Рабочая программа "Наши надежды"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по выявлению и развитию у обучающихся с ОВЗ интеллектуальных, творческих и физических способностей в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nashi_nadezhdy.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Наши надежды»
Выявление и развитие у обучающихся с ОВЗ интеллектуальных, творческих и физических способностей в начальных классах
Разработала Бурягина О.С.
учитель начальных классов
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Актуальность проблемы
Согласно ФГОС ОВЗ целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является гармоничное развитие личности, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и физических способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов. Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Диагностики:
- «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко)
- Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)
- Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)
- Анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)
- Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)
- Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
- Методика диагностики одаренности младших школьников Автор – А.И.Савенков
- Анкетирование «Моё отношение к здоровью»
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Портрет одаренного ребенка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности, формирование положительной мотивации саморазвития, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Современный учитель должен осуществлять педагогическую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированностъ предпосылок к овладению грамотой и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с воспитателями, родителями, психологом. Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъянения, "Что такое пед. диагностика", родителям будущих первоклассников может служить родительское собрание.
На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям.
Учитель использует диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.
Формой реализации способностей обучающихся служит портфолио. Надо помнить, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Методы и способы выявления наклонностей детей
Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии обучения . Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы
Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми
- Олимпиады;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными обучающимися;
- Проектная деятельность;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Внеурочная деятельность;
- Соревнования.
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
- Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- Повышение качества образования.
План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ожидаемый результат | |
1 | Работа кружков | В течении года 1-2 раза в неделю | Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности | |
2 | Предметные недели | По плану ОУ | Расширение познавательной активности | |
3 | Олимпиады (школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные) | В течение года | Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах | |
4 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | В течение года | Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся | |
5 | Родительские собрания, консультации | В течение года | Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей | |
6 | Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой | В течение года | Выявление способностей | |
7 | Изучение опыта работы учителей ОУ с одарѐнными детьми | В течение года | Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми | |
8 | Активное участие во внеклассных мероприятиях | В течение года | Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся | |
|
Литература:
- Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
- Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К.
Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
- Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
- Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
- Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
- Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Математика Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 136 часов в год по 4 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Программа составлена на основе Федерального г...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Технология Кавылина Надежда Васильевна
Суепень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Очумелые ручки Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый.Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма сост...
Рабочая програма Надежда
Рабочая програма Надежда...