наша надежда
рабочая программа на тему
Программа «Наша надежда» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
наша надежда | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Наша надежда»
Пояснительная записка
Программа «Наша надежда» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
1. Паспорт
Наименование программы | «Наша надежда» |
Основания для разработки программы | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р Областная и районная программа «Одаренные дети» |
Государственный заказчик программы | |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ "СШ № 7" |
Срок реализации программы | 2013 – 2017 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Источники финансирования программы | Местный бюджет на основе составленной сметы |
Ожидаемые конечные результаты программы | - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы с одаренными детьми |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
2. Концептуальные основы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Наша надежда» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
- Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
- Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
- Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
- Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
- как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
- как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
3. Основные цели и задачи программы.
Цели программы «Наша надежда» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СШ № 7». А также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
- «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
- обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
- Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)
- Научное – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
- Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
- Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
- Координационное направление:
- организация работы всего коллектива школы;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
- создание банка данных «Одаренные дети школы».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Функциональное обеспечение программы:
- функции директора в аспекте реализации программы;
- функции заместителя директора по УВР;
- функции методического совета;
- функции МО;
- функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми;
- функции психолога.
Функции директора в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы:
- организация,
- координация,
- контроль.
Функции заместителей директора по УВР и НМР:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы,
- корректировка составляющих элементов программы,
- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования,
- анализ и обобщение результатов реализации программы,
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Наша надежда»,
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми,
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми,
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Функции методического совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Наша надежда»,
- определение критериев эффективности реализации программы,
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми.
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии,
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы,
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей,
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми,
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми,
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми,
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня,
- организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми,
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми,
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Наша надежда»,
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми,
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Наша надежда».
Функции психолога:
- анализ успешности (неуспешности) учения каждого ребенка с выявлением причин,
- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов),
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний,
- проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми,
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
- Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2013 по 2017 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2013-2014 учебном году. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2013-1017 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- апробация экспериментальных авторских программ;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2017 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Научное общество учащихся | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Краеведческая конференция. Кружки. Секции. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (8-9 классы). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Профильные спецкурсы. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
- Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
|
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся |
|
|
- Приложение
1. Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2. Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- математика и техника (1-й столбец листа ответов);
- гуманитарная сфера (2-й столбец);
- художественная деятельность (3-й столбец);
- физкультура и спорт (4-й столбец);
- коммуникативные интересы (5-й столбец);
- природа и естествознание (6-й столбец);
- труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
- Петь, музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
- Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Собирать технический конструктор.
- Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
- Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях и кружках.
- Помогать другим людям.
- работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
- творческая (2-й столбец);
- академическая (3-й столбец);
- художественно-изобразительная (4-й столбец);
- музыкальная (5-й столбец);
- литературная (6-й столбец);
- артистическая (7-й столбец);
- техническая (8-й столбец);
- лидерская (9-й столбец);
- спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
- Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
- Интересуется общением со сверстниками.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актерской игрой.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
- Хорошо поет.
- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в классе.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-либо инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
(заполняют родители)
- У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
- Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
- Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
- Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
- Он очень любит рисовать (Да / нет)
- Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
- Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
- Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
- С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
Психодиагностические обследования среди учащихся
(работа школьного психолога)
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
- анкетирование родителей и учителей;
- специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
- диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
- диагностику видеомоторной коррекции;
- вербальный тест Айзенка;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
- методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
- методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
- тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
- тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
- тесты для интеллектуалов.
Портфолио учащихся и учителей
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио Ф.И.О. , ученика (цы) ____ класса «___» МОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов | Тайна моего имени: | Карта моих интересов |
Знак зодиака: | ||
Я родился (родилась) в год: | ||
Я занимаюсь в кружках, секциях: | ||
Мои любимые занятия, увлечения: | ||
Участие в конкурсах | Участие в концертах | Участие в олимпиадах |
Участие в общественной жизни школы и класса | Мои добрые и полезные дела | Награды и достижения |
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь рисовать? | |
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
22 | Ты посещаешь кружки? | |
23 | А спортивные секции? | |
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? |
Система работы учителей начальных классов с одаренными детьми
в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж.Рензулли
Ф.И.учащегося ________________________________________________________________
Дата: _________________________________________________________________________
Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________
Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________
Инструкция
Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.
