Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Центр образования №4»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОО «Центр образования №4» Протокол педагогического совета МБОО «ЦО №4» №___ от «___» _________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОО «ЦО №4» _______________________ Зуева О. А. «____» _________________ 2016г. Приказ № ____ по МБОО «ЦО №4» от «____» _________________ 2016г. |
Рабочая программа кружка
«Умелые руки»
Составитель: Усачёва Ольга Валериевна
г. Донской
2016 г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю. Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ
Программа способствует:
- -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- -формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- -знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
- 1.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- 2.Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
- 3.Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- 4.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю)
№ п/п |
Тема занятия | Элементы содержания УУД | Метапредметные связи | Кол-во часов | |
Тео рия | Практика | ||||
1 | Вводная беседа | 1 | - | ||
2 | Работа с природным материалом | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя. | 4 | |
2.1 | Аппликация из листьев «Зайчик» | 1 | |||
2.2 | Аппликация из листьев «Цветок» | 1 | |||
2.3 | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка» | 1 | |||
2.4 | Аппликация из иголок хвойных деревьев | 1 | |||
3 | Работа с бумагой и картоном. | Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. | Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам; с помощью шаблона, выполнять контроль точности разметки деталей. | 10 | |
3.1 | Гофрирован ные изделия «Веер» | 1 | |||
3.2 | Выпуклая аппликация «Цветок» | 1 | |||
3.3 | «Одуванчик» аппликация | 1 | |||
3.4 | Подвесная игрушка «Утёнок» (иметь конверт) | 1 | |||
3.5 | Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». | 1 | |||
3.6 | Работа по шаблонам. Грибная поляна. | 1 | |||
3.7 | Зайцы на поляне. | 1 | |||
3.8 | Аппликация «Русская матрешка» | 1 | |||
3.9 | Аппликация «Морское дно» | 1 | |||
3.10 | Работа с бумагой и картоном «Семья осминожек» | 1 | |||
4 | Работа с пластилином | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности. | Применять изученные способы и приёмы работы для работы с пластилином. Анализировать правила работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. | 6 | |
4.1 | История лепки | 1 | |||
4.2 | Аппликация на картоне | 1 | |||
4.3 | Лепка простых овощей и фруктов. | 1 | |||
4.4 | Лепим чайник | 1 | |||
4.5 | Посуда из пластилиновых жгутов | 1 | |||
4.6 | Лепка сказочных персонажей «Чебурашка» | 1 | |||
1 | |||||
5 | Работа с тканью | Познавательные: формировать умения рассматривать, сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей | Отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания из различных источников; делать выводы в результате сравнения и группировки предметов. | 3 | |
5.1 | Виды ткани и их применение | 1 | |||
5.2 | Аппликация из ткани | 1 | |||
5.3 | Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон. | 1 | |||
6 | Работа с бросовым материалом | Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы. | 5 | |
6.1 | Работа с потолочными плитами «Снеговик» | 1 | |||
6.2 | Новогодняя ёлка. Изделие из музыкальных дисков. | 2 | |||
6.3 | Аппликация из пуговиц. | 1 | |||
6.4 | Веер из вилок. | 1 | |||
7 | Бисероплетение | Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффек-тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. Познавательные: формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Регулятивные: умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение обосновывать собственную позицию. Личностные: умение видеть красоту труда и творчества. Формирование положительного отношения к труду и творчеству. | Анализировать приемы работы. Действовать в соответствии с заданными правилами Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | 4 | |
7.1 | Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. | 1 | |||
7.2 | Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку | 1 | |||
7.3 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) | 2 |
Методическое обеспечение программы
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.
Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
- альбом;
- картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
- воздушные шарики и цветные нитки;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
- мука;
- тесьма, бисер, бижутерия;
- пластилин;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Помещение должно быть оборудовано стеллажами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной.
В кружке «Умелые руки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с
Список используемой литературы
- Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
- Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
- Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
- Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
- Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...
Программа Умелые руки
Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...