор филимоновской игрушки.

Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка

Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Беседа «Филимоновские мастера».

Практическая работа.

31/01

Филимоновские игрушки.

Роспись филимоновскими узорами игрушек. 

С.100-101.

Комбинированный

Текущий СР

Пользоваться языком изобразительного искусства

Практическая работа.

Расписать узорами силуэты

 филимоновских зверей.

14/02

Матрёшки.

Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев. С.102-103.

Комбинированный

Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками. Обучение умению рисовать полхов-майданские цветы, ягоды, листья. Совершенствование умения применять приёмы работы «тычком». Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

Знать:

Известные центры народных художественных ремесел России

Отличительные признаки изделий народных промыслов

Уметь:

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка.

Текущий СР

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка

Пользоваться языком изобразительного искусства

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

Беседа по произведениям народного

искусства. Практическая работа.

21/02

Матрёшки.

Роспись загорских матрёшек. 

С.104-105.

Комбинированный

Текущий СР

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение).

Практическая работа.

Расписать силуэт матрёшки по своему замыслу.

28/02

Городец.

Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). С.106-109.

Комбинированный

Знакомство с изделиями городецких мастеров. Развитие умения выполнять кистевую роспись. Обучение умению выполнять городецкие узоры. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.

Знать:

Известные центры народных художественных ремесел России

Отличительные признаки изделий народных промыслов

Уметь:

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Текущий СР

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Беседа «В гости к городецким мастерам».

Практическая работа.

Нарисовать городецкие узоры: листья или птицу.

07/03

Городец.

Комбинированный

Обучать подбирать цвета на палитре, делать заливку контура цветом, работать с цветом, прорисовывать детали рисунка.

Текущий СР

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.

14/03

Хохлома.

Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». 

С.110-113.

Комбинированный

Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие навыков кистевой росписи. Обучение умению выполнять хохломские узоры. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Особенности  изделий Хохломы. Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи: ягодка, травка, сказочная птица.

Знать:

Известные центры народных художественных ремесел России

Отличительные признаки изделий народных промыслов

Уметь:

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Текущий СР

Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма.

Построить композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма.

Беседа «Виды изделий хохломских мастеров».

Практическая работа.

Нарисовать свою сказочную птицу.

21/03

Гжель.

Роспись посуды гжельскими узорами. 

С.114-117.

Урок - отчет

Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение умению выполнять гжельские орнаменты. Развитие навыков кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Последовательность выполнения гжельских орнаментов. Роспись силуэта сахарницы.

Текущий СР

Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Роспись силуэта сахарницы.

Выполнять роспись сахарницы гжельскими орнаментами.

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Роспись силуэта сахарницы.

Беседа «Изделия гжельских мастеров».

Практическая работа.

04/04

Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Народное искусство»

Круглое королевство.

Тематический рисунок в круге.

Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. С.126-127, 135.

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и ощущения круглой формы. Обучение умению различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Обучение рисованию кругов. Обучение умению выполнять декор из кругов. Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие творчества.

Значение слова «дизайн»

Объекты дизайна круглой формы.

Аппликация «Луноход» из кругов разного размера.

Знать о форме предметов

Уметь  выполнять простейшие композиции – аппликации

Текущий. Самооценка

О форме предметов; значение слова «дизайн»

Выполнять простейшие композиции – аппликации

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей. Подбирать информацию из различных источников.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Беседа по картине. П.Пикассо «Девочка на шаре».

Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами круглой формы, наклеить в альбом.

11/04

Шаровое королевство.

Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. С.128-129.

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и ощущения формы шара. Обучение умению различать шары и их половинки в объектах дизайна. Обучение умению изображать шар. Обучение умению выполнять декор на шарах и мячах. Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие фантазии.

Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении. Лепка шариков из пластилина. Создание изделия «бусы», сказочное животное «Лошарик»

Уметь рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия

Выразить свое отношение к изображенному.

Коллекция картинок. Участие в беседе

Приёмы лепки и соединения деталей.

Рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия

Подбирать информацию из различных источников.

Выразить свое отношение к изображенному.

Беседа по картине. П.Пикассо «Девочка на шаре». Практическая работа. Собрать коллекцию картинок с предметами в форме шара, наклеить в альбом.

18/04

Треугольное королевство.

Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. С.130-131.

Урок - викторина

Развитие зрительного восприятия и ощущения треугольной формы. Обучение умению различать треугольники в объектах дизайна. Обучение умению рисовать треугольные предметы. Развитие фантазии и творческого воображения.

