Сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы
статья на тему

          Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно начинаться уже в начальной школе.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние посылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.Работа по выявлению и развитию возможностей самовыражения одарённого ребёнка очень кропотливый труд.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение одарённых детей

в образовательном процессе школы.

          Есть великая формула «дедушки» космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского тайны рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой, одаренной личности. И я считаю, что главная задача учителей в современной школе помочь ребёнку этот путь найти.

          Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно начинаться уже в начальной школе. Поступление в школу составляет новый критический период в жизни семилетнего ребёнка, включающий начало обучения о общения с новыми людьми(взрослыми и сверстниками) Уже на этапе поступления семилеток в школу нужно выявлять не только готовность к школьному обучению, но так же уровень творческих возможностей ребёнка, его личностных особенностей, специальные интересы и возможности.

        Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние посылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Стратегия работы с одарёнными детьми предполагает  следующие этапы:

1 этап – подготовительный. Это диагностика учащихся, составление карты интересов.

2 этап – аналитический. Выявление способных детей, их успехов в какой-либо деятельности.

3 этап – организационно - деятельностный.  Это организация целенаправленной работы с одарёнными детьми. Индивидуальная программа развития.

        Прохождение первых двух этапов отводится на начальную ступень. Уже в начальных классах надо предоставлять учащемуся выбор попробовать себя, проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Этот этап важен как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должен служить  основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои интеллектуальные, эмоциональные, физические потребности. В связи с этим необходимо организовывать дополнительные занятия (кружки) с учащимися, использовать различные формы взаимодействия с учебными заведениями дополнительного образования.

Я поделюсь личным опытом работы в данном направлении.

Дети приходят в школу из детского сада, где основной формой обучения является игровая деятельность. Поэтому очень важно именно через игру выявлять и развивать способности ребёнка.

В своей практике я использую развивающие кубики Бориса Павловича Никитина. Это набор из 16 деревянных одинаковых по размеру кубиков, но все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Работа с кубиками – это интеллектуальная игра, представляющая собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков. Задачи даются ребенку в виде плоского рисунка и расположены  в порядке возрастания сложности.  Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда трехлетнему малышу до вызывающих сложности даже у взрослых. Эти игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои познавательные  способности.  Поэтому, нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры.  Они  позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

 Использование кубиков позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием познавательных способностей:

во первых, игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с
самого раннего возраста;                                                                                                                                              
во- вторых, их задания - ступеньки всегда создают условия, опережающие
развитие способностей;                                                                                                                                    
  в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка»,
ребенок развивается наиболее успешно;                                                                                                          

- в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и,
кроме  того,   как  и  любые  игры,   они  не  терпят  принуждения  и  создают
атмосферу свободного и радостного творчества;                                                                                        

 в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы или мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешая малышу самому  размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.                                                                                                                                                            

         Применение кубиков как средства развития познавательной активности показало, что игры создают своеобразный микроклимат для развития познавательной активности. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; пространственное представление и воображение, способствовать предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

        На уроках чтения и во внеклассных мероприятиях  я использую прием театрализации. Театр – одно из самых удивительных явлений человеческой культуры. Художественное произведение, разыгранное актёрами, создает особую эмоционально - нравственную атмосферу. Театральная игра очень близка к игре детей. Основой театральной игры является роль-персонаж. Ребёнок активно действует в выбранной роли, проникается чувствами своего персонажа, воспринимает как свои его радости и печали. Мои ученики – это актеры кукольного театра. Дети очень любят данный вид работы. Скрываясь поначалу за ширмой, ребята не стесняются публичных выступлений. Такой вид работы помогает выявить учащихся, способных на художественную декламацию литературных произведений, как поэтических, так и прозаических. Ученики призёры конкурсов чтецов городского и областного уровня.  Использую сценарии Олеси Владимировны Емельяновой.

