Рабочая программа по курсу "Риторика" (внеурочная деятельность, эстетическое направление) 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа начального образования по учебным пособиям Т.А. Ладыженской , Н.В. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_po_ritorike_1_klass_2014.docx | 84.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Щелковского района Московской области
«Утверждаю»
директор МАОУ СОШ №3
____________Я.Н.Иванова
Рабочая программа
по курсу «Риторика»
(внеурочная деятельность, эстетическое направление)
1Б класс
Составитель:
Кузнецова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
2014 г.
Паспорт программы
Тип программы: программа начального общего образования |
Статус программы: рабочая программа учебного курса по риторике |
Назначение программы: |
для обучающихся :образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; |
для педагогических работников МАОУ СОШ № 3: программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования; |
для администрации МАОУ СОШ № 3: программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования. |
Составлена на основе авторской программы Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2013). |
Обеспечена учебником учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2013. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя. |
Категория обучающихся: учащиеся __1_ классов МАОУ СОШ №3 |
Сроки освоения программы: 1 учебный год |
Объем учебного времени: 34 часа |
Форма обучения: очная |
Режим занятий: 1 час в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебный план МАОУ СОШ № 3 на 2014 - 2015 учебный год.
Программа начального общего образования и авторская программа Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Преподавание риторики как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 1 классе – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать риторику в число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение ей во второй половине дня. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: учебная тетрадь Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2013. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Всего часов |
1. | Общение | 4 |
2. | Речь как средство воздействия на мысли, чувства | 3 |
3. | Речь: устная и письменная | 10 |
4. | Текст | 17 |
Итого | 34 |
Основное содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества(4 часа)
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА (3 ЧАСА)
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ (10 ЧАСОВ)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ( 17 часов)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Планируемые результаты освоения программы
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: конкурс стихов, инсценировки, участие в праздниках и выступление перед другими обучающимися.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика учебной деятельности | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки( и/или коррекция) |
ОБЩЕНИЕ | ||||
1. | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей . Познакомиться с учебником .
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях . Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения . Объяснять, зачем нужны вывески . Различать вывески – слова и вывески-рисунки . Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. | ||
2-3. | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | |||
4. | Вывески, их информационная роль. | |||
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА | ||||
5-6. | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства . Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить . Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | ||
7. | Давайте договоримся | |||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | ||||
8. | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | Называть виды речевой деятельности . Различать устную и письменную речь. | ||
9-10. 11. 12-13. | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре. Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения. | ||
14. | Прощаемся в разных ситуациях общения. | |||
15. | Правила вежливого поведения во время разговора. | Называть средства несловесного общения, объяснять их значение при устном общении . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях . Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения . Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре . Называть правила вежливости при разговоре. Объяснять, почему их следует соблюдать . Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях. Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения . Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | ||
16. 17. | Благодарим за подарок, услугу. Повторение и обобщение. | |||
ТЕКСТ | ||||
18-21. | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | Различать текст и набор предложений . Определять тему текста . Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст . Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях. Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения . Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов . Определять основную мысль текста . Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте . Выделять начало, основную часть, конец текста . Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях . Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач . Называть изученные признаки текста . Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года . Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. | ||
22. | Извинение. | |||
23. | Очень важные слова. | |||
24. | Знакомые незнакомцы. | |||
25. | Ключ к тексту (основная мысль текста). | |||
26-27. | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | |||
28-29. | Как построен текст. | |||
30-31. | Обращение. | |||
32-34. | Повторение и обобщение. |
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2013 г “Детская риторика. В рассказах и рисунках” Учебник для 1 класса.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи
Видеофильмы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правил...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлый счёт» для 1 класса
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлый счёт» предосмотрена для 1 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления студия «Волшебная кисточка»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления студии"Волшебная кистоточка". Составитель рабочей программы учитель начальных классов Кошеленко Елена Валентино...