"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"
статья на тему

Халина Оксана Анатольевна

«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы»

 «На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде».

Цель: определение педагогических условий, способствующих раскрытию детской одаренности; построение примерной модели сопровождения одаренного ребенка в образовательной среде начальной школы.

Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели. 

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретической и практической деятельности, социальной жизни и культуры. 

 Не вызывает сомнения то, что для работы с умственно одарёнными детьми требуется особый учитель и его подготовка, отличная во многом от подготовки учителя традиционной массовой школы. Только одаренный учитель, широко эрудированный и гибкий в поведении, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении может работать с одаренным ребенком.

Бенджамин Блум (1986г.) в ходе исследования жизни талантливых людей выделил три типа учителей. Первый тип - это учитель, пробуждающий интерес у ребёнка к учебному предмету, влюбляющий ребёнка в предмет, второй - учитель, отрабатывающий – навыки, умения, необходимые для успешного восхождения к вершинам мастерства. Третий тип – учитель, выводящий ребёнка на профессиональный уровень работы, помогающий открыть тонкости мастерства, отшлифовать грани таланта и раскрыть его индивидуальность. Эти три варианта зависят как от личностных особенностей учителей, так и от их опыта.

Учитель выступает в роли информатора учащегося, координатора и организатора его деятельности, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Так как же выявить одарённого ребёнка в обычном общеобразовательном классе начальной школы? Одарённого ребёнка можно определить по признакам, которые обхватывают два аспекта:

1.Инструментальный:

- Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

-быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

-выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

2.Мотивационный:

- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?

Учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора(без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

При работе с одарёнными детьми, успешно реализуется технология проблемного обучения. Учитель создает на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы). Учебная деятельность-это труд, который невозможен без мотива.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Одаренность ребенка необходимо, прежде всего, раскрыть и понять, но и не менее важно ее поддержать. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не  существует какого-то стереотипа одаренности -  каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно  родители - главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.   

У одаренных детей есть и общая психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле». Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы ненасыщаема:  они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее. Они стремятся к увеличению  и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.

То, как ребенок делает открытие собственной одаренности, представляет огромный интерес для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с другими детьми, понимание собственного отличия происходит рано. У других осознание своих способностей впервые происходит в школе при сравнении себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и понимание того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные.

Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе.

Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается  в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.     

Тем, кто воспитывает одаренных детей необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки стремления преуспеть.

Родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок.

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.


Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б., Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003.
  2. Богоявленской Д.Б., Шадрикова В.Д., Рабочая концепция одарённости / Под ред. – М., 2003.
  3. Лейтес Н.С., Возрастная одарённость школьников – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Радугина А.А., Психология и педагогика. − М.: Центр, 2002.
  5. Регуш А.Л., Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008.
  6. Якушева С.Д., Основы педагогического мастерства. − М.: «Академия» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно начинаться уже в начальной школе.Одарённый ребёнок – это ребёно...

«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"

Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока  с использован...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...