Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оводова Ольга Васильевна

На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretateli_7.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 7. Метод «Хорошо-плохо». Воздух.

Материалы: стаканы, трубочки, мелкие крошки пенопласта, воронка, пинг-понговый шарик, ложка.

1. В ТРИЗ-педагогике часто используется метод «хорошо-плохо». У всякого явления есть хорошие и плохие стороны. Например: «Я сегодня рано проснулась». Это хорошо или плохо? Почему? Сегодня выпал снег, это хорошо или плохо?

Даша: я люблю животных.

Дальше каждый по кругу по очереди, один (оптимист) говорит, почему это хорошо, другой, почему плохо. На втором круге роли меняются.

Даша любит животных, это хорошо, потому что животные уменьшают стресс

Это плохо, потому что животные могут чем-нибудь заразить

Это хорошо, потому что животное может тебя защитить

Это плохо, потому что родители могут не разрешить завести животное, будешь скучать

Это хорошо, потому что Даша хорошо заботится о животных, раз их любит

Это плохо, потому что животные мешают заниматься

Это хорошо, потому что с животными весело

Это плохо, потому что я огорчаюсь, когда животные обижают друг друга

Это хорошо, потому что животные милые

Это плохо, потому что с собакой надо гулять в любую погоду

Это хорошо, потому что собака может возить тебя на санках

Это плохо, потому что животные переносят бешенство

Это хорошо, потому что животные дают нам молоко

Это плохо, потому что дикие животные могут тебя съесть

Это хорошо, потому что животных можно дрессировать

Это плохо, потому что у человека может быть аллергия

Это хорошо, потому что животных приятно гладить.

2. Также хорошие и плохие стороны есть у любого свойства личности. Например: я все делаю быстро. Почему это хорошо? Почему это плохо? Я трудно запоминаю стихи.

3. Назовите какие-нибудь события, которые вы считаете плохими. Подумаем, можно ли найти в них что-то хорошее. (смерть близких не рассматриваем)

4. Однажды знаменитый тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге:

- Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом, сам понимаешь, увеличивается вероятность неудачных "приводнений" и травм. Когда падаешь с высоты, вода не такаю уж мягкая... Иногда вижу: хочет спортсмен попробовать новый элемент, но боится ушибов, боится из-за травмы не попасть на соревнования.

- Ничего не поделаешь, - вздохнул коллега. - Такой у нас вид спорта. В моей группе тоже бывают травмы при неудачных прыжках.

И тут появился изобретатель. - Травм больше не будет, - сказал он. Сделаем воду мягче. Для этого нужно...

Как вы думаете: что надо сделать с водой, чтобы она стала мягче и чтобы спортсмены не травмировались при неудачных прыжках?

В отличие от мозгового штурма, здесь мы на каждую идею сразу ищем, что в ней хорошо, а что плохо. Стереотипное мышление предлагает у каждого решения искать только недостатки. Но именно поиск плюсов наталкивает на следующий шаг.

- Насыпать куски поролона в бассейн. Не ударишься, но пока будешь выныривать, задохнешься.

- Не прыгать. Не будет травм, но и спорта не будет.

- Матрац на дно. Защищает от удара об дно, но не от удара об воду

- Защитить пловца чем-то вроде скафандра. Безопасно, но утонешь

- Защитить пловца костюмом с воздухом. Безопасно, но трудно выполнять трюки.

- Антистрессовые шарики слоем по воде

- Надо поставить человека, который будет в момент прыжка выстреливать из ружья этими шариками.

- Нет, нажимать кнопку, пусть автомат выстреливает.

Где сделать кнопку, чтобы ничего не зависело от человека, который может отвлечься?
- На доске, по которой идет спортсмен к прыжку.

А как устроены эти антистрессовые шарики?

- Тонкая резина, а внутри воздух.

Что можно убрать?

- Воздух. Нет, резину. Нет воздух. Нет, все-таки резину! Оставить только пузыри воздуха!

5. Еще одна задача о воздухе. Вы знаете, что самолет оставляет след. Почему? След это хорошо или плохо? В каком случае это очень плохо? Во время войны наши летчики вынуждены были выкручиваться, чтобы их не заметили. Как?

6. Поговорим о свойствах воздуха.

  1. Что вы знаете о воздухе? (имеет вес, заполняет весь предоставленный объем, может нагреваться и охлаждаться, перемещаться, необходим для жизни)
  2. Если подойти поближе к батарее станет теплее или холоднее? А если подняться выше, поближе к солнцу, воздух станет теплее или холоднее? Вспомните, жарко или холодно стало Незнайке и его друзьям. Почему их шар стал падать?
  3. Как вы можете узнать из другой комнаты, что мама готовит? По запаху. Что такое запах? Как запах прилетает в вашу комнату? Это доказывает, что воздух постоянно в движении.
  4. На холодную бутылку наденем шарик, нагреем. Шарик надувается.
  5. Воздух давит на нас. Но почему мы этого не чувствуем? Что будет, если воздух вокруг нас исчезнет?
  6. В стакан налить подкрашенной воды, подуть из трубочки. Что вы видите? Назовите как можно больше наблюдений. Дуйте быстро и медленно, из широкой трубочки и из узкой. Почему струя воздуха превращается в отдельные пузырьки? Почему всплывая пузырьки изменяются в размерах? Почему меняется форма пузырьков?
  7. Насыпать в стакан пенопластовую крошку, размешать воду ложкой, засечь время, за которое вода успокоится. То же самое, но вдувая воздух.
  8. Опустить перевернутый стакан в тазик с водой.
  9. Выдуть пинг-понговый шарик из воронки

https://www.youtube.com/watch?v=2h-jKTS3-IM – опыты  с воздухом.

Литература:

  1. http://www.trizminsk.org/e/20130215.htm - задача «сделать воду мягкой и ее подробное обсуждение.
  2. Шапиро А.И. «Первая научная лаборатория»
  3. Альтов Г.С. «И тут появился изобретатель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.

Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.

На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.

На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.

На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.

На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.

На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 8.

На этом занятии учимся пользоваться методом фокальных объектов....