          Вы знаете, что решением коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области от 09.11.2006 года был введен в общеобразовательные учреждения Томской области обязательный курс «Шахматы-школе». Были разные взгляды на это и у  педагогов, и у родителей учеников. Но практика показала, что детям нравится игра в шахматы. Я прошла курсы повышения квалификации, где познакомилась с методикой Сухина. Спустя 2 года курс перестаёт быть обязательным, но я продолжаю его ведение. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках,  создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Цель - посредством обучения игре в шахматы, создать условия для личностного и интеллектуального развития учащихся, О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

Проектно-исследовательская работа

          На сегодняшний день невозможно обучение без использования современных образовательных технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью,  одарённые дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором, помощником, направляющим поиск, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Уже со 2 класса я стараюсь выявить мотивированных детей к проектно-исследовательской деятельности, т. е. выявить ребят, которые желают расширить полученные знания программного материала самостоятельно. И с этими ребятами участвуем, в проводимых в городе, научно-практических конференциях. Показать работы.

  Взаимодействие с   учреждениями дополнительного образования.

Конечно же, один педагог не может охватить все сферы деятельности, и поэтому очень важно построить сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями.  Цель такого взаимодействия – предоставить каждому учащемуся наряду с полноценным общим средним образованием право выбора и условия для развития индивидуальных творческих  способностей  в различных сферах.  Область дополнительного образования – это свободная открытая площадка для проб и попыток каждого ребёнка. Именно здесь формируются собственные представления детей  о самом себе и окружающем мире, а свобода выбора формы образования дополняется свободой принятия решения в выполнении того дела, которое каждый выбирает и делает сам.

 Я предоставляю своим учащимся  возможность попробовать себя в различных направлениях через взаимодействие с Муниципальным учреждением дополнительного образования «Центр «Поиск». Сначала для ребят проводится ознакомительная экскурсия и знакомство со всеми направлениями. Затем провожу анкетирование, что заинтересовало, чем бы хотел заняться, комплектую группы детей и с педагогами Центра составляем расписание занятий. Посещаем Центр Поиск мы на протяжении всего начального обучения, и за этот период ребёнок может себя попробовать в различных направлениях. Способные и мотивированные учащиеся продолжают уже самостоятельное посещение Центра. (Показ видео)

          Также  на протяжении многих лет я веду тесное сотрудничество с СДЮШОР «Янтарь» по конькобежному спорту. Занятия проводятся совместно с тренерами спортивной школы. Данное взаимодействие способствует решению следующих задач:

  • Выявить склонность каждого ребенка к занятиям конькобежным спортом для дальнейших занятий в спортивной школе на отделении конькобежного спорта;
  • Развивать физические качества: выносливость, быстроту, скорость,

координационные возможности;

  • Сформировать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям конькобежным

спортом и к здоровому образу жизни;

  • На основе тестирования  провести предварительную спортивную

ориентацию для формирования групп начальной подготовки отделения конькобежного спорта.

Начальное обучение  проводится на любых  коньках. При обучении катанию на коньках учащимся прививаются навыки, которые способствуют в дальнейшем, овладению техникой скоростного бега на коньках. Это шаг по пути к решению проблемы улучшения здоровья детей, организации детского досуга и формирования здорового образа жизни с малых лет. В условиях групповых занятий дети привыкают к определенной дисциплине: быстро собираться на лед, помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на каток организованно;  помогать подняться тем, кто упал. У детей воспитываются волевые качества личности. Я с ребятишками встаю на коньки со 2 класса. И уже за первый год обучения легко себя проявляют одаренные и способные учащиеся в данном направлении. Тренера их отбирают, ребята продолжают занятия в спортивной школе, участвуют в соревнованиях, добиваются высоких результатов.

В нашей школе предлагает свои услуги частное детское праздничное агентство студия «Сюрприз». Уже на платной основе учащимся предоставляется кружок различных танцевальных направлений: восточные танцы, рок-н-ролл, современные танцы. Дети пробуют себя, делают выбор, принимают самостоятельное решение «Нравится им или нет, хотят  ли этим заниматься» в своё время тренер-преподаватель также выявляет способных одарённых детей и приглашает их уже на профессиональный путь.

Из всего вышесказанного, хочется сделать вывод, что работа по выявлению и развитию возможностей самовыражения одарённого ребёнка очень кропотливый труд. И цель проектных проб – это выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО  г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...

"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"

«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....

Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии....

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....