ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
статья по орксэ (4 класс)
Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у детей воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Это то, что так необходимо современному человеку. Помимо этого математика несет в себе воспитательный аспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Максимова Леся Анатольевна
МБОУ «СОКШ №4»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у детей воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Это то, что так необходимо современному человеку. Помимо этого математика несет в себе воспитательный аспект.
Приведу примеры из собственной практики. В четвертом классе при изучении тем «Щит и меч», «Подвиги души», «Честь и уговор» предлагаю учащимся решить следующие задачи.
Задача №1.
Задача № 2.
1.Прочитайте текст. Во время Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг состоялось сражение на реке Кагул. Русская армия, насчитывавшая не более 32 тысяч человек при 118 орудиях, наголову разгромила османскую армию численностью 150 тысяч человек при 140 орудиях. 2. Ответьте на вопрос, каким численным превосходством обладала турецкая армия? 3. Как вы понимаете крылатое выражение А. Суворова «Воевать не числом, а умением» |
Задача № 3.
Во время Великой Отечественной войны город Малоярославец был полностью освобожден 2 января 1942 года. Общие потери врага в боях за город составили около четырех тысяч солдат и офицеров. Наши потери составили тысячу триста пятьдесят бойцов и командиров.
|
Использование текстов, опирающихся на исторические события и факты, способствует формированию патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитанию человека, обладающего чувством национальной гордости. Подспорьем в работе по составлению текстов таких задач служат экспонаты и материалы школьного музея.
Введение краеведческого компонента с математической направленностью позволяет детям прикоснуться к истории родного города. Приведу примеры. Тема урока «Храм».
Задача № 1.
История прихода храма Святого Духа в городе Нефтеюганск начинается с октября 1988г. По благословению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия была зарегистрирована Православная община в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Сколько лет прошло с тех пор? |
Задача № 2.
В 90-ых годах XX века по всей стране началось возрождение храмов, стали строиться и новые церкви. 24 сентября 2003г Его Высокопреосвященством архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и Его Преосвященством епископом Барнаульским и Алтайским Максимом был освящен «Комплекс православной общины» с храмом в честь иконы Божией Матери «Почаевская». 16 октября 2010 г состоялось открытие храма в честь Всех святых. Какой храм был построен раньше и на сколько лет? |
Систематическое использование заданий с элементами краеведения на «Истоках» формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит учащихся гордиться своим городом, округом, связывает математику с окружающей действительностью. Протяженность границ ХМАО, площадь округа, численность населения, географическое положение, количество городов – все эти данные могут стать содержанием текстовых задач. Задачи с краеведческим направлением раскрывают величие родной земли, её уникальные природные и культурные ландшафты.
На «Истоках» дети знакомятся с православными праздниками. Грамотное использование задач на этих уроках позволяет нам прикоснуться к истории, развивает логическое мышление и навыки анализа.
Задача №1.
Прочитай текст. B основе православного праздника Покрова Пpecвятoй Богородицы, который празднуется 14 октября, лежит предание o явлении Божией Maтepи в Константинополе в 910 году. В те дни столица Византийской империи Константинополь была осаждена язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам — поругание, христианам — жестокие казни и рабство. Верующие собрались в храме и стали молились. В четвертом часу ночи святой Андрей подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом в окружении ангелов и святых. Пресвятая Богородица молилась со слезами на глазах, взывая o спасении города. Затем подошла к престолу, сняла покрывало c головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился. Город был спасен. История праздника Покрова на Руси начинается с 1164 года. Ответь на вопрос. Через сколько лет на Руси стали праздновать этот праздник? |
Использование межпредметных связей в курсе «Социокультурные истоки» позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию обучающихся.
Литература:
- Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки ТГУ. 2013. №1(12). С. 105–107.
- Ложкина Е.М. Межпредметные связи при обучении математическому моделированию в курсе алгебры основной школы // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 82–86.
- Смирнова А.С. Реализация межпредметных связей на уроках математики // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN420.pdf (доступ свободный).
- Федорова Н.Б., Федорова А.А. Межпредметные связи как фактор оптимизации процесса обучения в средней школе // Альманах мировой науки. 2017. № 2– 2(17). С. 75–78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. И дети, как правило, ждут, чтобы в...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества. В свете происходящих во всем мире событий, гос...
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»
Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»...