Кружок «Юный эколог»
рабочая программа (1 класс) на тему

Ковалькова Наталья Николаевна

Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_1_klass.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

В содержании экологического кружка в начальной школе отражены материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Программа кружка составлена из расчета один раз в неделю.

При построении программы использовались четыре направления:

 познавательное;

 познавательно-развлекательное;

 практическое;

 исследовательское.

Актуальность

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону  восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность  возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность  определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Принципы:

  1. Междисциплинарность:

 экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;

 интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.

  1. Единство познания, переживания и действия:

 целостные ориентации личности;

 мотивы деятельности;

 природоохранная деятельность.

  1. Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
  2. Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
  3. Принцип альтернативности и прогностичности.

Цель кружка:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

 развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

 обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

 воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Задачи:

-преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения;

-обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения;

- развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

- воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности.

Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

экологическая культура включает:

 культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

 культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

 культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты: интерес к природе;

 знания о природе и ее охране;

 эстетические и нравственные чувства к природе;

 позитивная деятельность в природе;

 мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются: семья;

 детские дошкольные учреждения;

 школа;

 внешкольные воспитательные учреждения;

 средства массовой информации;

 самовоспитание.

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:

Цели, принципы, задачи

Содержание

Методы, формы, средства

Условия

Результаты

Цель

срок

познавательные мероприятия

познавательно-развлекательные мероприятия

практические мероприятия

Исследовательские мероприятия

1

2

3

4

5

сентябрь

Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов 

Театрализованное представление на экологическую тему: «Волшебные лапти»

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Природные ритмы. Сезонные ритмы(экскурсия в парк)

октябрь

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет.

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Программа кружка

ноябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Экологическая сказка «Приключение Васи в стране воды»

Операция «Наше маленькое озеро» (поход к озеру, уборка мусора)

Опыт «Волшебница вода».

декабрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Утренник «Здравствуй, гостья  зима».

Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»

январь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Викторина «Что растет в моем краю».

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

февраль

Беседа «Охраняемые животные Саратовской области».

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Операция «Синица»  изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.»

март

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Очистка школьной территории от сушняка. Операция «Скворец»  изготовление птичьих гнездовий

Опыт со срезанными ветками.

апрель

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

Операция «Муравей».

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

май

Турнир-викторина «Охраняемые растения Саратовской области».

Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке Лекарственные растения.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов 

2

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

3

Природные ритмы. Сезонные ритмы (экскурсия в парк)

4

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

5

Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет.

6

Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления»

7

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

8

Экологическая сказка «Приключение Васи в стране воды»

9

Опыт «Волшебница вода».

10

Конкурс рисунков «Снежные узоры».

11

Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»

12

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

13

Викторина «Что растет в моем краю».

14

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

15

Беседа «Охраняемые животные Смоленской области

16

Загадки о животных

17

Домашние животные

18

Разведение и уход за домашними животными

19

Породы собак

20

Породы кошек

21

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

22

Операция «Синица»  изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

23

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

24

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

25

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

26

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

27

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

28

Турнир-викторина «Охраняемые растения Смоленской области

29

Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

30

Озеленение школьного двора.

31

Путешествие по экологической тропинке Лекарственные растения

32

Просмотр видео фильмов о животных

33

Просмотр видео фильмов о животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

кружок "Юный эколог" 3 класс

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на...

4 класс. Кружок юный эколог

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологиче...

3 класс кружок "Юный эколог"

АктуальностьВо все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жи...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"

Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой...