Конспект внеурочного занятия в 4 классе по теме "Поговорим о доме"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Дубасова Ольга Владимировна

Программа "Моя первая экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka2.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие.

Класс: 4

Тема: Поговорим о доме.

Цели:

Образовательная: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом», «душа», «духовность».

Развивающая:развивать устную речь, память.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своему дому, к его обычаям, к старинным традициям.

Средства воспитания: слово, презентация.

УУД:

- познавательные УУД:формировать умение находить ответы на вопросы, анализировать полученную информацию;

- регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учиться высказывать свои предположения;

- коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить речевые высказывания, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и учащимися;

- личностные УУД: уважительно относиться к позиции другого.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Вводная часть

-Здравствуйте ребята.

- Послушайте стихотворение и ответьте, что нам хотел сказать автор.

Учитель выводит на экран изображение дома.

Потянуло холодком
В приоткрытое окно.
Заскучал мой старый дом,
Сохранив ещё тепло.
Сохранив тепло былое,
Жарких,летних,светлых дней,
А теперь гудит и воет
Громко ветер с тополей.
С тополей листву бросает,
Да хохочет веселясь.
Словно с мышкой кот играет,
Не давая ей опасть.
В щели дует пробираясь,
Хочет выскрести тепло.
Дом кряхтит,но не сдаваясь
Держит намертво своё.
Ну,а ветер ветви клонит,
По стеклу скребёт,чудак.
Уютно,сухо в старом доме,
Да и впредь всё будет так.
Щель оконную закрою,
Шторку плотно затяну.
Я люблю свой дом,не скрою,
Сам не знаю почему.

- Можно ли сказать, что стихотворение написано о доме, изображенном на картинке?

-Теперь предположите тему нашего внеурочного занятия.

-Хорошо, молодцы! Сегодня мы поговорим о доме.

- Какие задачи мы должны решить в ходе внеурочного занятия?

Приветствуютучителя.

- В этом стихотворении автор пишет о любви к своему дому, рассказывает, что несмотря на то, что дом старый, он борется с ветром и холодами. Этим стихотворением автор хотел сказать, что родной дом – это самое теплое и самое уютное место на свете.

Отвечают, объясняют.

- Дом, домашний очаг, домашнее тепло и уют.

Предполагают.

- Сегодня мы поговорим о доме, о домашних традициях и укладах, о внешнем и внутреннем его устройстве.

Основная часть

-У каждого человека есть родной дом, в котором живет его семья. У кого-то это отдельная квартира, у кого-то, может быть, отдельный дом.
Каждый дом – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, ритмами, традициями, праздниками, со своей особенной жизнью.
Учитель включает 1 и 2 куплет песни «Родительский дом».

- Ребята, как вы понимаете выражение «родительский дом – начало начал»? –

В доме родителей началась и идёт ваша жизнь. Именно с него началось ваше знакомство с большим миром, миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый самостоятельный шаг, прочитали первую книжку, впервые ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду.
Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот почему так говорится – «родительский дом – начало начал». 
-Давайте сейчас все вместе представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём.
- Закройте глаза,… что вы видите, слышите, чувствуете?
-Вот мы как будто побывали в гостях у друг друга, прониклись добрыми чувствами, вспомнили родной дом.

- Как вы считаете, у вашего дома есть своя душа?

- Почему вы так думаете?

- Какой ее вы представляете?

- Ребят, а как вы понимаете слово «духовность»?

- Как вы считаете, ваш дом сыграл роль в формировании у вас духовности? Объясните свой ответ.

-Знаете ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Он дышит, смотрит глазами-окнами на улицу; звуки, которые мы слышим в нём, это разговор дома с нами. Ему небезразлично, как люди, живущие в нем, относятся друг к другу. 
- Как вы думаете, что не нравится вашему дому?
- А что радует наш дом? 
- Знаете ли вы, как в старые времена строили дом наши предки? Как выбирали место? Как новоселье справляли?

Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. А первыми в новый дом впускали петуха или кошку, из людей первыми заходили старики. Из печи старого дома приносили угольки для растопки печки в новом доме, а иногда даже кашу начинали варить в старом доме, а доваривали в новом. Приглашали священника осветить новый дом, чтобы стоял долго и люди в нем жили счастливо, дружно, в достатке. Так из дома в дом, из поколения к поколению переходили традиции домашнего уюта, ритмы жизни, порядок и правила.
- Дом строили так, чтобы в нем было удобно жить, и чтобы он был красивым. А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое. Практически все домашние вещи, окружающие нас, имеют свою историю.

- Назовите любимые семейные праздники?
-Как ваш дом к ним готовится?
- А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
- Праздник – это замечательно, но все мы знаем пословицу «делу время, а потехе – час». Как вы её понимаете?
- Праздник тем и радостен, что бывает не часто, его ждут, готовятся, о нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью, с удовольствием.
Наш дом – это не просто здание, в котором мы живём, это наша семья, близкие, родные люди, привычные и любимые вещи, игрушки, домашние любимцы – кошка, собака, попугайчик или хомячок. Вот как много всего! А мы уже говорили, что дом любит порядок и чистоту. Все вещи в нем имеют свои места. Чтобы поддерживать порядок и уют в доме, все члены семьи должны трудиться. У старших обязанностей больше, у младших меньше, но домашние трудовые обязанности есть у всех. 
- Кто и какие дела выполняет у вас в доме? 
- Как вы считаете, справедливо ли распределяются обязанности у вас в семье?

Прослушивание 1и2 куплетов песни «Родительский дом», муз. В. Шаинского.

- Родительский дом – это то место, где мы рождаемся, где растем, изучаем и познаем мир, именно здесь у нас формируется характер, наши взгляды на жизнь. Ведь всему этому нас учат родители.

Дети делятся своими чувствами, мыслями и эмоциями, рассказывают о своем доме.

Фантазируют, делятся своими мыслями.

- Духовность – это состояние души человека, его душевное развитие.

Отвечают, объясняют.

Дети «одушевляют» свой дом и рассказывают о его чувствах и переживаниях, радостях и успехах.

Слушают рассказ учителя о традициях тех времен и народов.

Называют свои любимые семейные праздники, рассказывают о них.

- Нужно не заигрываться и всегда помнить о делах и обязанностях, которые нас ждут.

Слушают учителя.

Рассказывают о своих обязанностях и домашних делах.

Рефлексия

- Что интересного и познавательного вы сегодня узнали о доме?

- Что такое «духовность»?

- Изменится ли ваше отношение к своему дому, после нашей сегодняшней беседы?

- Продолжите фразы: «Теперь я знаю, что…», «Мне понравилось, что…»,

«Я расскажу родителям о…».

-Вы все сегодня хорошо постарались, молодцы.

-До свидания, ребята!

Отвечают на вопросы учителя.

Самоанализ.

Продолжают предложенные фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация

Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная      Тема...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"...

«Периметр геометрических фигур» конспект внеурочного занятия 3 класс

конспект внеурочного занятия по математике в 3 классе «Периметр геометрических фигур»...

Конспект внеурочного занятия 3 класс "Экскурсия в музей "Огни Москвы" "

Цель: ознакомление детей с музеем «Огни Москвы», с его структурой и экспонатами....