Кружок «Юный эколог»
рабочая программа (1 класс) на тему
Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_1_klass.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:
⎯ научно-познавательного;
⎯ ценностного;
⎯ нормативного;
⎯ практически-деятельностного.
В содержании экологического кружка в начальной школе отражены материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Программа кружка составлена из расчета один раз в неделю.
При построении программы использовались четыре направления:
⎯ познавательное;
⎯ познавательно-развлекательное;
⎯ практическое;
⎯ исследовательское.
Актуальность
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ⎯ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ⎯ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ⎯ определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Принципы:
- Междисциплинарность:
⎯ экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
⎯ интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.
- Единство познания, переживания и действия:
⎯ целостные ориентации личности;
⎯ мотивы деятельности;
⎯ природоохранная деятельность.
- Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
- Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
- Принцип альтернативности и прогностичности.
Цель кружка:
⎯формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
⎯ развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
⎯ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
⎯ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Задачи:
-преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения;
-обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения;
- развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности.
Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
экологическая культура включает:
⎯ культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
⎯ культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
⎯ культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:⎯ интерес к природе;
⎯ знания о природе и ее охране;
⎯ эстетические и нравственные чувства к природе;
⎯ позитивная деятельность в природе;
⎯ мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:⎯ семья;
⎯ детские дошкольные учреждения;
⎯ школа;
⎯ внешкольные воспитательные учреждения;
⎯ средства массовой информации;
⎯ самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Цели, принципы, задачи | Содержание | Методы, формы, средства | Условия | Результаты | Цель |
срок | познавательные мероприятия | познавательно-развлекательные мероприятия | практические мероприятия | Исследовательские мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов | Театрализованное представление на экологическую тему: «Волшебные лапти» | Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | Природные ритмы. Сезонные ритмы(экскурсия в парк) |
октябрь | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». |
Программа кружка
ноябрь | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | Экологическая сказка «Приключение Васи в стране воды» | Операция «Наше маленькое озеро» (поход к озеру, уборка мусора) | Опыт «Волшебница вода». |
декабрь | Спектакль «Зачем зимой снег». | Утренник «Здравствуй, гостья ⎯ зима». | Конкурс рисунков «Снежные узоры». | Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» |
январь | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». | Викторина «Что растет в моем краю». | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
февраль | Беседа «Охраняемые животные Саратовской области». | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | Операция «Синица» ⎯ изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» |
март | Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | Очистка школьной территории от сушняка. Операция «Скворец» ⎯ изготовление птичьих гнездовий | Опыт со срезанными ветками. |
апрель | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | Операция «Муравей». | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. |
май | Турнир-викторина «Охраняемые растения Саратовской области». | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | Озеленение школьного двора. | Путешествие по экологической тропинке Лекарственные растения. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов | ||
2 | Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | ||
3 | Природные ритмы. Сезонные ритмы (экскурсия в парк) | ||
4 | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | ||
5 | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | ||
6 | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления» | ||
7 | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | ||
8 | Экологическая сказка «Приключение Васи в стране воды» | ||
9 | Опыт «Волшебница вода». | ||
10 | Конкурс рисунков «Снежные узоры». | ||
11 | Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» | ||
12 | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». | ||
13 | Викторина «Что растет в моем краю». | ||
14 | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | ||
15 | Беседа «Охраняемые животные Смоленской области | ||
16 | Загадки о животных | ||
17 | Домашние животные | ||
18 | Разведение и уход за домашними животными | ||
19 | Породы собак | ||
20 | Породы кошек | ||
21 | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | ||
22 | Операция «Синица» ⎯ изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | ||
23 | Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». | ||
24 | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | ||
25 | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | ||
26 | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | ||
27 | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. | ||
28 | Турнир-викторина «Охраняемые растения Смоленской области | ||
29 | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | ||
30 | Озеленение школьного двора. | ||
31 | Путешествие по экологической тропинке Лекарственные растения | ||
32 | Просмотр видео фильмов о животных | ||
33 | Просмотр видео фильмов о животных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Юный эколог"
ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...
Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."
Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....
кружок "Юный эколог" 3 класс
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на...
4 класс. Кружок юный эколог
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологиче...
3 класс кружок "Юный эколог"
АктуальностьВо все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жи...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"
Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог", 1 класс
Рабочая программа...