Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Буткина Ирина Юрьевна

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Методические материалы урока должны быть разработаны на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат в урочной и внеурочной работе в школе выражается способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Обучающиеся на уроке занимаются интересной и нужной деятельностью. Результативность обучения детей выражается  в том, что дети становятся более инициативными, стремятся свободно выражать свои мысли, умеют слушать другого и распределять роли при работе в группах, способны рассуждать  и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Учителями на уроках создаются комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности детей, которые в полной мере становятся для себя обучающимися.

       Реализация системно - деятельностного подхода на уроке обеспечивается системой дидактических принципов, позволяющих обучающимся самим добывать знания, создавать для себя целостную картину о мире, овладевать знаниями на  максимальном для них уровне освоения,  принимать адекватные решения, имея варианты выбора, приобретать опыт творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Изменение имён существительных по вопросам»

Буткина Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

МБОУ "Гимназия №8" г. Казань

       Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Методические материалы урока должны быть разработаны на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат в урочной и внеурочной работе в школе выражается способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Обучающиеся на уроке занимаются интересной и нужной деятельностью. Результативность обучения детей выражается  в том, что дети становятся более инициативными, стремятся свободно выражать свои мысли, умеют слушать другого и распределять роли при работе в группах, способны рассуждать  и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Учителями на уроках создаются комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности детей, которые в полной мере становятся для себя обучающимися.

       Реализация системно - деятельностного подхода на уроке обеспечивается системой дидактических принципов, позволяющих обучающимся самим добывать знания, создавать для себя целостную картину о мире, овладевать знаниями на  максимальном для них уровне освоения,  принимать адекватные решения, имея варианты выбора, приобретать опыт творческой деятельности.

       Постараюсь представить эффективное использование системно – деятельностного подхода в обучении при составлении технологической карты урока в начальной школе.

I. Основная часть.

Тема: Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам.

Цель: склонение имён существительных по вопросам

Задачи:

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно использовать в речи и писать имена существительные при склонении их по вопросам;

- пробуждать познавательный интерес к имени существительному как части речи, стремление осознанно в речи склонять имена существительные, ставя верный вопрос;

- формировать у обучающихся способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные результаты (ЛУУД):

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (РУУД):

-        принятие и сохранение учебной задачи;

-        учитывание выделенных учителем  ориентиров действия в учебном материале;

-        принятие установленных правил в планировании и контроле способа решения;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД (ПУУД):

  • ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-        анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • восприятие смысла предъявляемого текста;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

Коммуникативные УУД (КУУД):

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками;

- восприятие другого мнения и позиции;

- формулирование собственного мнения и позиции;

- построение понятных для партнера высказываний.

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые уровни изучения материала:

Базовый уровень: к концу урока каждый обучающийся должен иметь представление об изменении имен существительных по вопросам и уметь изменять имена существительные по вопросам.

Повышенный уровень: к концу урока обучающийся имеет четкое представление о признаках имени существительного и правильно употребляет в речи имена существительные, изменяя их по вопросам, умеет ставить верный вопрос к  именам существительным в косвенном падеже.


II. Планирование темы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Методика преподавания – частично-поисковая.

Ресурсы:

Книгопечатная продукция - учебник русского языка А.В.Поляковой, 2класс, 2012; орфографические словари; справочники по русскому языку Л.С.Васильевой, 2007.

Учебно-практическое оборудование -  пульт, жалюзи, музыкальное сопровождение, проектор, интерактивная доска

ИКТ – презентация к уроку

Дидактический материал - карточки с заданиями 

Определение практических заданий с характеристикой использования системно-деятельностного метода на уроке

          Задание 1: Словарно-орфографическая работа. Актуализация знаний.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

-        учитывание выделенных учителем  ориентиров действия в учебном материале (РУУД);

- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

-        принятие и сохранение учебной задачи (РУУД);

-        анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);

       Чтобы овладеть способностью поиска средств осуществления учебной деятельности и освоить способы решения проблем творческого и поискового характера при работе с именами существительными, которые имеют в написании букву непроверяемого безударного гласного, при составлении словосочетаний с именами существительными и именами прилагательными со связью согласование между частями речи, были использованы принципы деятельности, целостности и творчества деятельностного метода.

           Задание 2: Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги, и сравнить смысловую форму существительного в словосочетании с начальной формой имени существительного.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

-        учитывание выделенных учителем  ориентиров действия в учебном материале (РУУД);

- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

-        анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (ПУУД);

       При овладении способностью поиска верного средства: нужно ли изменять начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, становится ли верной смысловая форма существительного в словосочетании; как при этом помогает правильная постановка нужных вопросов и подходящих по смыслу предлогов; и при освоении способов решения проблем творческого и поискового характера при составлении глагольных словосочетаний, учитывая изменение имён существительных по вопросам косвенных падежей были использованы принципы деятельности, вариативности и творчества деятельностного метода, что способствует успешному формированию деятельностных способностей обучающихся.

           Задание 3, 4: Работа с текстом. Работа со словосочетанием. Наблюдение за изменением окончаний у существительных

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

-        учитывание выделенных учителем  ориентиров действия в учебном материале (РУУД);

- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

-        анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);

       При наблюдении за использованием в речи склонения имён существительных по смыслу и освоении способов поискового характера при использовании глагольных словосочетаний в речи с правильным изменением окончаний имён существительных нужно использовать принципы деятельности, вариативности, минимакса и творчества деятельностного метода, что способствует приобретению обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

       Рефлексия и саморегуляция деятельности способствует использованию принципа психологической комфортности для снятия всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создания на уроке доброжелательной атмосферы.