Список класса:
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | № п/п | Фамилия Имя учащегося |
1 | 16 | ||
2 | 17 | ||
3 | 18 | ||
4 | 19 | ||
5 | 20 | ||
6 | 21 | ||
7 | 22 | ||
8 | 23 | ||
9 | 24 | ||
10 | 25 | ||
11 | 26 | ||
12 | 27 | ||
13 | 28 | ||
14 | 29 | ||
15 | 30 |
Характеристики | № учащегося по списку класса | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Шкала 1. Познавательные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей | ||||||||||||||||||||||||||||||
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 2. Мотивационные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 3. Творческие характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других | ||||||||||||||||||||||||||||||
10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 4. Лидерские характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель |
Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти
Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I | II | III | IV |
Месяц Дерево Прыгать Желтый Кукла Сумка | Ковер Стакан Плыть Тяжелый Книга Яблоко | Вилка Диван Шутить Смелый Пальто Телефон | Школа Человек Спать Красный Тетрадь Цветок |
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:
стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.
Методика определения опосредованной памяти
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тму случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко
8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко
4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне
2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко
0-1 балл – развита слабо
Диагностика конвергентного (логического) мышления (для детей от 5 до 12 лет)
Автор – Н.И.Ильичева
Цель: определение уровня логического мышления, умения выполнять основные логические приемы операции.
Метод проведения: тестирование.
Субтест 1. На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну утку убил. Сколько уток осталось на берегу? (ответ – одна или ни одной – с доказательством)
Логические шаги:
1 шаг – представление предлагаемой ситуации, т.е. фабулы задания;
2 шаг – предположение первой версии: 4 утки улетели, а одна убитая осталась;
3 шаг – вторая версия: убитая утка свалилась в озеро и на берегу не осталось ни одной утки, или охотник забрал убитую утку. Набрано 3 балла.
Субтест 2. Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков? (ответ – Олег занимался баскетболом, Коля – волейболом, а Андрей - футболом).
Логические шаги:
1 шаг – если Коля никогда не играл в футбол, то он играл или в волейбол или в баскетбол;
2 шаг – если Олег занял 1 место на соревнованиях по баскетболу, то он и играл в баскетбол;
3 шаг – а Коля играл в волейбол;
4 шаг – если Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол или, второй вариант: составление матрицы решения методом исключения: если Олег занял первое место на соревнованиях по баскетболу, то он играл в баскетбол (1 шаг); если Коля никогда не играл в футбол (2 шаг). Олег играл в баскетбол, то он – Коля играл в волейбол (3 шаг); а так как Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол (4 шаг).
Субтест 3. После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Логические шаги:
1 шаг – или запоминание имен, или запись их в матрицу;
2 шаг – если Юра стоит раньше Иры, но после Коли, то они занимают следующую позицию: К., Ю., И.,
3 шаг – Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей, следовательно, он в конце после Иры;
4 шаг – Оля стоит между Юрой и Ирой;
5 шаг – их очередь выглядит так: К., Ю., О., И., С.
Всего в тесте 12 логических шагов.
Обработка результатов теста: за каждый правильный логический шаг испытуемый получает один балл.
В соответствии с суммой логических шагов (числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью процентной шкалы.
Степень | Оценка результатов | Замечание | % конвергентного мышления | |
I | Высший | Если решены все три задания | 12 баллов | 100 |
II | Хороший | Если решены 1-е, 2-е задание и часть 3-го | От 11 до 10 баллов | От 80 до 92 |
III | Средний | Если решены 2 любых задания и часть из них | От 9 до 7 баллов | От 58 до 80 |
IV | Слабый | Если решено одно задание | От 6 до 3 баллов | От 25 до 50 |
V | Очень слабый | Если решена часть одного задания | От 2 до 1 баллов | От 8,3 до 16 |
VI | Нулевой | Если не приступили к решению | 0 баллов | От 0 до 8,3 |
Характеристики доминирующих способностей ребенка
- Интеллектуальные способности
- 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
- 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
- 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
- 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
- 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
- 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
- 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
- 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
- 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
- Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Литературное дарование
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
- Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Список литературы:
1.Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
2.Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti
4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
6. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
9. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
10. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
11. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
12. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
13. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
15. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
16. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
17. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
18. Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка). С.465-497.
19. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
21. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
22. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
23. Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
24. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
25. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
26. Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.
27. Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
28. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
30. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
31. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.
32. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
33. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
34. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
35. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
36. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
37. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
38. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
39. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа с одаренными детьми "Наши надежды"
Программа с одаренными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми "Наши надежды"
Программа разработана на 4 года....
Программа Наши надежды
Программа "Наши надежды"...
Рабочая программа "Наши надежды"
Программа по выявлению и развитию у обучающихся с ОВЗ интеллектуальных, творческих и физических способностей в начальных классах....
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"...
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"
рабочая программа...