Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные. К традиционным относятся: ∙ соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.); ∙ научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); ∙ соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); ∙ отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.; ∙ оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам . К основным инновационным качествам ЭОР относятся Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: ∙ получение информации; ∙ практические занятия; ∙ аттестация (контроль учебных достижений). Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Зачем нужно применение ЭОР учителю? 1. экономия времени на уроке; 2. глубина погружения в материал; 3. повышенная мотивация обучения; 4. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; 5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать. Что дает ЭОР ученику? 1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. 5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию. 6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: -создания и использования информации; -получение информации различными способами; -проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; - создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; - обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования. В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. . Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Методические рекомендации учителю по встраиванию УМК в уроки позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний на уроках в начальной школе. УМК включает в себя инструментальные средства для организации обучения на персональных компьютерах школьников, объединенных в локальную компьютерную сеть, и учебные медиаобъекты по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике для уроков с 1-4 классы. Все учебные медиаобъекты в мультимедийном УМК распределены по четырем предметным областям и в каждой предметной области представлены комплектами либо в форме медиауроков, либо в форме медиатеки по предмету. . Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Где можно скачать интернет – ресурсы ? http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://www.edu.ru/ http://www.rusedu.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://pedsovet.su/load/ www.mir-konkursov.ru, Rus Edu(архив учебных программ) http://www.musik.edu.ru http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/ Список использованных источников 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с 3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С. |