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся (вид УД)

Фор

ма орга

низа ции УД

Содержание учебного материала

Форми

руемые

УУД

I

Ориентировано-

мотивационный этап:

1

Мотивация учения.

Стихотво

рение

Наш девиз:

«За руки возьмемся, Друг другу улыбнемся, Дружно и с охотой

Будем мы работать»

Группа

ми

КУУД РУУД

2

Актуализация знаний

Слайд

1) чтение,

2)

наблюдение, анализ, синтез, обсуждение,

осмысление,

3) наблюдение,

анализ, синтез, обсуждение,

осмысление,

Фрон

тальная

Задание 1.  

1) Картинная словарно-

орфографическая работа (Дятел, заяц, лисица, сорока, медведь, ворона, воробей). Просигнализируйте с помощью веера.

2)Прочтите слова. Что вы заметили: что можно сделать со словами? (разделить названия на 2 группы: названия птиц и названия зверей) (разделить слова на 2 группы по слогам, или разделить имена существитель ные по родам).

3) Составить словосочетание существительное + прилагательное. Какое слово главное в словосочетании и почему? На какие вопросы отвечает имя существителное в словарной работе? Почему?

Вывод:  актуализировать знания об имени существительном

ЛУУД

КУУД РУУД

ПУУД

3

Постановка проблемы

Слайд

1) чтение,

2) осмысление,

поиск,

обсуждение, наблюдение,

анализ, синтез, обобщение

Моделирование:

Имя существительное

К кому?    

Около кого?  

У кого?  

С кем?      

Фрон

тальная

Индивидуальная

Задание 2.  

Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги.

- Прочитай. Что составим:

«подбежал (лиса);

сидел (заяц);

увидел (сорока);

шёл (медведь)

Слова-помощники: к, около, у, с, за»

- Как будешь составлять словосочетание?

- Почему изменилась начальная форма имени существительного?

Вывод:

выделить, что имена существительные в словосочетании изменяются по вопросам

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

4

Постановка учебных задач

Моделирование:

Имя существительное

Кто?     Что?

Кого?   Чего?

Кому?   Чему?

Кем?      Чем?

О ком?   О чём?

Слайд

Учебник 2ч. (правило стр.67)

осмысление,

обсуждение

Фрон

тальн.

Вопросы для постановки учебных задач:

- Что заметили при написании существительных в словосочетаниях? Как изменялись имена существитель ные? (от главного слова –глагола- ставили вопрос)

-Какова же цель нашего урока?

(наблюдение за изменением имён существительных по смыслу в словосочетаниях, в предложениях)  Вывод:

 решить проблему и  поставить учебную задачу

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

II

Операционально-исполнительский этап

5

Первичное закрепление

Дидактический  материал: карточки.

наблюдение, осмысление, анализ, синтез, обобщение

парами

Задание 3.  

Работа с текстом. Прочитай текст. О ком в нём говорит- ся?  Озаглавь текст. Что заметили в предложениях?

«В этой норе живёт лиса. У лисы есть маленькие лисята. Волк пришёл к лисе. Заяц боится лису. Медведь дружит с лисой. Он рассказал зайцу о лисе.»

- Почему изменя- лось окончание у существительного «лиса»?

Вывод:

изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

6

Физкультминут

ка

Проговаривание

коллективная

Стихотворная форма физминутки «Птицы», «Звери» с  соответствующими движениями.

ЛУУДКУУД

7

Закрепление

Моделирование:

Имя существительное

Кто?    

Кого?   (нет)

Кому?  

Кого?   (вижу)

Кем?      

О ком?  

Дидактический  материал: карточки.

Документкамера.

Чтение, осмысление, обсуждение, анализ, синтез, выбор

парами;

взаимопроверка

Задание 4.  Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся).

1) изменить по вопросам имена существительные: сорока, белка.

2)закончить словосочетание, выделить окончание имени существительного: насыпал для …;

посмотрел на … .

Вывод: самостоятельно изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам и наблюдать за изменением окончаний

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

8

Включение в систему знаний.

учебник

обсуждение, осмысление, анализ, синтез, обобщение, чтение

Индивидуальная

взаимопроверка

Задание 5.   Упражнение  133

-Прочитай. С какими словами в предложениях связано слово поле и на какие вопросы оно отвечает. Спиши текст.

-Выдели окончание в слове поле в каждом предложении.

Вывод:  самостоятельно изменять в речи имена существитель ные по вопросам;

вспомнить алгоритм написания текста.

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

III

Рефлексивно- оценочный этап

9

Домашнее задание.

Упр.136 или Упр.137*

Чтение, осмысление, анализ, выбор

Индивидуальная

Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся)

10

Рефлексия и саморегуляция деятельности

Слайд

Раздаточный материал: смайлики трёх видов

Оценивание, самооценивание

Фрон

тальная

Индивидуальная

Самооценка своей деятельности:

- Закончите мысль и покажите один из трёх смайликов:

«-Я «вызвал» уже имеющиеся знание

-Я смог…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Мне понравилось….

-Я могу …»

Заключение.

Таким образом, разработанная технологическая карта урока позволит добиться личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по данной теме. Обучающийся сумеет ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Значимость труда создателей системы развивающего обучения состоит на научной основе системы обучения. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи развивающего обучения в массовой школьной практике.

В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования – в первую очередь, в Законе Российской Федерации «об образовании, Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,- ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.

Идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретн...