Программа Умелые руки
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruki.docx | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Обсуждена и одобрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «___» августа 2012 г. Руководитель МО _______________ Гатапова С.Б. | Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе Галсанова А.А.
приказ № ___________________________ от «___» ___________ 2012 г. |
Программа «Умелые руки»
(художественно-эстетическое направление)
Класс: 1 «б»
Учитель: Степанова Лилиана Ховановна
Курумкан
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Известные исследователи народного декоративного искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.
Особая роль в приобщении детей к народному декоративному творчеству принадлежит тем районам, где живут и трудятся мастера традиционных художественных промыслов. На Владимирской земле, где не прерывалась живая нить традиций, с древности высоко ценилось рукотворное мастерство. Реализация программы создает благоприятные условия для приобщения детей к истокам народного творчества на начальном этапе в 7 лет.
Работа по программе «Умелые ручки» по рукоделию предполагает решение следующих основных задач:
- -раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно - прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества;
- -привитие любви к традиционному народному искусству;
- -создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- -усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- -овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно - прикладного искусства;
- -развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
- -обучение навыкам и приемам в работе с материалом (лепка, коллаж, аппликация, вышивка и т.д.).
Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образцов художественных произведений не ограничен одним видом народного промысла (керамика, роспись по дереву, вышивка и др.). Дается представление об ансамблевости художественных изделий - гармоничном сочетании их с окружающей средой.
Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются:
-проведение экскурсий в музеи района, села;
-посещение выставок народного и декоративно - прикладного искусства;
-совместные занятия с родителями;
-применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).
Серьезное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Тематика заданий связана с календарем народных праздников. Итогом является выставка (раз в полугодие), демонстрирующая достижения детей.
При оборудовании мастерской и организации образовательного процесса приоритетное значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Учебная мебель должна соответствовать возрастным особенностям строения тела ребенка, должно быть учтено направление дневного и вечернего освещения (слева, сверху).
Дети, проявившие способности и интерес к занятиям, продолжают занятия в творческих объединениях дополнительного образования детей, где они закрепляют приобретенные знания, совершенствуют навыки в изготовлении более сложных, авторских изделий (игрушек, сувениров, поделок).
Программа обучения навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии.
В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять.
При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.
Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.
Личностные результаты
1. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
2.Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
Осмысление
Самосознание
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
3. Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
Оценивание себя и представление о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми.
Самоопределение
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира
Поступки
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
Познавательные УУД
Общеучебные действия
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Осуществить действия по реализации плана
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
Коммуникативные УУД
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Технологическая карта
№ | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля. Измерители | Дата | |
План | Факт | ||||||
Вводное занятие | 1 | Знакомство с правилами ТБ и личной гигиены Рисование страны мастеров | Знать:правила труда; Правила пользования инструментами; Различать материалы и инструменты, знать их названия; Понятия «оригами, аппликация, барельефные композиции, фон, основа, шаблон, шов, стежок, трафарет» Уметь:правильно организовать свое рабочее место; Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; Определять основные части поделок; Пользоваться инструментами (ножницами, карандашом, иголкой, кисточкой для клея); Выполнять разметку по шаблону; Выполнять операции по обработке бумаги Выполнять швы «вперед иголку», «через край» | Беседа, вопросы. | 07.09 | ||
«В чудесном лесу» | 3 | Работа с природным материалом (комбинированная работа): -«Рыбка» (грецкий орех). -«Петушок» (сосновая шишка, сухая ветка) | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 14.09 21.09 28.09 | |||
«Бумажный город» | 8 | Беседа «Виды бумаги и назначение», «Правила сгибания и складывания» Складывание бумаги: «Лодочка» «Пингвин» Оригами: -«Сова» -«Лягушка»; Резание бумаги: -вырезание снежинок различной конфигурации; Аппликация: -«Цыплята» (круг) Объемные поделки; Поздравительная открытка (с цветами): а) вырезание из бумаги, сложенной пополам; б) вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; в) вырезание по частям. | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 05.10 12.10 19.10 26.10 02.11 16.11
