Кружок «Учусь исследовать» как перспективная форма организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов
статья на тему
В процессе реализации задач, поставленных ФГОС начального общего образования, педагоги начальных классов обращаются к возможностям внеурочной деятельности с учащимися, полагая, что её целенаправленная организация и содержательное наполнение позволят найти продуктивные решения как для приобщения учащихся младшего подросткового возраста к основам исследовательской деятельности, так и к созданию у них предпосылок формирования собственной исследовательской позиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Золотарева Людмила Николаевна - учитель начальных классов,
Отличник народного просвещения,
«Лучший учитель года» в рамках
Приоритетного Национального Проекта «Образование» (2007)
ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района СПб;
Сергеева Татьяна Викторовна - учитель начальных классов,
«Почётный работник общего образования РФ»,
ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района СПб
Кружок «Учусь исследовать» как перспективная форма организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов
Современный этап развития школы от знаниевой к деятельностной предполагает создание условий для развития субъективности, самостоятельности, активности школьника, что непосредственно находит своё выражение в идеологии ФГОС нового поколения. Применительно к проблеме приобщения учащихся к основам исследовательской деятельности, её организации и реализации в условиях современного образовательного процесса возникает потребность в формировании у них не просто некоего «набора» необходимых «шагов» и «процедур», а личностно осознаваемой, принимаемой и проявляющейся исследовательской позиции. А.И. Савенков точно описывает сложившееся положение дел, когда педагоги помогают учащимся определить тему, цель и задачи исследования, сформулировать гипотезу… и далее излагается «до боли знакомая» правильная общая стратегия исследовательского поиска, а проблема включения ребёнка в исследовательскую деятельность, которая является методически одной из самых сложных, остаётся без должного внимания[1].
Не случайно, что при богатом опыте организации исследовательской деятельности в советской, а затем и в российской школе, до сих пор не разрешены противоречия между:
- относительно небольшим количеством выпускников образовательных учреждений, владеющих основами проектной и исследовательской культуры, и всё возрастающей потребностью в них;
- существующим снижением интеллектуального уровня молодёжи, потреблением ею так называемых «готовых форм», предлагаемых массовой культурой и обучением в логике стратегии компетентностного подходя, который делает особый акцент на познавательной самостоятельности учащихся;
- абсолютизацией личного «продвижения» вперёд и умением работать в команде единомышленников, в организованной на решение конкретной задачи группе и т.п.
А.С.Обухов, раскрывая сущность понятия «исследовательская позиция», рассматривает её как составляющую исследовательской деятельности и как комплексную личностную характеристику, проявляющуюся в готовности к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуациях, в самостоятельности суждений, как способности выхода за рамки общепринятых стереотипов, в осознанном и целенаправленном овладении способами исследовательской деятельности, в рефлексии как возможности выхода за рамки ситуации и самого себя[2]. Он также подчёркивает, что начинать процесс формирования указанной позиции можно и нужно уже в детском возрасте.
В процессе реализации задач, поставленных ФГОС начального общего образования становится очевидной возрастающая потребность в обращении к проблематике исследовательской деятельности. Педагоги начальных классов гимназии № 73 обратились к возможностям внеурочной деятельности с учащимися, полагая, что её целенаправленная организация и содержательное наполнение позволяют найти продуктивные решения как приобщения учащихся младшего подросткового возраста к основам исследовательской деятельности, так и к созданию у них предпосылок формирования собственной исследовательской позиции. В качестве формы образовательной деятельности был выбран кружок «Учусь исследовать», в качестве возрастного «адреса» учителя обратились к учащимся 4-х классов. Прежде всего, была разработана программа кружка, теоретический базис которой строился на современных исследованиях отечественных психологов и педагогов, отражающих сущность исследовательской деятельности и особенностей её формирования у учащихся возрастной группы начальных классов, а также исходя из содержания ФГОС начального общего образования второго поколения.
Исследовательская деятельность учащихся в рамках кружка организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия при включении их в активную исследовательскую практику.
Задачи программы:
*Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
*Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
*Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в контексте требований ФГОС второго поколения и получения ожидаемых метапредметных результатов по завершении обучения в кружке (в том числе и УУД).
*Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
*Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
Программа рассчитана на 1 год обучения в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Формы проведения занятий кружка: практические занятия; проведение экспериментов; коллективные и индивидуальные исследования; самостоятельная работа; защита исследовательских работ; консультация; экскурсии; занятия-тренинги.
Технологии обучения: технология исследовательской деятельности; технология проблемного обучения; игровая технология; технология ИКТ; технология РКМ; рефлексия
В содержание программы включены следующие темы: Что такое исследование? Определение темы, предмета, объекта исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы. Организация исследования, понятие о методах исследования. Наблюдение и наблюдательность. Коллекционирование. Что такое эксперимент. Сбор материала для исследования. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Анализ подготовленного исследовательского продукта.
