Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Методические материалы урока должны быть разработаны на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат в урочной и внеурочной работе в школе выражается способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Обучающиеся на уроке занимаются интересной и нужной деятельностью. Результативность обучения детей выражается в том, что дети становятся более инициативными, стремятся свободно выражать свои мысли, умеют слушать другого и распределять роли при работе в группах, способны рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Учителями на уроках создаются комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности детей, которые в полной мере становятся для себя обучающимися.
Реализация системно - деятельностного подхода на уроке обеспечивается системой дидактических принципов, позволяющих обучающимся самим добывать знания, создавать для себя целостную картину о мире, овладевать знаниями на максимальном для них уровне освоения, принимать адекватные решения, имея варианты выбора, приобретать опыт творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.
Изменение имён существительных по вопросам»
Буткина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ "Гимназия №8" г. Казань
Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. Методические материалы урока должны быть разработаны на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат в урочной и внеурочной работе в школе выражается способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Обучающиеся на уроке занимаются интересной и нужной деятельностью. Результативность обучения детей выражается в том, что дети становятся более инициативными, стремятся свободно выражать свои мысли, умеют слушать другого и распределять роли при работе в группах, способны рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Учителями на уроках создаются комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности детей, которые в полной мере становятся для себя обучающимися.
Реализация системно - деятельностного подхода на уроке обеспечивается системой дидактических принципов, позволяющих обучающимся самим добывать знания, создавать для себя целостную картину о мире, овладевать знаниями на максимальном для них уровне освоения, принимать адекватные решения, имея варианты выбора, приобретать опыт творческой деятельности.
Постараюсь представить эффективное использование системно – деятельностного подхода в обучении при составлении технологической карты урока в начальной школе.
I. Основная часть.
Тема: Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам.
Цель: склонение имён существительных по вопросам
Задачи:
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно использовать в речи и писать имена существительные при склонении их по вопросам;
- пробуждать познавательный интерес к имени существительному как части речи, стремление осознанно в речи склонять имена существительные, ставя верный вопрос;
- формировать у обучающихся способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты (ЛУУД):
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (РУУД):
- принятие и сохранение учебной задачи;
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
- принятие установленных правил в планировании и контроле способа решения;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД (ПУУД):
- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- восприятие смысла предъявляемого текста;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
Коммуникативные УУД (КУУД):
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками;
- восприятие другого мнения и позиции;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- построение понятных для партнера высказываний.
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые уровни изучения материала:
Базовый уровень: к концу урока каждый обучающийся должен иметь представление об изменении имен существительных по вопросам и уметь изменять имена существительные по вопросам.
Повышенный уровень: к концу урока обучающийся имеет четкое представление о признаках имени существительного и правильно употребляет в речи имена существительные, изменяя их по вопросам, умеет ставить верный вопрос к именам существительным в косвенном падеже.
II. Планирование темы.
Тип урока: «открытие» нового знания
Методика преподавания – частично-поисковая.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция - учебник русского языка А.В.Поляковой, 2класс, 2012; орфографические словари; справочники по русскому языку Л.С.Васильевой, 2007.
Учебно-практическое оборудование - пульт, жалюзи, музыкальное сопровождение, проектор, интерактивная доска
ИКТ – презентация к уроку
Дидактический материал - карточки с заданиями
Определение практических заданий с характеристикой использования системно-деятельностного метода на уроке
Задание 1: Словарно-орфографическая работа. Актуализация знаний.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД);
- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- принятие и сохранение учебной задачи (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);
Чтобы овладеть способностью поиска средств осуществления учебной деятельности и освоить способы решения проблем творческого и поискового характера при работе с именами существительными, которые имеют в написании букву непроверяемого безударного гласного, при составлении словосочетаний с именами существительными и именами прилагательными со связью согласование между частями речи, были использованы принципы деятельности, целостности и творчества деятельностного метода.
Задание 2: Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги, и сравнить смысловую форму существительного в словосочетании с начальной формой имени существительного.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД);
- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (ПУУД);
При овладении способностью поиска верного средства: нужно ли изменять начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, становится ли верной смысловая форма существительного в словосочетании; как при этом помогает правильная постановка нужных вопросов и подходящих по смыслу предлогов; и при освоении способов решения проблем творческого и поискового характера при составлении глагольных словосочетаний, учитывая изменение имён существительных по вопросам косвенных падежей были использованы принципы деятельности, вариативности и творчества деятельностного метода, что способствует успешному формированию деятельностных способностей обучающихся.
Задание 3, 4: Работа с текстом. Работа со словосочетанием. Наблюдение за изменением окончаний у существительных
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД);
- овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД);
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);
При наблюдении за использованием в речи склонения имён существительных по смыслу и освоении способов поискового характера при использовании глагольных словосочетаний в речи с правильным изменением окончаний имён существительных нужно использовать принципы деятельности, вариативности, минимакса и творчества деятельностного метода, что способствует приобретению обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Рефлексия и саморегуляция деятельности способствует использованию принципа психологической комфортности для снятия всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создания на уроке доброжелательной атмосферы.
№ | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность учащихся (вид УД) | Фор ма орга низа ции УД | Содержание учебного материала | Форми руемые УУД |
I | Ориентировано- мотивационный этап: | |||||
1 | Мотивация учения. | Стихотво рение | Наш девиз: «За руки возьмемся, Друг другу улыбнемся, Дружно и с охотой Будем мы работать» | Группа ми | КУУД РУУД | |
2 | Актуализация знаний | Слайд | 1) чтение, 2) наблюдение, анализ, синтез, обсуждение, осмысление, 3) наблюдение, анализ, синтез, обсуждение, осмысление, | Фрон тальная | Задание 1. 1) Картинная словарно- орфографическая работа (Дятел, заяц, лисица, сорока, медведь, ворона, воробей). Просигнализируйте с помощью веера. 2)Прочтите слова. Что вы заметили: что можно сделать со словами? (разделить названия на 2 группы: названия птиц и названия зверей) (разделить слова на 2 группы по слогам, или разделить имена существитель ные по родам). 3) Составить словосочетание существительное + прилагательное. Какое слово главное в словосочетании и почему? На какие вопросы отвечает имя существителное в словарной работе? Почему? Вывод: актуализировать знания об имени существительном | ЛУУД КУУД РУУД ПУУД |
3 | Постановка проблемы | Слайд | 1) чтение, 2) осмысление, поиск, обсуждение, наблюдение, анализ, синтез, обобщение Моделирование: Имя существительное К кому? Около кого? У кого? С кем? | Фрон тальная Индивидуальная | Задание 2. Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги. - Прочитай. Что составим: «подбежал (лиса); сидел (заяц); увидел (сорока); шёл (медведь) Слова-помощники: к, около, у, с, за» - Как будешь составлять словосочетание? - Почему изменилась начальная форма имени существительного? Вывод: выделить, что имена существительные в словосочетании изменяются по вопросам | ЛУУДКУУД РУУД ПУУД |
4 | Постановка учебных задач Моделирование: Имя существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? | Слайд Учебник 2ч. (правило стр.67) | осмысление, обсуждение | Фрон тальн. | Вопросы для постановки учебных задач: - Что заметили при написании существительных в словосочетаниях? Как изменялись имена существитель ные? (от главного слова –глагола- ставили вопрос) -Какова же цель нашего урока? (наблюдение за изменением имён существительных по смыслу в словосочетаниях, в предложениях) Вывод: решить проблему и поставить учебную задачу | ЛУУДКУУД РУУД ПУУД |
II | Операционально-исполнительский этап | |||||
5 | Первичное закрепление | Дидактический материал: карточки. | наблюдение, осмысление, анализ, синтез, обобщение | парами | Задание 3. Работа с текстом. Прочитай текст. О ком в нём говорит- ся? Озаглавь текст. Что заметили в предложениях? «В этой норе живёт лиса. У лисы есть маленькие лисята. Волк пришёл к лисе. Заяц боится лису. Медведь дружит с лисой. Он рассказал зайцу о лисе.» - Почему изменя- лось окончание у существительного «лиса»? Вывод: изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам | ЛУУДКУУД РУУД ПУУД |
6 | Физкультминут ка | Проговаривание | коллективная | Стихотворная форма физминутки «Птицы», «Звери» с соответствующими движениями. | ЛУУДКУУД | |
7 | Закрепление Моделирование: Имя существительное Кто? Кого? (нет) Кому? Кого? (вижу) Кем? О ком? | Дидактический материал: карточки. Документкамера. | Чтение, осмысление, обсуждение, анализ, синтез, выбор | парами; взаимопроверка | Задание 4. Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся). 1) изменить по вопросам имена существительные: сорока, белка. 2)закончить словосочетание, выделить окончание имени существительного: насыпал для …; посмотрел на … . Вывод: самостоятельно изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам и наблюдать за изменением окончаний | ЛУУДКУУД РУУД ПУУД |
8 | Включение в систему знаний. | учебник | обсуждение, осмысление, анализ, синтез, обобщение, чтение | Индивидуальная взаимопроверка | Задание 5. Упражнение 133 -Прочитай. С какими словами в предложениях связано слово поле и на какие вопросы оно отвечает. Спиши текст. -Выдели окончание в слове поле в каждом предложении. Вывод: самостоятельно изменять в речи имена существитель ные по вопросам; вспомнить алгоритм написания текста. | ЛУУДКУУД РУУД ПУУД |
III | Рефлексивно- оценочный этап | |||||
9 | Домашнее задание. | Упр.136 или Упр.137* | Чтение, осмысление, анализ, выбор | Индивидуальная | Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся) | |
10 | Рефлексия и саморегуляция деятельности | Слайд Раздаточный материал: смайлики трёх видов | Оценивание, самооценивание | Фрон тальная Индивидуальная | Самооценка своей деятельности: - Закончите мысль и покажите один из трёх смайликов: «-Я «вызвал» уже имеющиеся знание -Я смог… -Мне было интересно… -Мне было трудно… -Мне понравилось…. -Я могу …» |
Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта урока позволит добиться личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по данной теме. Обучающийся сумеет ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Значимость труда создателей системы развивающего обучения состоит на научной основе системы обучения. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи развивающего обучения в массовой школьной практике.
В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования – в первую очередь, в Законе Российской Федерации «об образовании, Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,- ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.
Идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.
Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....
Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения
Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...
«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.
Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы, нацеленной на конкретн...