«Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний»
статья на тему

В основе Стандарта нового поколения лежит системно -деятельностный подход.Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта

Киреевой Людмилы Борисовны

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №8"Рузаевского муниципального района

 «Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний»

Актуальность и перспектива опыта.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно -деятельностный подход.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Поэтому вопрос о качестве образования был и остается самым актуальным.

Условия формирования идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся, усиление их мотивации к ее изучению предмета на основе использования системно-деятельностного подхода.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.  Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения.

Теоритическая база опыта.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Что означает понятие "деятельность"?

  1. деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
  2. результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
  3. в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности обучаемого и присущие этим особенностям формы деятельности.

Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя:

- цель;

- средство;

- сам процесс преобразования;

- его результат.

Этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов.

К опыту вышеперечисленных педагогов и психологов я обращаюсь, изучаю. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В своей педагогической практике я использую технологии системно-деятельностного подхода с целью повышения качества знаний.   Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений. Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению. 

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

  1. проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.

Например:

Урок русского языка тема «Сложные слова.» Открытие нового знания.  В словах: поезд, самолет, машина выделить корень. Возникает учебная проблема, два разных мнения. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Урок математики тема: «Решение сложных уравнений».

Вопрос. Все ли уравнения, записанные на доске вы можете решить?

х + 64 = 92        (у – 40 ) : 5 = 50          34 : х = 2

Выдвигаются предположения. В результате выводится алгоритм решения сложных уравнений.

Использую задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы. Это очень важно для дальнейшего обучения и сдачи ВПР.

Особое место в уроке уделяю групповой и парной формам работы. Организовать мне их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе». 

Анализ результативности.

Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.

Итогом работы являются стабильные результаты успеваемости и качества знаний по математике и русскому языку. Следовательно, используемые формы и методы работы являются эффективными и влияют на качество обучения школьников.

Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений, обучающихся за меж аттестационный период следующее:

В 2014-2015 учебном году качество знаний по математике составляет 69 %, по русскому языку 72% (за 2 полугодие).

В 2015-2016 учебном году качество знаний по математике составляет 66 %, по русскому языку70% (за 2 полугодие).

 В 2016-2017 учебном году качество знаний по математике составляет 68 %, по русскому языку70%.

Мои ученики являются победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад по математике, русскому языку, (2015г. 2016г.).

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   При разработке урока необходимо соблюдение временных рамок различных этапов урока. Необходимо тщательно продумывать вид деятельности на каждом этапе урока, чтобы он прошел и эффективно, и результативно.

Адресные рекомендации по использованию опыта

- Выступление на педагогических советах  и методических объединениях учителей начальных классов

- публикации на сайте http://nsportal/.ru/kireeva-ludmila-borisovna

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе "Деление с остатком"

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе. Тема урока: «Деление с остатком». Структура урока:«открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для самосто...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

ОбычаПрезентация педагогического опыта.                -Великий сиракузский гений...

Использование системно- деятельностного подхода на уроках.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не...

« Повышение качества образования путём формирования УУД через использование системно - деятельностного подхода в процессе внеурочной деятельности.»

Трансляция опыта педагогической деятельности учителя начальных классов по развитию универсальных учебных действий посредством организации внеурочной и исследовательской деятельности....

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....