Треугольные предметы.

Картины Кандинского.

Знать:

Музеи изобразительного искусства России, мира

Выдающихся художников

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников

Викторина

Музеи изобразительного искусства России, мира.

Узнавать отдельные произведения выдающихся художников

Подбирать информацию из различных источников.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Беседа по картине.  К.Малевич «Композиция». Практическая работа.  Выполнить аппликацию. Собрать коллекцию картинок с предметами треугольной формы, наклеить.

25/04

Квадратное королевство.

Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация).

С.132-134.

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и ощущения квадратной формы. Обучение умению различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Обучение умению выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Развитие фантазии и творческого воображения.

Декор из квадратов. Украшение квадратной подушки. Рисование кистью элементов геометрического узора.

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

Текущий СР

Музеи изобразительного искусства России, мира

Выполнить композиционное решение рисунка.

Узнавать отдельные произведения выдающихся художников

Подбирать информацию из различных источников.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Беседа по картинам.  К.Малевич «Композиция»,

Т.Насипова «Оранжевый букет». Практическая работа.

Собрать коллекцию картинок с предметами квадратной формы, наклеить.

02/05

Кубическое королевство.

Роспись бумажных кубиков.

С.136-137

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и различения кубических форм в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения применять знания по цветоведению (основные и составные цвета). Развитие умения рисовать кистью. Обучение умению конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры. Развитие творческого воображения.

Кубы и кубики. Сколько у куба квадратных сторон? Объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба. Склеивание картонных кубиков. Роспись разноцветными узорами.

Знать приемы свободной кистевой росписи

Уметь выполнить композиционное решение рисунка

Взаимооценка

Приемы свободной кистевой росписи.

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

Выполнить композиционное решение рисунка

Анализировать объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Практическая работа.

16/05

Обобщающий урок «В некотором королевстве…»

Урок - отчет

Твои творческие достижения

Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни

Творческий проект «Дизайн в нашей жизни»

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни.

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала.

Выставка «Твои творческие достижения»

23/05

Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни»

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.

Проект №1.

 Выставка творческих работ.

Проект №2.

Фотоколлаж из журналов.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема «Изобразительное искусство»

Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»

Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.

Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»

Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук». Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору). Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами. Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).

Тема «Сказочные герои»

Проект №1. Сделай книжку-раскладушку

Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).

Проект №2. Выставка рисунков

Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.

Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев

Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, плёнка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, театрализованное сказочное представление).

Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев

Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.

Тема «В гостях у народных мастеров»

ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
  • Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
  • Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
  • Рисование хохломской птицы (гуашь).
  • «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема «Народное искусство»

Проект №1. Выставка творческих работ

Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.

Проект №2. Коллекция «Народное искусство»

Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве. Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов. Изучение местных народных художественных промыслов. Коллекция может быть размещена в классе, в школьном музее, в актовом зале.

Проект №3. Весёлая ярмарка

Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

1. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство».-  М.: АСТ, «Астрель».  2013 г.

2.  Н.М.Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, «Астрель». 2013г.

3.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

4.  Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана;

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Новый стандарт), Москва 2013 год.

Печатные пособия.

1.   Образцы декоративной росписи.

2.   Портреты художников.

3.   Репродукции картиной галереи

Технические средства обучения и оборудования кабинета.

Классная доска, магнитофон, диапроектор, мультимедийный проектор, компьютер, экспозиционный экран, стол учительский, стол ученический(15 шт)

Экранно - звуковые пособия.

СD

DVD

1.  Детский энциклопедический словарь»

2.«Шедевры русской живописи»

3.   «Вокруг света»

4.  Презентации «Декоративное искусство России»

«Русские народные сказки».

«Времена года».

Гимн России

Игры и игрушки.

Настольные игры: лото, домино, шахматы, пазлы.        Ролевые игры: «Дом», «Магазин», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт»

 Сайты.

№ п\п

Название

Педсовет_su - сайт

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru

TATSEL - Детские песни - Фильмы.files

Планета Знаний:  http://planetaznaniy.astrel.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа по изо в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по изо (Неменская) 2 класс...

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний"....

Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС Школа России

Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС  по  программе Школа России...

Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС

Рабочие программы 2 класс в соответствии с ФГОС содержат пояснительную записку и календпрно - тематическое планирование...

Рабочая программа по математике в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...