Реализация образовательной программы «Социокультурные истоки» во 2 классе
статья (1 класс) на тему

В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация образовательной программы
«Социокультурные истоки»
во 2 классе

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ».

РОДНОЙ ОЧАГ

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

  • Имя
  • Семья
  • Род
  • Дом
  • Деревня
  • Город
  • Нива и поле
  • Лес
  • Река
  • Море-океан
  • Путь-дорога

ТРУД ЗЕМНОЙ

ТРУД ДУШИ

  • Сев и жатва
  • Братья меньшие
  • Ткачихи-рукодельницы
  • Мастера-плотники
  • Кузнецы-умельцы
  • Ярмарка
  • Слово
  • Сказка
  • Песня
  • Праздник
  • Книга
  • Икона
  • Храм

Текст учебной книги не заучивается, а читается.

Усвоение и осознание базового содержания  происходит путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.

В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу  для личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.

Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого ученика, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в классе

      Каждый урок знакомит детей социокультурными понятиями, учит рассуждать, делать выводы.

      Например, когда проводился урок по теме «Семья» дети знакомились с такими понятиями, как Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

Дети рассматривали семейные фотографии на экране, рассказывали о своей семье.)

     Было дано задание  раскрасить цветок и на каждом лепестке написать имена родных, которые их любят

В конце урока сделали вывод, прочитав мудрую заповедь автора

Почитать  родителей – значит:

- в детстве их слушаться;

- в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте заботиться.

В младших классах, чтобы заинтересовать ребенка часто проводятся игры. Например,  занятие по теме «Родной очаг» начали с игры «Найди домик»

Лиса – нора

Ворона – гнездо

Бобр – хатка

Муравей – муравейник

Пчела – улей

После этого дети сами догадались, о чем пойдет речь на уроке.

Очаг – дом, семья

Что делает наш дом родным?

Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь. Дом – территория семьи, мир вещей, домашний порядок, праздники и будни.

4. Работа в микрогруппах (3 группы по 6 человек)

Поселить в доме образы, наполнить звуками, которые вызовут тёплые чувства и помогут построить дом, в котором хорошо живётся.

(Каждой группе выдаются части дома, из которых собирается дом и на брёвнах домиков записываются слова).

5. Выступление лидеров групп 

Обобщение: Значит для человека важно, чтобы дом был добрым, весёлым, уютным, дружным.

Рефлексия (ресурсный круг – 12 человек, вторая группа детей).

Что я  могу сделать, чтобы дом стал более уютным, родным, чтобы близкие  люди почувствовали  заботу?  

Обобщение: у каждого из вас есть дом, куда вы возвращаетесь каждый день, куда вы несёте радость и печаль, где вы ищете поддержку и ласку. Слышите милые вашему сердцу голоса родных вам людей. И ваши родные тоже должны чувствовать, что вы их любите, заботитесь о них.

- Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в   контуры пальчиков добрые дела, чем вы можете помочь своим родителям

  • Ресурсный круг-это новая технология. Она проводится как в начале урока с целью актуализации имеющихся у учащихся опыта и знаний, так и в его заключительной части, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику. 

Учитель и учащиеся сидят в круге. Далее учащимся сообщается задание: подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается педагог, показывая образец ответа.

а) Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт слово следующему взглядом и прикосновением.

б) Второй учащийся даёт свой ответ на поставленный вопрос и передаёт слово дальше. Высказываются все желающие.

в) Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет ещё богаче.

Ресурсный круг «лес»

- На лесной опушке заканчивается мир людей. Начинается царство природы, животных и птиц. В нём много тайн. Это сказочный уголок живой природы

1.Я вижу опушку леса…                              

2. Я слышу пение птиц…

3. Я чувствую запах …

4. Я вижу…

5. Я слышу…

6. Я чувствую…

7.Я слышу…

8.Я чувствую…

9.Я вижу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

        Цель мониторинга            Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» п...

Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»

Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»...