«Личностно – ориентированный подход в дополнительном образовании детей, направленный на развитие логики, мышления, познавательного интереса, выработка таких качеств, как точность и ясность восприятия окружающего мира для повышения уровня социальной адапта
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Синтюрина Вера Васильевна

Отчёт по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_sintyurina_v.v.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения».

Отчёт по самообразованию

    по теме: «Личностно – ориентированный подход в дополнительном образовании детей, направленный на развитие логики, мышления, познавательного интереса, выработка таких качеств, как точность и ясность восприятия окружающего мира для повышения уровня социальной адаптации через методы и приёмы математики, как одной из фундаментальных наук через одно из её направлений: Занимательная математика ».

                                            воспитателя стационарного отделения        

DSC00248                                                     социального обслуживания

                                                     несовершеннолетних

                                                     Синтюриной В.В.

Выборг

 2020

В течение  2019-2020 учебного года я работала над указанной выше темой самообразования в направлении «Занимательная математика».

Актуальность  этой программы  заключается в следующем:

Дети младшего и среднего школьного возраста должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В основе данной программы лежит возможность познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях при ознакомлении со многими интересными вопросами математики, имеющей огромное значение в общечеловеческой культуре и жизненно-бытовой сфере людей.

Не менее важным фактором реализации данной программы является возможность развития у детей самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Прежде, чем начать свою работу, я подобрала и изучила необходимую литературу: Агаркова Н.В. «Нескучная математика», Агафонова И «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей», Я.И.Перельман «Занимательная алгебра», «занимательная геометрия», «Весёлые задачи», «Ящик загадок и фокусов» и многие другие, а также интернетрессурсы, например, Нелли Литвак, Андрей Райгородский «Кому нужна математика?» (понятная книга о том, как устроен цифровой мир).


Цели и задачи моей работы:

- Изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования занятий с детьми по указанной теме.

- разработать методические рекомендации. дидактические материалы в рамках реализуемых технологий.

- повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики воспитания детей по направлению «Занимательная математика».

- Формировать способность творчески работать, внедрять инновационные технологии в учебно-воспитательный процесс.

- воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

При организации  деятельности использовала следующие методы и приемы:

- подготовка наглядного и раздаточного материала,

- изучение опыта коллег, посещение мастер-классов,литературы,

- участие в работе метод.часов, педсоветов,

- беседы с родителями,

- работа с детьми.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность), теоретические и практические занятия.

 В работе с детьми , чтобы показать тесную связь математики с интернетом и обычной жизнью человека,показать значимость математики в прогрессивном развитии человечества, я проводила беседы, использовала видеоматериал из интернетрессурсов. В основе материал книги Нелли Литвак, Андрей Райгородский «Кому нужна математика?».

 Используя методику Перельмана Я.И., проводила занятия по наглядной геометрии, чтобы показать математические реалии мира. Это практические эксперименты по математическому моделированию, спичечная геометрия, занятия на развитие глазомера, пространственного воображения.

Для развития логики и мышления решали логические задачи, занимались судоку и сикоку, танграмами.

 Для развития кругозора детей и информационного обогащения проведены беседы и практические занятия по приёмам быстрого счёта, умению переводить современные меры длины, площади, веса, объёма, денежного расчёта в меры современного стандарта, читали математические сказки, сочиняли свои собственные или переделывали народные, учились решать ребусы, математические кроссворды и самостоятельно составлять их.

 Неоднократно устраивали развлекательные викторины, турниры смекалистых, математические посиделки, путешествия в математику.

 В результате НОД и практических занятий:

- дети познакомились с новыми понятиями и терминами, узнали их значение,

- познакомились с нестандартными задачами и алгоритмами их решений,

- узнали о необходимости доказательств даже очевидных фактов,

- научились разгадывать ребусы, шарады, головоломки,

- подружились с магическими квадратами,

- занимались математическим моделированием,

- увидели значимость и необходимость математики для человека,

- узнали много интересных фактов из прошлого и связи их с настоящим.

 Во время занятий дети увлекались, соревновались друг  другом, проявляли самостоятельность, просили приносить снова и снова понравившиеся им задания. Они получили представление о математике не как о трудном и скучном предмете, но как о науке являющейся необходимой людям для дальнейшего их существования.

 На будущее я ставлю цель продолжить работу с детьми в этом направлении, продолжить изучать опыт коллег, знакомиться с новинками литературы и методики, применять новые знания в своей работе, продолжить накапливать дидактическую базу и наглядный материал.

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- умение видеть проблемы к прогнозированию, к исследовательской и опытно-экспериментальной работе.


Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что данный проект даёт огромный развивающий потенциал. Главное достоинство  заключается в том, что программа даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе НОД идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов,  что является хорошим средством интеллектуального развития школьников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей.

Результаты проведенной работы показали, что у детей наблюдается:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений  и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  делать определенные умозаключения и выводы);

- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития образовательных процессов у детей школьного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"

Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Личностно-ориентированный подход к обучению, как форма повышения качества образования

Как использование  личностно-ориентированных технологий способствует повышению качества образования....

«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»

Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного  обучения . Основные направления. Технологии....

Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей

В статье описываются личностно-ориентированные подходы работы с детьми....