Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (4 класс) на тему
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенковой.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
Ø прививать интерес к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Я - исследователь»»
в рамках внеурочной деятельности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6-10 лет
Составила:
Учитель начальных классов
Платон В. С.
г. Нягань
2014 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенковой.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
На курс «Я - исследователь» отводится 2 часа в неделю в 3 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема исследования: «Тюльпаны для мамы»
Цель исследования: получить цветы тюльпанов к определённому времени в комнатных условиях (например, к Международному женскому дню 8 Марта)
Задачи:
∙ изучить литературу о тюльпанах;
∙ создать оптимальные условия для выгонки тюльпана;
∙ установить сроки развития тюльпана;
∙ получить цветущее растение к намеченной дате.
Объектом исследования: являются луковичные растения тюльпанов.
Предмет исследования: процесс выращивания луковичных растений в зимний период в комнатных условиях к определённому сроку.
Гипотеза: можно ли получить цветущее луковичное растение зимой.
Методы исследования:
1)изучение литературы и обобщение полученной информации;
2) эксперимент;
3) наблюдения.
План работы
№ п/п | Вид деятельности | Сроки | Место проведения | Результат |
1. | Выбор и обсуждение темы проекта | 8. 09 15.09 | Библиотека, интернет | Определение темы |
2. | Цели и задачи проекта | 22.09 | библиотека | Цели и задачи |
3. | Составление плана работы и подбор материала для проекта | 29.09 6.10 | Городская библиотека | План работы |
4. | Из истории тюльпана | 13.10 20.10 | Городская и школьная библиотека | Информация о тюльпане |
5. | Условия выгонки луковичных растений | 27.10 3.11 | Городская и школьная библиотека | Информация о выгонке |
6. | Обобщение собранного материала | 10.11 17.11 | Кабинет № 8 | Информация об исследовании тюльпана |
7 | Практическая часть работы: покупка луковиц тюльпана и посадка | 24.11 1.12 | Кабинет № 8 и дома | Запись наблюдений |
8. | Высадка луковиц в грунт | 8.12 15.12 | кабинет № 8 и дома | Запись наблюдений |
9. | Уход и наблюдения | 22.12 29.12 | Кабинет № 8 и дома | Запись наблюдений |
10. | Уход и наблюдения | 5.01 19.01 | Кабинет № 8 и дома | Запись наблюдений |
11. | Уход и наблюдения | 26. 01 9.02 | Кабинет № 8, дома | Запись наблюдений |
12. | Уход и наблюдения | 16.02 | Кабинет № 8, дома | Запись наблюдений |
13. | Составление памятки по выращиванию тюльпана | 23.02 | Кабинет № 8, дома | Памятка |
14 | Обобщение собранного материала | 2.03 | Кабинет № 8, дома | Готовая письменная работа |
15 | Составление презентации | 2.03 | Кабинет № 8, дома | презентация |
15. | Подготовка к публичному выступлению на конференции | 9.03 | Кабинет № 8 | выступление |
16 | Выступление перед учащимися 3 б класса | 16.03 | МБОУ «СОШ № 6» | Публичное выступление |
17. | Выступление на школьной конференции | 21.03 | МБОУ «СОШ № 6» | Публичное выступление |
18 | Выступление перед учащимися 3 а класса | 6.04 | МБОУ «СОШ № 6» | Публичное выступление |
19. | Подготовка к городской научно-практической конференции | 13.04 | кабинет № 8 | выступление |
20. | Выступление на городской конференции | 18.04 | ? | Публичное выступление |
21 | Выступление с проектом перед учащимися 1-х и 2-х классов школы | 27.04 4.05 11.05 18.05 25.05 | МОУ «СОШ № 6» | Распространение своей работы |
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....