Этап урока ОНЗ | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
Личностные: действие смыслообразования.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. | -Здравствуйте, дорогие ребята! - Пожелайте друг другу успехов в преодолении трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником. - Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний. |
Высказывание обучающихся.
- От совместной деятельности учителя и учеников
Обмен пожеланиями. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
-Нашу работу я хочу начать со стихотворения. В жизни можно по разному жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: До рассвета встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.
-Как вы понимаете смысл двух последних строк? Как можно назвать такой поступок? -А для того, чтобы вы убедились в правильности или заблуждении своих ответов, я предлагаю вам заполнить кроссворд. СЛАЙД 3-9
1) Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь) 2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие)3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. ( Милосердие)4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть)5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва ) 6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия) (ключевое слово «ПОДВИГ»)
- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие? | Целеполагание.
- Вспомнить определения, термины и разгадать
Ответы детей
- Это тема занятия.
|
III. Выявление места и причины затруднения
1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
|
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.
| (На экране тема урока «Подвиг …»
Посмотрите на тему урока. – Попробуйте растолковать значение этого слова. -Как вы можете растолковать значение этого слова?
- Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме. У меня тоже есть своё мнение, которое я озвучу чуть позже. -А в какое время можно совершить подвиг? В военное, в мирное или всегда? СЛАЙД 11
М. Горький (наш земляк) в своей книге говорил: «… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
- Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон. - Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания? | Построение диалога.
Высказывания учащихся Подвиг – это героический поступок. Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой. Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других. Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.
-Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
| Учитель раздает задания
- Знаем ли мы точные ответы на вопросы?
- Можем ли мы самостоятельно найти ответ? - Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность?
Работа в группах 1 ГРУППА Исследовательское задание: разбор слова «ПОДВИГ» по составу, на основании чего СДЕЛАТЬ ВЫВОД, как могло возникнуть это слово, подобрать однокоренные слова. 2 ГРУППА В толковых словарях даны следующие толкования слова «ПОДВИГ»: основываясь на них, дайте своё определение слова «ПОДВИГ» 3 ГРУППА Выберите из положений, те которые вам ближе всего, аргументируйте свою позицию. ПОДВИГ – это: – то, что требует напряжения воли; – преодоление эгоизма и корысти; – дар другому человеку или целому народу, человечеству; – жертва человека во имя добра и справедливости
ПРОВЕРКА 1 группы
СЛАЙД 12 |
Высказывания обучающихся. Высказывания обучающихся.
- Сверить его с тем, что нам даётся в толковом словаре, в научных текстах, в трудах мыслителей.
Работа в группах с источниками информации: (Приложение 4) •словарь Ожегова, •словарь Ушакова, •словарь Кузнецова, •Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской Разбор слова по составу, выделение корня, объяснение его смысловой нагрузки, подбор однокоренных слов, выяснение толкования слова в разных источниках, выбор положений из ряда предложенных учителем. Подбор синонимов к слову «подвиг»: поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа. Выявление общего в толкованиях слова: САМООТВЕРЖЕННЫЙ поступок подвиг – движение, двигать, двигаться.
Подвиг - это движение.
Высказывания обучающихся
Слушание |
|
V. Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое – моделирование
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану.
Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.
|
- А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш ряд однокоренных слов: подвижник, подвижничество - Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл. - Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», учитывая все лексические стороны этих слов.
ПРОВЕРКА группа 2,3
СЛАЙД 13
- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы. ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии. СЛАЙД 14 ПОДВИЖНИК
СЛАЙД 15
-Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение? - Я предлагаю посмотреть на схему и отвечать на мои вопросы:
Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой… |
Высказывания обучающихся
Слушание |
| СЛОВО УЧИТЕЛЯ - Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника.. мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями. Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить движение вперёд … Примеры подвигов – самопожертвований Чтение текста из учебника с.63 (Шла война…) |
VI . Первичное закрепление во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.
|
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
| -Ребята, скажите, а слово «подвиг» можно заменить словом «жертва»?
СЛАЙД 16 |
чтение материала учебника с.62-63
|
|
|
|
|
VII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале.
|
СЛАЙД 17
- Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! |
Слушание |
IX. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Домашнее задание | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. | СЛАЙД 18
-Да, и в настоящее время люди ежедневно совершают подвиги.
СЛАЙД 19
-Что же такое подвиг в понятии христианина?
СЛАЙД 20
РЕФЛЕКСИЯ
Подведем итог нашего занятия. - Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце. - Изменилось ли ваше понимание? Как? - Почему оно стало другим в вашем понимании? -Во благо кого христиане приносят жертву?
Домашнее задание: - Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует? Спасибо за урок. |
Запись и осмысление домашнего задания. |