Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕПЕЦИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КОЛОМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской СОШ
__________________ /Кадацкий В. И./
31.08.2012 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я – исследователь» (клуб) во 2-а классе
(базовый уровень)
Составитель: Левина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011).
Муниципальное общеобразовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная школа реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» и ставит своей целью создать оптимальные условия для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик.
Для реализации поставленных задач стараюсь внедрять технологию личностно-ориентированного обучения, рефлексивную деятельность учащихся.
Основное содержание программы.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011) в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
- с возможностями УМК, Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Пертова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011
- с письмом от 12 мая 2011 года № 03-298 (Министерство образования и науки Российской Федерации) «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- с приказом от 22 сентября 2011 года № 2357 (Министерство образования и науки Российской Федерации) «Внесение изменений в Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
- с приложением к письму Министерства образования Московской области от 12 сентября 2012 года № 9542 – 08о/07: методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования»
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Требования к планируемым результатам
изучения программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют требованиям изложенным в авторской программе А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011)
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я – исследователь»
для 2-а класса на 2012-2013 учебный год.
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме. | Плани- руемые сроки прохож- дения | Скорректи- рованные сроки прохож дения | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Тренинг – 17 часов 1 час в неделю | ||||||
1 | Научные исследования и наша жизнь | Самые интересные научные открытия, использующиеся в нашей жизни. | Р принимать и сохранять учебную задачу; П осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; К допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; | положительное отношение к исследовательской деятельности; | ||
2 | Методы исследования | Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). | Р принимать и сохранять учебную задачу; П использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; К формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; | широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | ||
3 | Наблюдение и наблюдательность | Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). | Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; П высказываться в устной и письменной формах; К формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; | интерес к новому содержанию и новым способам познания; | ||
4 | Эксперимент – познание в действии | Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). | Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль; П ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; К соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; | ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; | ||
5 | Гипотезы и провокационные идеи | Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. | Р вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; П владеть основами смыслового чтения текста; К использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; | морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||
6 | Анализ и синтез | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. | Р выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. П владеть основами смыслового чтения текста; К использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; | способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | ||
7 | Как давать определения понятиям | Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. | Р принимать и сохранять учебную задачу; П анализировать объекты, выделять главное; К соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; | морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». | Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; П осуществлять синтез (цело из частей); К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; | морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||
9 | Наблюдение и экспериментирование | Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать | Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль; П осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К соблюдать корректность в высказываниях; | адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; | ||
10 | Основные логические операции | Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. | Р различать способ и результат действия; П фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; К задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; | положительное отношение к исследовательской деятельности; | ||
11 | Гипотезы и способы их конструирования | Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. | Р проявлять познавательную инициативу; П осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет К задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; | положительное отношение к исследовательской деятельности; | ||
12 | Искусство задавать вопросы | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы | Р вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; П видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи К соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; | широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | ||
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Знакомство с «матрицей по оценке идей». | Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль; П оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; К использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; | интерес к новому содержанию и новым способам познания; | ||
14 | Ассоциации и аналогии | Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». | Р различать способ и результат действия; П строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; К контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. | ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; | ||
15 | Суждения, умозаключения, выводы | Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. | Р принимать и сохранять учебную задачу; П строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; К контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. | внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; | ||
16 | Искусство делать сообщения | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. | Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль; П устанавливать причинно-следственные связи; К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; | выраженной познавательной мотивации; | ||
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» | Р адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; П проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; | устойчивого интереса к новым способам познания; | ||
Исследовательская практика – 11 часа | ||||||
18 | Как выбрать тему собственного исследования | Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно_ го исследования. | Р принимать и сохранять учебную задачу; П осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; К допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; | положительное отношение к исследовательской деятельности; | ||
19 20 21 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Каждый ребенок имеет рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. | Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; П использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; К формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; | широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | ||
22 23 | Коллективная игра-исследование | Разработать собственный сценарий. | Р самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; П высказываться в устной и письменной формах; К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; | интерес к новому содержанию и новым способам познания; | ||
24 25 26 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. | Р преобразовывать практическую задачу в познавательную; П ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; К аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; | ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; | ||
27 | Семинар | Представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. | Р адекватно воспринимать оценку учителя; П владеть основами смыслового чтения текста; К с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; | способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | ||
Мониторинг – 6 часов 1 час в неделю | ||||||
28 29 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | Р принимать и сохранять учебную задачу; П анализировать объекты, выделять главное; К допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; | положительное отношение к исследовательской деятельности; | ||
30 31 32 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. | Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия; П осуществлять синтез (целое из частей); К осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | ||
33 34 | Защита собственных исследований | Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | Р самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. П владеть основами смыслового чтения текста; К адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | интерес к новому содержанию и новым способам познания; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. | ||
Итого : 34 часа |
Перечень научно-методического обеспечения.
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Савенков А. И. Я исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников. – 3-е изд. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011
Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2012
Савенков А. И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. – 2-е изд. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература, 2012
Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011
- Специфическое сопровождение (оборудование)
* классная доска ;
* мультимедийный проектор ;
* экспозиционный экран ;
* компьютер;
* сканер;
* принтер лазерный.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№1 от 30.08. 2012г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____________/Орлова Е. А/
31.08.2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...