Планируемые результаты освоения учебного материала курса, связанные с формированием УУД у учащихся:
*регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
*познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
*коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
В процессе разработки программы кружка «Учусь исследовать» было подготовлено тематическое планирование занятий, к каждому из которых был составлен примерный перечень УУД, формирование или совершенствование которых предусматривали цель, задачи и содержательный контекст изучаемого на занятии материала.
В качестве примера приведём отдельные фрагменты тематического планирования, включающий совокупность УУД.
- Тема занятия: «Наблюдение и наблюдательность».
Формируемые УУД:
* регулятивные: самостоятельно находить варианты решения творческой задач;
* коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи прежде, чем принимать решение и делать выбор;
* познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач.
2) Тема занятия «Учимся выдвигать гипотезы»
Формируемые УУД:
* регулятивные: освоение основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
* коммуникативные: умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
* познавательные: умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей; учиться отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
К области значимых планируемых результатов по итогам работы в кружке возможно отнести:
1. Осознание учащимися значения личной активной творческой позиции в познавательной деятельности;
2. Повышение уровня мотивации в области исследовательской деятельности;
3. Овладение инструментарием, алгоритмами, умениями (в том числе и надпредметными) учебно-исследовательской деятельности, т.е. полноценным приобщением к технологии УИД; указанная совокупность умений в полной мере соответствует метапредметным образовательным результатам в логике системы требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Активность в популяризации материалов и результатов своего исследования, в том числе и представление итоговых «исследовательских продуктов» (текст работы, тезисы, автореферат, мультимедиа-презентации, публичные выступления на различных форумах юных исследователей, таких как Ломоносовские чтения в гимназии, Научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова», районный конкурс исследовательских работ, Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» в Обнинске).
Приведём фрагмент занятия по теме «Методы исследования». В течение месяца 1 раз в неделю учащиеся совместно с учителем проводили наблюдения за лиственницей, которая растёт около гимназии. Были сделаны фотографии дерева, по которым фиксировались изменения, происходящие с лиственницей с целью подтверждения гипотезы о том, что лиственница относится к хвойным растениям, но у неё есть своя особенность.
На итоговом занятии была организована следующая работа.
У: -Хороший исследователь должен быть очень внимательным, наблюдательным. Как вы понимаете, что значит наблюдать? (Дети высказывают своё мнение, обсуждают, какие наблюдения применяли они и в каких случаях.)
У: -Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Это источник получения разнообразных сведений о мире. Человек постоянно использует наблюдение в повседневной жизни. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, фотоаппараты, лупу, секундомеры и т.д. Давайте проверим, насколько мы наблюдательны. Воспользуемся результатами ваших наблюдений за лиственницей. (Учащиеся представляют полученные фотографии и свои рассуждения по поставленной задаче).
У: - Удобно делать выводы по правильно составленным таблицам. (Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу наблюдений и фиксируют в ней результаты.
1 неделя - Верхушка пожелтела, некоторые хвоинки опали.
2 неделя - Лиственница пожелтела наполовину.
3 неделя - Лиственница вся пожелтела.
4 неделя - Почти все хвоинки с лиственницы опали.
В ходе обсуждения учащимися был сделан вывод: лиственница относится к хвойным растениям, т.к. её лист имеет форму хвоинки, но осенью она их сбрасывает. Это особенность данного растения.
У: - Наблюдение должно быть целенаправленным. Смотрим мы глазами, слушаем – ушами, а «видим» и «слышим» - умом.
Что касается итоговых исследовательских продуктов, выполненных за недавний период времени, то можно назвать такие исследования учащихся 4-х классов:
- «Математический портрет моей кошки» - Научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова»;
- «Традиции российских гимназий – от М.В.Ломоносова до Ломоносовской гимназии» - Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» в Обнинске;
- «Использование чайного гриба в повседневной жизни» - Ломоносовские чтения;
- «Влияние видеоигр развлекательного характера на психическое состояние детей» - районный конкурс исследовательских работ;
- «Плесень – живое существо» - Научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова»;
- «Маленькие истории большой семьи» - Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» в Обнинске.
Таким образом, практика работы кружка «Учусь исследовать» позволяет продемонстрировать, каким образом внеурочная деятельность объединяется с учебной в решении задач по осуществлению требований ФГОС нового поколения.
Литертура:
[1] http:www.reseacher.ru/issledoviya/pedagogiKa_3t9d7f.html
[2] А.С.Обухов Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъективности. /Тект/ А.С.Обухов//Исследовательский подход в образовании: от детского сада до вуза-научно-методический сборник в 2-х томах. Т.1/под ред. кандидата психологических наук А.С.Обухова. М.:Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», МПГУ, 2010, с.44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....
Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся
Рассказывается как организовать проектную деятельность учащихся...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы состоит из целей и задач внеурочной деятельности, основных подходов и принципов, описания процесса организации внеуро...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"
Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...
Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения
laquo;Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности программы , ...