23.11 30.11 | |||
«Пластилиновая гора» | 6 | Лепка объемных поделок: -«Заяц и лиса» (из сказки) -«Маша и медведь» (из сказки) Барельефные композиции: -«Тарелка с розами» (к 8 марта) | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 | |||
«Дворец бисера» | 2 | -«Ваза с цветами» (пластилин и бисер) | 25.01 01.02 | ||||
«Остров ненужных вещей» | 4 | Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?» Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, пуговиц и т.д.) - «изготовление букета из пуговиц и медной проволоки» - «изготовление брелка для ключей из пряжки и остатков ниток» | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 08.02 15.02 01.03 15.03 | |||
«Лебединое озеро» | 3 | -«Поросенок» яичная скорлупа Аппликация из ваты | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 22.03 29.03 | |||
«Ниточная страна» | 4 | Изонить: -Закладка для книги; -«Корова» комбинированная работа (коллективная работа) | Беседа, вопросы самооценивание, выставка. | 05.04 12.04 19.04 26.04 | |||
«Лоскутный город» | 3 | Клеевая аппликация из лоскутков ткани -«Мой родной край » (коллективная работа) | 03.05 10.05 17.05 | ||||
Игра-путешествие по стране Мастеров | 1 | Итоговое занятие (отчетная выставка). | Уметь оценивать свою работу и своего напарника, делать выводы. | Призы, грамоты | 24.05 |
Содержание
№ п/п | Тематический блок | Виды работ | Кол-во часов | Всего | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие | Знакомство с правилами ТБ и личной гигиены Рисование страны мастеров | 0,5 | 0,5 | 1 | |
«В чудесном лесу» | Работа с природным материалом (комбинированная работа): -«Рыбка» (грецкий орех). -«Петушок» (сосновая шишка, сухая ветка) | 0,5 | 2,5 | 3 | |
«Бумажный город» | Беседа «Виды бумаги и назначение»,«Правила сгибания и складывания» Складывание бумаги: «Лодочка» «Пингвин» Оригами: -«Сова» -«Лягушка»; Резание бумаги: -вырезание снежинок различной конфигурации; Аппликация: -«Цыплята» (круг) Объемные поделки; Поздравительная открытка (с цветами): а) вырезание из бумаги, сложенной пополам; б) вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; в) вырезание по частям. | 2 | 6 | 8 | |
«Пластилиновая гора» | Лепка объемных поделок: -«Заяц и лиса» (из сказки) -«Маша и медведь» (из сказки) Барельефные композиции: -«Тарелка с розами» (к 8 марта) | 1 | 5 | 6 | |
«Дворец бисера» | -«Ваза с цветами» (пластилин и бисер) | 0,5 | 1,5 | 2 | |
«Остров ненужных вещей» | Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?» Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков, пуговиц и т.д.) - «изготовление букета из пуговиц и медной проволоки» - «изготовление брелка для ключей из пряжки и остатков ниток» | 1 | 3 | 4 | |
«Лебединое озеро» | -«Поросенок» яичная скорлупа Аппликация из ваты | 0,5 | 2,5 | 3 | |
«Ниточная страна» | Изонить: -Закладка для книги; -«Корова» комбинированная работа (коллективная работа) | 1 | 3 | 4 | |
«Лоскутный город» | Клеевая аппликация из лоскутков ткани -«Мой родной край » (коллективная работа) | 1 | 2 | 3 | |
Итоговое занятие | Итоговое занятие (отчетная выставка). | 1 | |||
Итого: | 33 |
- Вводное занятие – 1 ч.
Знакомство с группой. Постановка цели и задач. Введение в игровую ситуацию. Организационные вопросы. Правила техники безопасности личной гигиены. Материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве.
Практические работа: рисование Страны Мастеров и домика для гнома Мастерилки.
- «В чудесном лесу» - 4 ч.
-Знакомство с жителями чудесного леса – растениями, их листьями и семенами. Экскурсия.
Практическая работа:
-заготовка материалов;
-изготовление рыбки;
-изготовление петушка.
- «Бумажный город»
Практическая часть. Подбор бумаги. Раскладка лекал и раскрой. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини - выставка.
Конструирование из природного материала. Лепка. . История, символика, связь с мировоззрением (женская фигура - мать - земля; конь - солнце, птица - воздушная стихия). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций.
Практическая часть. Выбор образца изделия. Дальнейшее освоение приемов лепки руками изделий простых форм: подготовка пластилина, лепка простых геометрических форм - «угощений» (круглых, квадратных, овальных, колесиком и т.д.); формование полых изделий (чашки), лепка из целого куска и ленточной техникой. Изготовление поделок с использованием природного материала (шишек, желудей, скорлупы и т.д.). Составление коллективной композиции из поделок по сказочным сюжетам («Машенька и медведь», «Волк и три поросенка», «Красная шапочка» и т.д.).
Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Отчетная выставка - просмотр работ, выполненных детьми за год, их оценка.
Рекомендуемая литература
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В.Горнова и др.-Волгоград: Учитель, 2008.-250 с.
- Богатеева З. А., Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М. Просвещение, 1982.
- Богатеева З. А., Чудесные поделки из бумаги. М.Просвещение, 1992
- Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование. М. Просвещение, 1982.
- Гульянц Э. К., Что можно сделать из природного материала. М. Просвещение, 1984
- Гусакова М. А., Аппликация. М. Просвещение, 1997.
- Гусакова А. М., Внеклассная работа по труду. М. Просвещение, 1981..
- Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. М. Просвещение, 1985.
- Трапезников Ф. Ф. Плетение ивового прута и бересты. М. Нива России, 1995.
- Волшебство бисера. - М.:Профиздат.2007.-128 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"
Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение....
Рабочая программа " Умелые руки"
РП с КТП по внеурочной деятельности...