Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobretateli_6.doc | 562.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 6. ИКР. Звук.
Материалы: банковские резинки, шарики, монеты, шило, влажные салфетки, стаканы, крупа или песок.
- Разминка. Назовите 30 применений пустой пластиковой бутылке.
Вот, что предложили учащиеся:
Налить воды и продать. Поговорили о том, что в городе это едва ли удастся, надо в пустыню.
Насыпать фасоли и сделать погремушку.
Водная ракета.
Смешать колу и ментос, то есть бутылка в роли пробирки.
Взорвать петарду.
Это скорее пятилитровая канистра - насыпать стирального порошка и стеклянных шариков, налить воды и трясти - стиральная машина. Девочка сказала, что они так в походе делали. Яркая иллюстрация к теме "в школе учат не всему".
Реквизит в рекламе.
Написать письмо и бросить в реку.
Корабль для жука.
Закопать клад.
Смастерить внутри нее кораблик.
Подводная лодка.
Машина времени (тут я не совсем поняла принцип работы)
Воронка.
Стакан.
Копилка.
Умывальник походный.
Кормушка для птиц.
Обшить теплым и сделать термос.
Из 2 бутылок сделать песочные часы.
Кормушка для кота.
Ваза.
Мышеловка.
Обмотать веревкой - когтеточка.
Съемник для яблок
Вырезать лопатку.
Или ложку.
Обрезать и привязать веревочку - для сбора ягод.
Аквариум.
Внутрь колокольчик - игрушка для котенка.
Поилка для цыплят.
Тренажер для хомячка.
- И снова котелок. Денис хочет изобрести мышеловку, а кроме котелка у него ничего нет. Что сделать?
- Вот они поймали мышь, и что дальше? Скормить коту – новые придут. Сформулируйте ИКР. Чтобы мыши сами ушли. Чем мышь может напугать своих товарок? В США выдан патент на конструкцию мышеловки, которая не убивает мышь, а надевает на ее голову ошейник с колокольчиком и отпускает. Когда мышь с колокольчиком возвращается в свою нору, то остальные мыши изгоняют ее или уходят сами.
- Задача: кошке привязали банку к хвосту. Кошка так боится грохота, что бежит еще быстрее. Банка грохочет сильнее, кошка еще ускоряется. До какой скорости разгонится кошка?
- Что общего у летучей мыши и дельфина? И те и другие используют эхолокацию, отражение звука от препятствия. Как мы можем убедиться в том, что звук отражается от препятствий? (Эхо. Плохо слышно, когда говорят в сторону на улице) Летучая мышь может «увидеть» комара, дельфин рыбку в 50 метрах от себя. Также эхолокация обнаружена у птиц гуахаро, стрижей-саланганов и кашалотов.
- Придумайте, как можно использовать отражение звука в технике. (УЗИ, эхолот)
- Опыты со звуком:
- Банковская резинка – натянуть, подергать.
- Трубочку надрезать, поставить в стакан с водой, подуть
- Возьмите монетку и затолкайте ее в ненадутый шарик. Затем надуйте и завяжите шарик. Монета оказалась внутри надутого шарика. Теперь начинайте быстро вращать шарик, так чтобы монета начала бегать по внутренним стенкам шарика, издавая жужжащий звук.
- Кукарекающий стакан. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите?
- Надуть шар и, не отпуская, регулировать выход воздуха из него, создавая самые разнообразные звуки – от писка комара до дребезжания старой машины;
- Надуть шар и водить по нему влажным пальцем, создавая пронзительный, похожий на ультразвук, писк
- Надуйте воздушный шар и, прислонив его к уху, постучите пальцем по противоположной стороне. В этот момент в ушах слышен более громкий звук, чем вы могли бы предположить. Воздух внутри воздушного шарика находится в более сжатом состоянии. Молекулы воздуха внутри шара ближе друг к другу, и поэтому передают звуковые волны, гораздо лучше, чем те, которые находятся вокруг нас. Задание. Попробуйте насыпать крупы или песка или налить воды в воздушный шарик и проделать тот же опыт. Получится ли у вас очередной усилитель звука или нет?
- Литература:
- Тарасов Л.В. «Физика в природе».
- www.naukaveselo.ru – опыты со звуком и др.
- http://dnevnik-mamochki.info/blog/malenkij_issledovatel_zvuk/2012-03-29-171 - опыты со звуком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.
Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.
На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.
На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.
На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.
На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.
На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....
Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 8.
На этом занятии учимся пользоваться методом фокальных объектов....