Реализация образовательной программы «Социокультурные истоки» во 2 классе
статья (1 класс) на тему
В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация образовательной программы
«Социокультурные истоки»
во 2 классе
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ».
РОДНОЙ ОЧАГ | РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
|
|
ТРУД ЗЕМНОЙ | ТРУД ДУШИ |
|
|
Текст учебной книги не заучивается, а читается.
Усвоение и осознание базового содержания происходит путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.
Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.
Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого ученика, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в классе
Каждый урок знакомит детей социокультурными понятиями, учит рассуждать, делать выводы.
Например, когда проводился урок по теме «Семья» дети знакомились с такими понятиями, как Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Дети рассматривали семейные фотографии на экране, рассказывали о своей семье.)
Было дано задание раскрасить цветок и на каждом лепестке написать имена родных, которые их любят
В конце урока сделали вывод, прочитав мудрую заповедь автора
Почитать родителей – значит:
- в детстве их слушаться;
- в молодости – советоваться;
- в зрелом возрасте заботиться.
В младших классах, чтобы заинтересовать ребенка часто проводятся игры. Например, занятие по теме «Родной очаг» начали с игры «Найди домик»
Лиса – нора
Ворона – гнездо
Бобр – хатка
Муравей – муравейник
Пчела – улей
После этого дети сами догадались, о чем пойдет речь на уроке.
Очаг – дом, семья
Что делает наш дом родным?
Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь. Дом – территория семьи, мир вещей, домашний порядок, праздники и будни.
4. Работа в микрогруппах (3 группы по 6 человек)
Поселить в доме образы, наполнить звуками, которые вызовут тёплые чувства и помогут построить дом, в котором хорошо живётся.
(Каждой группе выдаются части дома, из которых собирается дом и на брёвнах домиков записываются слова).
5. Выступление лидеров групп
Обобщение: Значит для человека важно, чтобы дом был добрым, весёлым, уютным, дружным.
Рефлексия (ресурсный круг – 12 человек, вторая группа детей).
Что я могу сделать, чтобы дом стал более уютным, родным, чтобы близкие люди почувствовали заботу?
Обобщение: у каждого из вас есть дом, куда вы возвращаетесь каждый день, куда вы несёте радость и печаль, где вы ищете поддержку и ласку. Слышите милые вашему сердцу голоса родных вам людей. И ваши родные тоже должны чувствовать, что вы их любите, заботитесь о них.
- Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков добрые дела, чем вы можете помочь своим родителям
- Ресурсный круг-это новая технология. Она проводится как в начале урока с целью актуализации имеющихся у учащихся опыта и знаний, так и в его заключительной части, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику.
Учитель и учащиеся сидят в круге. Далее учащимся сообщается задание: подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается педагог, показывая образец ответа.
а) Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт слово следующему взглядом и прикосновением.
б) Второй учащийся даёт свой ответ на поставленный вопрос и передаёт слово дальше. Высказываются все желающие.
в) Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет ещё богаче.
Ресурсный круг «лес»
- На лесной опушке заканчивается мир людей. Начинается царство природы, животных и птиц. В нём много тайн. Это сказочный уголок живой природы
1.Я вижу опушку леса…
2. Я слышу пение птиц…
3. Я чувствую запах …
4. Я вижу…
5. Я слышу…
6. Я чувствую…
7.Я слышу…
8.Я чувствую…
9.Я вижу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...
Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
Цель мониторинга Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...
Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...
Реализация образовательной программы для учащихся 2 классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
На данной странице размещены карточки с заданиями....
Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» п...
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»...