Программа с одаренными детьми "Наши надежды"
опыты и эксперименты по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 25
357500 г. Пятигорск, пос. Свободы, ул. Энгельса, 104 тел.31-69-98
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №25
Велиева С.Ю.
Протокол пед совета№__
От «__»________20____
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«НАШИ НАДЕЖДЫ»
2012-2013 уч год
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Разработать методику выявления одарённых детей.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ «САМИ»
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
Творческий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Кружки. Секции. |
Программа предусматривает работу по трем направлениям (Приложение):
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
План реализации программы (Приложение):
Этап | Мероприятия программы |
2012-2013 учебный год |
|
2013-2014 учебный год |
|
2014-2015 учебный год |
|
Этапы:
2012-2013 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка программы работы с одаренными учащимися.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2013-2014 учебный год – экспериментальный
Цель:
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ, программ факультативов.
- Повышение квалификации педагогов.
2014-2015 учебный год – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение квалификации педагогов.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Программа предусматривает работу по трем направлениям
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. |
Внеурочная деятельность | На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. | Клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Работа с родителями | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. | Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно - нравственного воспитания "Надежда России"
Программа “ Надежда России” представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического и духов...
Программа воспитания классного коллектива "Надежда"
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания определяется самой жизнью, состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях.В современных условиях...
Воспитательная программа (1-4 классы) "Надежда"
Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной программы класса:НРАВСТВЕННОСТЬ.Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят из характер...
Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....
Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"
Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....