конспект занятия по внеурочной деятельности "Свойства воздуха (программа "Я- исследователь")
презентация к уроку (2 класс) на тему

Татькова Наталья Александровна

Занятие  с демонстрацией и проведением опытов с воздухом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности

«Воздух. Свойства воздуха».

( программа «Я – исследователь»)

                Цели занятия:

  • Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  •  Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
  • Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
  • Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
  • Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, к своему здоровью

1. Актуализация знаний.

-Посмотрите внимательно вокруг. Назовите все, что находится в классе..(дети перечисляют все предметы)

-Без чего невозможна жизнь на Земле? (Вода, свет, воздух)

-Воздух находится в классе? Почему вы его не назвали?(Он невидимый)

-Какая тема нашего занятия? (Воздух)

_Какие цели мы перед собой поставим?(Выявить, определить свойства воздуха, узнать из чего он состоит, провести опыты с воздухом).

2. Опыты с воздухом.

Опыт №1.

-Можно ли почувствовать воздух?

-Помашем  руками на лицо. Что почувствовали? (Ветерок)

-Ветер-движение воздуха. Помашем листочком перед лицом. Что почувствовали? Какой вывод можно сделать? (Воздух можно почувствовать)

 -Можно ли воздух потрогать?(Ответы детей)

Чтобы воздух потрогать, надо сначала его поймать. Возьмём в руки пакеты, взмахнем ими и завяжем.

-Что внутри пакета? (воздух)

-Теперь мы можем его потрогать? (да)

-Рассмотрим воздух. Какого он цвета? (Бесцветный_)

-Можем ли мы увидеть сквозь воздух предметы?  (Да)

- Значит, каким свойством он обладает? (Бесцветный)

 Опыт №2

-У меня в руках стакан. Что находится внутри?( Он пустой)

-Проведем опыт. Нальем в емкость воды, опустим поплавок. Убедимся, что он сухой. Накроем поплавок   нашим стаканом. Что в стакане? Там есть вода? (Нет)

-Почему в стакан не попала вода? (В стакане воздух, он занял все пространство)

-Можем ли мы увидеть воздух в воде?

_ Проверим. Осторожно стакан в воде наклоняем. Что увидели? (Пузырьки)

-Это воздух.

-Какой можно сделать вывод? (Воздухом заполнена любая емкость)

-Мы сказали, что в стакане находится. Воздух. Давайте понюхаем воздух. Чем пахнет? (Ничем)

-Какой можно сделать вывод? (Воздух не имеет запаха).

Выходит ученик .

-Мы завяжем глаза Лене, она с завязанными глазами будет определять запах предметов.(Учитель в стакан кладет поочередно корки апельсина, чеснок, духи)

-Почему менялся запах? (Воздух поглощает запах предметов_)

-Чем пахнет в аптеке? В автомобильной мастерской? В кондитерской?

 Опыт №3

-Возьмем стаканчики с водой и трубочку. Подуем в нее. Что увидели? (Воздух)

-Как попал в трубочку воздух? (Из организма)

-Какой можно сделать вывод?(В нашем организме есть воздух)

-Как воздух попал в наш организм? (Через органы дыхания)

-Действительно, человек дышит с помощью легких.(Слайд)

-Закроем рот и нос, попробуем не дышать. Что вы почувствовали. (Стало неприятно, трудно дышать). Без воздуха человек может прожить только 5 минут.

-Легкие состоят из множества пузырьков, которые перерабатывают кислород, который попал в организм, из легких он поступает в кровь и разносится по всему организму).

-Представим, что мы находимся в летнем сосновом лесу (Слайд)

-Что вы почувствовали?

-Теперь представим , что находимся в зимнем лесу. Что почувствовали? (Слайд)

-А теперь окажемся на шоссе, рядом с колонной движущихся автомобилей. Что почувствовали?(Слайд)

-Или рядом с работающим заводом?

-Почему нам стало неприятно дышать? Что мы должны помнить? (Нельзя загрязнять воздух, надо беречь его)

-Что для этого необходимо делать?

 Опыт №4.

-Подберите синоним к слову «Воздух» Что такое воздух?

-Нам поможет в этом разобраться ученик 11 класса, Сергей.

(Демонстрация опыта, который доказывает, что в воздухе содержится кислород, он составляет 1/5 часть воздуха. )

-Итак, воздух – это различные газы. Благодаря кислороду мы дышим. (Слайд)

Опыт №5.

-Вернемся в лабораторию. На столе лежат два апельсина. Один в кожуре, другой без нее.

-Вот емкость, наполненная водой. Как вы думаете, что произойдет с апельсинами, если мы их опустим в воду.(Разные ответы)

-Опускаем их в воду и видим, что апельсин без кожуры опустился на дно, а в кожуре не утонул.

