Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Джалмухамбетова Индира Мухитовна

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для  самореализации и творческого развития каждого.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.Программа ―Я - исследователь – интеллектуальной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ya_issledovatel_2_klass.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №71»

Рассмотрено                                  

на заседании МО                    

протокол № ___                      

от «___» _____ 2012 г.

Согласовано

Зам.директора по ВР

___________________

«___» _______ 2012г.

Утверждено

приказом по МБОУ «СОШ № 71»

от  _____________ № _____

Директор МБОУ «СОШ № 71»

____________ Машкова Е.П.

                                                        Рабочая   программа

                              по внеурочной деятельности

                                   «Я – исследователь»

                                                             Класс – 2 Б

                                         Учитель – Джалмухамбетова И.М.

                                           

                                                2012 – 2013 учебный год

Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа «Я-исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося.  Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. Обучающиеся  самостоятельно или во взаимодействии с педагогом смогут выполнять задания разного  типа  для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать,  применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

      Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь»  для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  1. Сформировать познавательные потребности младших школьников.
  2. Обучить специальным знаниям , необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  3. Развивать познавательные способности младших школьников
  4. Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
  5. Развитие произвольной сферы учащихся.
  6. Развитие творческого воображения.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Предлагаемая программа рассчитана преимущественно на 34 ч  из расчета 1 ч в неделю.

  Формы  организации учебного процесса.

     

 Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

                                                Тематическое планирование

Название разделов

Всего часов

Теория

Практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

1

-

1

-

2

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

1

1

2

-

3

Тема, предмет, объект исследования.

2

1

1

1

1

4

Цели и задачи исследования.

2

1

1

2

-

5

Учимся выделять гипотезы.

2

1

1

2

-

6

Организация исследования.

4

1

3

3

1

7

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

2

2

3

1

8

Коллекционирование.

2

1

1

2

9

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

1

-

1

-

10

Сообщение о своих коллекциях.

2

-

2

2

-

11

 Что такое эксперимент.

1

1

-

1

12

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

-

1

1

-

13

Сбор материала для исследования.

3

1

2

2

1

14

Обобщение полученных данных.

2

1

1

2

-

15

Как подготовить результат исследования.

1

1

-

1

-

16

Как подготовить сообщение.

1

1

-

1

-

17

Подготовка к защите.

1

-

1

1

-

18

Индивидуальная консультация.

1

1

-

1

-

19

Подведение итогов. Защита.

1

-

1

-

1

Итого

34

16

18

29

5

                                        Календарно-тематическое планирование

              Название

          темы   занятия

Кол-во

час

Дата проведения

Примечание

План

Корректировка

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2

Как задавать вопросы? Банк идей.

1

3

Как задавать вопросы? Банк идей.

1

4

Тема, предмет, объект исследования.

1

5

Тема, предмет, объект исследования.

1

Экскурсия в школьный парк

6

Цели и задачи исследования.

1

7

Цели и задачи исследования.

1

8

Учимся выделять гипотезы.

1

9

Учимся выделять гипотезы.

1

10

Организация исследования.

1

11

Организация исследования. (практическое занятие.)

1

Экскурсия в школьный парк

12

Организация исследования. (практическое занятие.)

1

13

Организация исследования. (практическое занятие.)

1

14

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

15

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

Экскурсия в школьный парк

16

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21

Сообщение о своих коллекциях.

1

22

Сообщение о своих коллекциях.

1

23

 Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25

Сбор материала для исследования.

1

26

Сбор материала для исследования.

1

Экскурсия в школьный парк

27

Сбор материала для исследования.

1

28

Обобщение полученных данных.

1

29

Обобщение полученных данных.

1

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Актовый зал

                  Ожидаемые результаты: реализации внеурочной деятельности.

В результате изучения курса «Я - исследователь» достигаются предметные результаты.

 Обучающиеся на ступени начального общего образования:

  1. получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  2. приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  3. получат возможность осознать своё место в мире;  
  4. познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  5. получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  2. ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  3. способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  4. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  5. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  5. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  6. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  2. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  5. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  6. различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  4. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  5. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  6. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  6. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  7. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. формулировать собственное мнение и позицию;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. задавать вопросы;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  1. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  2. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  3. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  4. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  5. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  6. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  7. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формой проведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются учебно- исследовательские конференции, сувенир-поделка, коллаж, книжка-раскладушка, плакат, серия иллюстраций, фотоальбом.

Литература

Для учителя

Программа внеурочной деятельности. Издательство «Учебная литература» издательский дом «Фёдоров», 2012

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет  - ресурсы

После изучения курса «Я – исследователь!» учащиеся должны приобрести навыки исследовательской работы. Уметь оформлять результаты собственных исследований в виде презентации и публикации. Приобрести навыки публичного выступления.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...