эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у Вас есть одно яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то и у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет две идеи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одно из удивительнейших свойств человека – умение учиться. Я учитель, поэтому мне необходимо постигать многое. Многовековая мудрость сосредоточена в легендах и сказаниях, созданных задолго до того дня, когда началась моя жизнь. И этот кладезь глубочайших народных наблюдений неисчерпаем. Только не ленись – черпай и черпай.
Молодой царь Соломон, повелитель Израиля и Иудеи, услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? – сказал ему голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли приобрести много золота или сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую – долгую жизнь? Выбирай и сбудется!» Задумался Соломон и ответил: «Не хочу я ни славы, ни долголетия, не хочу и власти. Одного хочу: стать мудрым. ПУСТЬ СЕРДЦЕ МОЕ БУДЕТ РАЗУМНЫМ, А РАЗУМ ДОБРЫМ, ЧТОБЫ Я МОГ РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО».
Если об этом просил сам Соломон, то как же мне этому не научиться: в моей профессии это самое важное. Хотя… есть ли что НЕ главное, НЕ важное для учителя?
Я тебе открою тайну,
Никому не говори!
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей…
Интересно, какие догадки у вас возникли: о чём идет речь? Скорее всего вы думаете, что я сейчас открою тайну, скрытое. Читая дальше, проверьте свое предположение:
Если ты пойдешь направо,
А потом чуть-чуть левей…
Держу пари, что теперь вы утвердились в своей правоте: сейчас скажут, что и где спрятано. Однако читайте дальше:
Там, у старой водокачки
Под забором…
Бьюсь об заклад: вы отгадали – это клад.
Две собачки
Громко косточку грызут!
Ну как! Не ожидали? Да, ваше предположение не подтвердилось, зато вы, наверное, засмеялись или, по крайней мере, улыбнулись. Развязка рассмешила и меня. Но не только. Благодаря этому стихотворению И.Пивоваровой я убедилась в необходимости руководствоваться в своей работе очень важным психологическим механизмом, который часто управляет поведением и мыслями людей. Называется он установка. Оправдываются наши ожидания – и установка помогает ориентироваться в мире, если нет – поведение человека (особенно ребенка) может стать неадекватным. Видите, нет в жизни ничего, что для учителя было бы необязательно: звук, жест, слово, стихотворение, сказка – всё в урок.
У корейцев есть интересная сказка, необыкновенно простая и необыкновенно мудрая.
«Об одном перевале говорили: кто там споткнётся и упадёт жить ему не более трех лет. Однажды шел старик, споткнулся о камень и упал. Заохал, еле дошел до дому. С того дня совсем занемог. Никакие лекарства не помогали. А внук его был смышленый мальчик: «Дедушка, не бойтесь, есть хорошее средство: надо пойти на перевал и еще упасть. Посудите сами. Если упал один раз – проживешь три года. А если упасть два раза? А три?» Вскочил старик с постели и бегом к перевалу. Упал там раз, два, три. Сотню раз! Наконец поднялся и засмеялся: «Теперь буду жить, сколько хочу!» С тех пор о болезни он и не вспоминал».
Какая жизненная мудрость в сказке спряталась! И здоровье, и силы, и отношение к жизни, и даже судьба человека во многом зависят от того, как он себя настроит. Страх и ожидание беды разрушают человека, а надежда помогает победить беду и болезни.
Мне осталось только записать педагогическое резюме: НИКОГДА НЕ ВЫЗЫВАТЬ У РЕБЕНКА СТРАХ (перед заданием, трудностью изучаемого материала, низкой оценкой…), стараться СОЗДАВАТЬ как на уроке, так и вне его СИТУАЦИЮ УСПЕХА. Народная мудрость неисчерпаема: в этой сказке открылась и еще одна ставшая для меня непреложной истина: дети могут высказывать умные мысли, и стоит прислушиваться к их советам. Сегодня я вхожу в класс не новичком, даже с некоторой уверенностью в том, что опыта достаточно для гарантии успеха. Но по сей день стараюсь НЕ ТОЛЬКО НАУЧИТЬ, НО И НАУЧИТЬСЯ. Научиться слушать. Каждого. Научиться понимать. Каждого.
Смешно оглядываться назад, но именно там моё наивное убеждение начинающего учителя, конспектирующего одну педагогическую методику за другой, что четкий индикатор качества моей работы – смирные, не шелохнувшиеся на уроке ученики. «Запретить нельзя разрешить». Как поставить знак в этой фразе? Однозначного ответа дать нельзя, это зависит от смысла, который хотим передать. Запретить (нельзя разрешить) – это одно, а запретить нельзя (разрешить) – совсем другое.
Перестройка своей работы в соответствии с новыми знаниями попытка к коррекции своего видения проблем, профессиональных приоритетов и способов решения педагогических задач – это гораздо более трудоемкая задача, сопряженная с неприятными открытиями в отношении себя и с преодолением себя – своеобразной педагогический катарсис. Это примерно то же, что отличает фельдшера и врача. Оба лечат, ставят диагнозы, выписывают лекарства. Но фельдшер имеет перед собою справочник, в котором указано, какие таблетки «от живота», а какие – «от головы», и вполне этим доволен (и нередко даже помогает пациенту). Второй же способен понимать, что происходит в организме пациента, находит нетрадиционные способы решения проблемы творчески и эффективно (с учетом конкретного случая). Первый шаманит, постоянно подчеркивая свою значимость и незаменимость, второй способен работать, сотрудничая с другими специалистами, благодарен за критические замечания. Первый – ремесленник, второй – профессионал.
Мое твёрдое убеждение: каждый шаг в профессии должен ПРЕУМНОЖАТЬ в тебе ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ И РАСКРЕПОЩЁННО. Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет две идеи». Идея первая: УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УЧИТЬ. Идея вторая: УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия. Мысли вслух....