Актуальность социально - ориентированного подхода в образовании
статья
В статье рассматриваются вопросы социально - ориентированного подхода в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_sotsialno-orientirovannogo_podhoda_v_obrazovanii_1.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность социально — ориентированного подхода в образовании
Савельева Надежда Михайловна
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №564 г. Санкт- Петербург
В настоящую эпоху информационной цивилизации система образования приобретает особую роль. Структурная модель системы образования дает развернутое представление об образовании как объекте социального исследования.
Одной из основных функций образования всегда являлось обеспечение подготовки человека для жизни в стремительно усложняющемся мире. Новой эпохе нужно новое образование, адекватное требованиям нового времени и условиям в стране.
В свою очередь профессия учителя, а точнее сказать, его деятельность, безусловно восходит к самым начальным этапам развития человеческого общества. Она выполняет функции трансляции всего накопленного опыта: социального, экономического, психологического и пр.
Учителю в современном обществе отводится важная социальная роль, которая традиционно отдается учителю в менталитете всех народов. Это роль передачи всего накопленного опыта следующим поколениям.
Учителя — крупная социальная группа в современном обществе, которой принадлежит ведущая роль в системе образования.
Таким образом, именно формирование и осуществление социально — ориентированной деятельности педагогов является объективной необходимостью и актуальной задачей.
Обычно в обывательском понимании образ хорошего учителя нередко сводится к умению создать уют в классе, правильно строить речь, избегать конфликтов, убеждать. В школе происходит встреча и взаимодействие учителя и ученика, но с другой стороны нельзя забывать и о том, что в школьное образование входят и другие субъекты школьной жизнедеятельности (родители, организаторы образовательного процесса и т.д.) Успешность функционирования школы как социального института во многом зависит не только от ее возможностей, но и от того, насколько она отвечает требованиям и запросам современного общества, удовлетворяет потребностям учащихся и родителей. Таким образом, чтобы качественно осуществлять свою деятельность, необходимо регулярно выявлять, обобщать и корректно использовать результаты специализированных социологических исследований.
Кроме вышеперечисленных требований к школе в своей деятельности педагог должен учитывать и ту среду, в которой растет и развивается ребенок, особенности семейного воспитания.
Семья — социальный институт и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизведении человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.
Глубина и масштабность происходящих социально — экономических изменений, их высокий темп, сложности в адаптации к новым условиям значительной части населения, обуславливают сохранение проблем в основных сферах жизнедеятельности. В их числе по -прежнему остается дезорганизация части семей, что ведет к безнадзорности и правонарушениям детей, росту социального сиротства.
Предпринятые государством меры при всей их значимости и эффективности на отдельных направлениях, оказываются недостаточными для преодоления негативных тенденций: низкий уровень социальных гарантий, повышение уровня преступности в среде несовершеннолетних, увеличение количества подростковых самоубийств.
В педагогической практике часто используются термины «благополучные семьи» и «неблагополучные семьи» для того, чтобы дать характеристику той или иной семье. А что мы вкладываем в эти понятия?
Определение понятия «благополучие» в советских и российских обществоведческих словарях и справочниках дается размыто. В словарях русского литературного языка (Большой толковый словарь русского языка/Гл.ред. Г.А. Кузнецов, Спб.,1998.с.82; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2007, с. 36) благополучие определяется как счастливая обеспеченная спокойная жизнь, отсутствие материальных трудностей, неприятностей, а также счастье, взаимность. Исходя из вышесказанного можно выделить три составляющие благополучия:
1. Материальная (доход, жилье, питание и т.д.)
2. Психологическая (здоровье, социальная защищенность и др.)
3. Эмоциональная (положительные переживания, любовь и пр.)
Предельным отражением семейного благополучия человека является положительная оценка им самим его семейной жизни в целом.
Понятие «неблагополучие» (антиблагополучие) подразумевается как антипод понятия «благополучие». Оно еще не достаточно разработано , хотя широко используется в социологической, психологической и иной литературе. Исследователи этой области человеческой жизни сходятся в том, что их проявления многообразны и складываются из многих факторов. Так, например, благополучие семьи оценивается преимущественно посредством показателей материального достатка, отношений, складывающихся всемье, поведением членов семьи, а неблагополучие в семье — показателями идейно — нравственного и духовного поведения ее членов.
Актуальность изучения социального благополучия / неблагополучия детства заключается в том, что проблемы детей как самой многочисленной социально — демографической группы населения страны, составляющей около 22% от общего количества населения страны по существу, комплексно не изучались. Особо остро это ощущается сейчас, когда общество охватил социально — политический и экономический кризис, приведший к ухудшению положения детей.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей сказано: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы». Им необходима особая помощь и защита. Взрослые должны протянуть детям сильную и твердую руку, помня о том, что, когда сегодняшние дети вырастут, они протянут свою руку постаревшему взрослому человеку.
Поддерживая «трудные»семьи и другие социально — неблагополучные категории, нельзя обделять вниманием и благополучные семьи. Их большинство, но они тоже нуждаются в помощи. Цель помощи семье не только в лечении ее «болезней», но и в профилактике, предотвращении негативных явлений в ее жизни.
Преодоление негативных явлений происходит сложнее и медленнее, чем поддержание и укрепление позитивных, что в значительной мере обусловлено невозможностью в короткий срок решить крупные проблемы, стоящие перед семьей, школой и обществом в целом.
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. Г.А. Кузнецов, Спб.,1998.
2. Курлов В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования. Спб., 2003.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2007.
4. Рыбинский Е.М. Тяготы детского мира. //Дитя человеческое. 2003, №5-6.
5. Социальная политика и социология./Гл. Ред. Осадчая Г.И., 2003, №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него...
Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"
Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....
Личностно-ориентированный подход к обучению, как форма повышения качества образования
Как использование личностно-ориентированных технологий способствует повышению качества образования....
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода
Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...
Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей
В статье описываются личностно-ориентированные подходы работы с детьми....