Система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление: Беган М.А., учителя начальных классов, МБОУ «СОШ № 6»
Тема: «Система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В 2011 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Для этого была создана школьная рабочая группа по введению ФГОС, в которую вошли руководители школы, учителя начальных классов, психолог. Но в итоге вся работа по изучению и апробации материала легла на плечи учителей.
За четыре года работы было найдено, изучено много литературы, апробировано много диагностик, технологических карт. В итоге работы была создана система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения ООП НОО.
Для отслеживания предметных результатов подобраны технологические карты на выявление трудностей в обучении, технологические карты по учебным предметам.
Для отслеживания метапредметных результатов мы используем учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему специально разработанных заданий для проведения мониторинга развития метапредметных УУД в начальной школе и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).
Пособия по проведению мониторинга выпускаются Издательским домом «Федоров» (г. Самара) и включают следующие издания:
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс.
- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс.
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс.
- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс.
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 3-4 класс.
- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 3, 4 класс.
Для отслеживания личностных результатов была разработана программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе. Программа составлена на основе методического пособия под ред. А.Г. Асмолова «Как пректировать универсальные учебные действия в начальной школе». Разработан список методик для мониторинга.
Список методик для мониторинга (самопознания и самоопределения)
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
( 3 - 4 класс.)
4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Список методик для мониторинга (общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, постановка и решение проблемы)
1. «Рисование по точкам (1 класс)
2. Корректурная проба (2- 4 класс)
3. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
4. Выделение существенных признаков(2 класс).
5. Логические закономерности (3 класс).
6. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
Список методик для проведения мониторинга по формированию
коммуникативных УУД
1. Узор под диктовку.
2. «Рукавички».
3. «Левая и правая стороны»
4. «Совместная сортировка»
5. «Дорога к дому»
6. «Кто прав?».
Список методик для проведения мониторинга адаптации к обучению первоклассников.
1. Анкетирование детей и их родителей.
2. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.
3. Собеседование с учителями.
4. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе?»
Список методик для проведения мониторинга социально-личностного развития ребёнка.
1. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)
2. Проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания.
3. Анализ детского рисунка, тест «Рисунок семьи».
Данные диагностики позволяют получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-6080-1405754471.jpg)
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-36659-1356380759.jpg)
ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ
Программа системы оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-648738-1604504572.jpg)
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553262-1418942173.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-23941-1541331240.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....