Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 6.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оводова Ольга Васильевна

На этом занятии мы придумываем различные применения пустой пластиковой бутылке, изобретаем мышеловку, обсуждаем свойства звука и изучаем их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretateli_6.doc562.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 6. ИКР. Звук.

Материалы: банковские резинки, шарики, монеты, шило, влажные салфетки, стаканы, крупа или песок.

  1. Разминка. Назовите 30 применений пустой пластиковой бутылке.

Вот, что предложили учащиеся:

Налить воды и продать. Поговорили о том, что в городе это едва ли удастся, надо в пустыню.

Насыпать фасоли и сделать погремушку.

Водная ракета.

Смешать колу и ментос, то есть бутылка в роли пробирки.

Взорвать петарду.

Это скорее пятилитровая канистра - насыпать стирального порошка и стеклянных шариков, налить воды и трясти - стиральная машина. Девочка сказала, что они так в походе делали. Яркая иллюстрация к теме "в школе учат не всему".

Реквизит в рекламе.

Написать письмо и бросить в реку.

Корабль для жука.

Закопать клад.

Смастерить внутри нее кораблик.

Подводная лодка.

Машина времени (тут я не совсем поняла принцип работы)

Воронка.

Стакан.

Копилка.

Умывальник походный.

Кормушка для птиц.

Обшить теплым и сделать термос.

Из 2 бутылок сделать песочные часы.

Кормушка для кота.

Ваза.

Мышеловка.

Обмотать веревкой - когтеточка.

Съемник для яблок

Вырезать лопатку.

Или ложку.

Обрезать и привязать веревочку - для сбора ягод.

Аквариум.

Внутрь колокольчик - игрушка для котенка.

Поилка для цыплят.

Тренажер для хомячка.

  1. И снова котелок. Денис хочет изобрести мышеловку, а кроме котелка у него ничего нет. Что сделать?
  2. Вот они поймали мышь, и что дальше? Скормить коту – новые придут. Сформулируйте ИКР. Чтобы мыши сами ушли. Чем мышь может напугать своих товарок? В США выдан патент на конструкцию мышеловки, которая не убивает мышь, а надевает на ее голову ошейник с колокольчиком и отпускает. Когда мышь с колокольчиком возвращается в свою нору, то остальные мыши изгоняют ее или уходят сами.
  3. Задача: кошке привязали банку к хвосту. Кошка так боится грохота, что бежит еще быстрее. Банка грохочет сильнее, кошка еще ускоряется. До какой скорости разгонится кошка?
  4. Что общего у летучей мыши и дельфина? И те и другие используют эхолокацию, отражение звука от препятствия. Как мы можем убедиться в том, что звук отражается от препятствий? (Эхо. Плохо слышно, когда говорят в сторону на улице) Летучая мышь может «увидеть» комара, дельфин рыбку в 50 метрах от себя. Также эхолокация обнаружена у птиц гуахаро, стрижей-саланганов и кашалотов.
  5. Придумайте, как можно использовать отражение звука в технике. (УЗИ, эхолот)
  6. Опыты со звуком:
  1. Банковская резинка – натянуть, подергать.
  2. Трубочку надрезать, поставить в стакан с водой, подуть
  3. Возьмите монетку и затолкайте ее в ненадутый шарик. Затем надуйте и завяжите шарик. Монета оказалась внутри надутого шарика. Теперь начинайте быстро вращать шарик, так чтобы монета начала бегать по внутренним стенкам шарика, издавая жужжащий звук.
  4. Кукарекающий стакан. Отрежьте нитку длиной 50-60  см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите?
  5. Надуть шар и, не отпуская, регулировать выход воздуха из него, создавая самые разнообразные звуки – от писка комара до дребезжания старой машины;
  6. Надуть шар и водить по нему влажным пальцем, создавая пронзительный, похожий на ультразвук, писк
  7. Надуйте воздушный шар и, прислонив его к уху, постучите пальцем по противоположной стороне. В этот момент в ушах слышен более громкий звук, чем вы могли бы предположить. Воздух внутри воздушного шарика находится в более сжатом состоянии. Молекулы воздуха внутри шара ближе друг к другу, и поэтому передают звуковые волны, гораздо лучше, чем те, которые находятся вокруг нас. Задание. Попробуйте насыпать крупы или песка или налить воды в воздушный шарик и проделать тот же опыт. Получится ли у вас очередной усилитель звука или нет?
  1. Литература:
  1. Тарасов Л.В. «Физика в природе».
  2. www.naukaveselo.ru – опыты со звуком и др.
  3. http://dnevnik-mamochki.info/blog/malenkij_issledovatel_zvuk/2012-03-29-171 - опыты со звуком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 1.

Конспект первого урока в авторского курса "Кружок изобретателей". Тема занятия взята из книги Г.Иванова "Денис-изобретатель". В течение занятия дети обсуждают, как много различных применений можно най...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 2.

На этом занятии мы разбираем понятие "Идеальный конечный результат", исследуем свойства веревок, мастерим "телефоны" из пластиковых стаканов и ниток....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 3.

На этом занятии мы изучаем метод моделирования маленькими человечками и проводим опыты с бумагой....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 4.

На этом занятии мы изучаем метод мозгового штурма, разрабатываем конструкцию светофора, подходящего для дальтоников....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 5.

На этом занятии мы выясняем, какие знания из области физики есть у обычного ученика младших классов. Изучаем понятие "технического противоречия". Решаем классические изобретательские задачи. Знакомимс...

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 7.

На этом занятии мы изучаем метод "хорошо-плохо", решаем задачу о смягчении воды и изучаем свойства пузырьков....

Теория и практика решения изобретательских задач. Занятие 8.

На этом занятии учимся пользоваться методом фокальных объектов....