Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 9.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На этом занятии мы изучаем принцип изобретательства "по аналогии", узнаем о науке бионике, а также моделируем устройство обыкновенной улитки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 9. Метод аналогии. Бионика.
Материалы: липучка, чертополох, лупа, ракушки, толченый мел, клей, плотная бумага, резиновые перчатки, нитки.
1. В ТРИЗ используется метод аналогии. Что такое аналогия? Когда что-то на что-то похоже.
Например, на что похоже солнце? – на шар по форме. На печку или лампочку по функции.
Что общего у стола и шкафа? – материал, функция
Что общего у шкуры животного и нашей куртки? – функция.
Что общего у дыхания и горения? Тратит кислород
Что общего у паровоза и коня? Тянет за собой. Тогда какая аналогия вагонам? Телега.
Что похоже на червяка?
Что похоже на водосточную трубу?
Что похоже на паутину?
Назови предмет. Сосед придумывает аналогию к нему, не из той же области, если живое, аналогия неживая и наоборот. Самые удачные: улитка - рулетка, тюлень - подводная лодка, черная дыра - мусорное ведро.
2. Есть аналогия по рассуждению. Например, есть такой рассказ о Ходже Насреддине: он вошел в харчевню и увидел, что хозяин кричит на нищего, который подержал свою лепешку над паром от котелка, лепешка от этого стала вкуснее. Ходжа Насреддин взял у нищего последние медяки и позвенел ими над ухом жадного лавочника. «Он понюхал, как пахнет твой плов, а ты послушал, как звенят его деньги».
3. Талантливый создатель авиадвигателей академик Александр Микулин вспоминал, что в молодости очень любил наблюдать за полетами первых русских авиаторов. Однажды он был свидетелем едва не произошедшей катастрофы. Известный в те годы летчик Сергей Уточкин облетал ипподром (аэродромов тогда еще не было), и внезапно двигатель остановился. С огромным трудом Уточкину удалось посадить машину, которая практически не могла планировать, но самолет разбился. Микулин был потрясен произошедшим, так как он очень любил Уточкина. Идя домой, он напряженно думал о случившемся. Вдруг навстречу ему попался мужик с подбитым и отекшим глазом. Тут же Микулин побежал обратно на ипподром. (на какую мысль навел его мужик? вторым-то, здоровым глазом, мужик видел) нашел Уточкина и посоветовал ему поставить для повышения надежности работы мотора второе магнето (магнето - устройство, отказ работы которого неизбежно влечет за собой остановку двигателя). За эту идею, пришедшую в голову Микулину по ассоциации, Уточкин его катал на самолете и платил по 10 руб. за каждый удачный полет.
3. Наука бионика (что может означать это слово?) изучает строение и функционирование живых организмов, чтобы использовать эти знания для конструирования каких-либо механизмов.
Первым человеком, который пытался использовать мудрость природы для создания механизмов, был Леонардо Да Винчи (примерно 600 лет назад). Например, он описывал механизм крыльев, как у птицы. (фото) Однако позже да Винчи приходит к выводу о том, что человеку просто не хватит мускульной силы в туловище и руках для того, чтобы подняться в воздух подобно птице. В результате он начинает изучать возможность полета без маховых движений, углубляясь в изучение скорости ветра и способов использования воздушных потоков для полета. Его идеи, воплощенные в виде чертежей и набросков во многом предвосхитили появление современных дельтаплана, самолета, вертолета и парашюта.
- Моллюск Наутилус живет на большой глубине. Он умеет заполнять камеры своей раковины водой или воздухом. Что происходит, когда в раковине воздух? Когда вода? На что это похоже? На подводную лодку.
5. Швейцарец Жорж де Местрал (1907 — 1990) гуляя со своей собакой, был вынужден после прогулки удалять репейники как со своей одежды, так и из шерсти своего любимца. И именно в этот момент «на его голову упало яблоко Ньютона». Будучи страстным изобретателем, он решил рассмотреть под микроскопом, как же репейник цепляется за одежду, и увидел крючки, с помощью которых семена репейника цепляются за ворсистую поверхность и разносятся по округе, используя «живую транспортировку». Именно свойство прочно зацепиться за ворсистую поверхность и заинтриговало де Местраля. Его консультации с различными экспертами по тканям почти разочаровали его отсутствием у них какого-либо интереса. Но не все так плохо и среди них нашелся один, которому так же понравилась эта идея. Вручную были сделаны хлопковые полоски — одна была с крючками, другая с петлями. Прижав их друг к другу, изобретатели получили прочное соединение двух полосок — прообраз нынешней застежки Velcro. Развивая свои мысли и получаемый опыт, он заметил, что нейлон при нагревании образует крючки. И поэтому именно этот материал стал основным составляющим элементом такой застежки. В разных странах эту застежку называют по-разному. Только россияне оставили это меткое слово — липучка в своем обиходе.
Примечательно, что на Международной космической станции эта липучка используется для крепления чуть ли не всех предметов к стенкам станции. У этих предметов нанесены крючки, которыми они достаточно прочно цепляются к поверхности. А в некоторых сериалах создание липучки приписано инопланетянам. Вот так, обычный случай на прогулке позволил создать очень полезный в нашей жизни элемент, который используется и на одежде и для мягкой мебели, да и просто в быту.
Рассматриваем липучку в микроскоп.
Практическая работа – модель улитки.
Рассматриваем ракушки. У обычной садовой улитки раковина легкая, тонкая, непрочная. У морской улитки раковина прочная, можно встать
Свернуть полоску бумаги.
Из воды улитки берут необходимые соли, клей вырабатывают сами.
Из перчатки и ниток моделируем устройство улиткиных рожек.
Подробнее о моделировании улитки в видеоролике Р.Б.Соловьева на канале «Дети и наука», раздел «Мусорное биомоделирование», Моллюски. Часть 1. Брюхоногие.
Литература:
- В.Петров. «Простейшие приемы изобретательства».
- Ю.Г.Тамберг. «Развитие творческого мышления детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.
Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.
На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.
На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.
На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.
На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.
На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.
На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....