-Почему так произошло?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы вернемся на наши места, возьмем кусочек кожуры от апельсина и рассмотрим  ее через лупу.

-Что увидели? (На кожуре множество точек)

-Действительно, через эти точки проходит воздух и покрывает поверхность апельсина, оболочка из воздуха спасает апельсин, потому что воздух легче воды, он поднимает апельсин на поверхность.

-Ребята, как вы думаете, какое изобретение появилось благодаря   такому свойству воздуха? (Спасательный жилет. Спасательный круг. (Слайд)

-Действительно, человек изобрел эти предметы, которые помогают человеку удерживаться на поверхности воды. (Демонстрация спасательного жилета)

-Как приятно в нашем классе пахнет апельсином. Что вы знаете о нём?(Слайды)

-В Испании из кожуры апельсина делают топливо. Такое топливо опасно для окружающей среды? (нет)

Опыт №6

-Вспомните сюжет русской народной сказки «Мороз Иванович». (Посмотрим фрагмент из этого фильма)

-Почему трава и цветы не погибают под толстой  снежной периной Мороза Ивановича? (Воздух плохо проводит тепло, поэтому он,  как покрывало, укутывает теплую землю и не даёт морозу проникнуть через себя)

 Опыт №7.

-Есть ли воздух в почве? Почему вы так считаете? (Растениям и животным он необходим)

-Как доказать, что в почве есть воздух? (Будут пузырьки)

-Проведем эксперимент. Добавим в стакан с водой почву. Что увидели? (Пузырьки)

-Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

 Опыт №8

-Имеет ли воздух массу? Можно его взвесить?

-Проведем опыт. У меня в руке палка, посередине привязана ленточка. На что это похоже? (на весы)

-По краям палочки привязаны воздушные шарики. В каком положении находятся весы? (Уравновешены)

-Лопнем один шарик. Что произошло? (Весы поменяли положение)

-Какой делаем вывод? (Воздух имеет массу)

 Опыт №9

-Можно ли воздух услышать?

-Послушайте.(Звук ветра)

-Что услышали?(Ветер)

-У меня в руке    резиновая  игрушка. Что находится внутри игрушки? (Воздух)

-Если мы сожмем игрушку, что произойдет?(Услышим звук) Когда мы  сжимаем воздух, получается звук.

-Какие предметы издают звуки?

--С помощью колебания воздуха издают звуки различные музыкальные инструменты. Какие?(Слайды)

-Послушайте звучание духовых инструментов. Что вы представили, почувствовали?

 Опыт №10

-Можно ли с воздухом играть? Как?

-Кто из вас пускал мыльные пузыри? У кого сейчас дома есть они? Можно ли сделать их в домашних условиях?

-Сейчас мы их сделаем. Возьмем средство для мытья посуды, добавим воды, размешаем. Опустим трубочку в раствор. Подуем в трубочку. У нас получились мыльные пузыри. Что находится внутри пузыря? (Воздух)

-Повторите опыт самостоятельно. У кого получится самый большой пузырь?

Опыт №11

-Отгадай те загадку.

Кинешь в речку – не тонет,

О СТЕНКУ – НЕ СТОНЕТ,

Будем о земь кидать,

Будет кверху летать!

-Что это? (Мяч)

-Что находится внутри мяча? (Воздух)

-Сожмите мяч. Что с ним произошло?(он изменил форму?) Каким свойством обладает воздух? (Сжимается и разжимается)

3. Рефлексия

-Я буду вам кидать в руки мяч и произносить фразу, закончите ее , возвращая мяч:

«Воздух не имеет…..»

«Воздух без….»

«Воздух можно….»

«Теперь я знаю, что воздух……»

«Воздух есть…..»

«В воздухе есть….»

«Теперь я знаю, что»

«После занятия я обязательно…»

«Дома своим близким я расскажу….»

«На занятии я узнал…..»

«Меня сегодня удивило….»

-Мы сегодня только приоткрыли дверь в удивительную страну под названием ВОЗДУХ. Мы узнаем о нем еще много нового и интересного. В этом нам помогут   книги. (Обращаю внимание на выставку книг), и, конечно, опыты, которые приведут вас к новым открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)

Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)...

Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".

Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....

Конспект занятия во внеурочной деятельности по программе "Мир геометрии"

Представлен конспект занятия во внеурочной деятельности по программе "Мир геометрии" 1 класс по теме: "Плоская и пространственная фигура"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе "Геометрия клетчатой бумаги"

Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе «Геометрия клетчатой бумаги»Тема: Периметр и площадь прямоугольникаЦели :закрепить понятие прямоугольник , квадрат и их элементов, ...

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"

конспект занятия по  внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «исследование», «наблюд...

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...