Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы состоит из целей и задач внеурочной деятельности, основных подходов и принципов, описания процесса организации внеурочной деятельности, видов внеурочной деятельности, ожидаемых результатов, нормативных документов, фрагментов программ внеурочной деятельности для 1, 2, 3, 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпагина Ольга Николаевна,
зам. директора по учебной работе
МОУ гимназии №76, г.Челябинска, Россия
Программа
организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
МОУ гимназии № 76 г. Челябинска
Внеурочная деятельность учащихся – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цель внеурочной деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов МОУ гимназии № 76 и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.
Задачи МОУ гимназии № 76 для организации внеурочной деятельности:
- изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании, организуемом в стенах МОУ гимназии № 76;
- определить содержание дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности, его форм и методов работы с обучающимися на ступени начального обучения с учётом особенностей социокультурного окружения;
- создать условия для функционирования единого образовательного пространства МОУ гимназия № 76 - другие социальные партнеры);
- разнообразить виды творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей младших школьников в объединениях различной направленности;
- привлечь обучающихся к занятиям в системе дополнительного образования;
- разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность школьников, становление нравственных качеств личности;
- создать условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
- разработать и осуществить мониторинг качества организации внеурочной деятельности (включающий в себя мониторинг индивидуальных достижений обучающихся – портфолио учащегося).
Основные подходы и принципы внеурочной деятельности:
- целенаправленное добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
- возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога;
- творческий характер образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
- особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории, личностного и профессионального самоопределения,
- введение в педагогическое пространство интегральной модели дополнительного образования, которая соединяет обучение и воспитание в неразрывное целое;
- организация образовательного взаимодействия на основе принципа диалогичности, охватывающего отношения всех участников образовательно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, обучающихся,
- предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов,
- внедрение в педагогический процесс инновационных форм и методов, адекватных формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности обучающегося.
Процесс организации внеурочной деятельности рассматривает следующие вопросы:
- возможности интеграции с системой дополнительного образования как стратегического резерва формирования социально ориентированной личности обучаемого;
- теоретические положения об организации воспитательной деятельности в МОУ гимназии № 76;
- педагогические условия формирования социально ориентированной личности;
- критерии и показатели сформированности качеств социально ориентированной личности обучающегося;
- содержание образования, способствующее формированию социально ориентированной личности обучающегося;
- инновационные формы и методы дополнительного образования, адекватные формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности учащегося;
- научно-методическое обеспечение процесса формирования социально ориентированной личности обучающегося;
- программа развития внеурочной деятельности;
- разработка методических пособий по организации внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в гимназии используются следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
В материалах ФГОС выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Например, ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий.
Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Таким образом, все направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении Программы организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы МОУ гимназии № 76. Разработка и реализация конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывается на выделенных девяти видах внеурочной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования. Согласно проектам ФГОС на внеурочную деятельность отводится в школе 10 часов в неделю.
Программа рассчитана на младших школьников (1-4 классы).
Программа предполагает как проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (спецкурсы «Культура речи», «Азбука Роботландии», «Экологическое краеведение», «Культура англоязычных стран»; клуб «Юные миротворцы», проект «Первоклассная газета», …), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (организация и проведение предметных недель, фестивалей, работа над проектами, экскурсии т.п.).
Направления работы по организации внеурочной деятельности могут быть успешно реализованы только в условиях внедрения и апробации инновационных форм образовательной деятельности. К инновационным формам внеурочной деятельности относятся большинство личностно-ориентированных форм обучения. Главное условие выбора форм работы по внеурочной деятельности заключается в том, чтобы они способствовали развитию творческих способностей, ключевых и базовых компетенций обучающихся.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Для обучающихся:
- развитие ключевых и базовых компетенций;
- готовность к самообразованию – способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
- готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
- готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;
- готовность к эффективной коммуникации, способность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Для образовательного учреждения:
- развитие ресурсного или сетевого взаимодействия МОУ гимназии № 76 с учреждениями разных типов;
- эффективная система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- внедрение в практику МОУ гимназии № 76 технологий проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
- формирование системы мотивации коллектива;
- переход от разовых мероприятий по воспитательной работе к реализации комплексных образовательных программ в рамках общей программы внеурочной деятельности;
- определение должностных обязанностей учителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, тьюторов, педагогов дополнительного образования, администрации и других работников МОУ гимназии № 76, включенных во внеурочную деятельность;
- оказание комплексной методической помощи педагогам в разработке и внедрении в образовательный процесс программ, отвечающих новым образовательным стандартам;
Заключение договоров по ресурсному взаимодействию
Организация внеурочной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров школы (Детско-юношеский центр, Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской и др.). Посредником, координатором и активным участником ресурсного взаимодействия со школой становится учреждение дополнительного образования. УДО играет существенную роль в получении обучающимися социального опыта. Это обстоятельство делает востребованным услуги дополнительного образования для школы в условиях образовательных стандартов нового поколения. Роль УДО в гимназии заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы школьника в процессе организации внеурочной деятельности.
Повышение квалификации специалистов, организующих внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность как инновационная практика МОУ гимназии № 76 требует специальной подготовки кадров. Подготовка осуществляется в условиях городских семинаров и сетевых курсов повышения квалификации.
При организации внеурочной деятельности учащихся необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу МОУ гимназии № 76
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)
Положение об организации внеурочной деятельности МОУ гимназии № 76 |
2 класс
Направление внеурочной деятельности | Цели | Направление и ценности духовно-нравственного воспитания | Виды внеурочной деятельности | Содержание деятельности | Уровень результатов |
| Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. | Познавательная деятельность Игровая деятельность | Предметная декада математики: | |
- Конкурс ребусов с использованием цифр для 1-2-х классов; | 1 уровень | ||||
- «Вертушка» - командная интеллектуальная игра по станциям: Комбинаторные задачи, Кубики Никитина, Устный счёт, Логические задачи, Магический квадрат; | 2 уровень | ||||
- олимпиады | 1 уровень | ||||
- интеллектуальная игра в параллели 2-х классов | 1 и 2 уровень | ||||
«Своя игра» | 2 уровень | ||||
Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Художественное творчество | Предметная декада русского языка: | ||||
- Конкурс ребусов по словарным словам; | 1 уровень | ||||
- Конкурс рисунков «Мир знания открывает книга»; | 1 уровень | ||||
- Встреча с челябинской писательницей Мариной Юриной; | |||||
- праздник «Любимые герои любимых книг»; | |||||
- олимпиады | 1 уровень | ||||
Познавательная деятельность Художественное творчество | Предметная декада окружающего мира: | ||||
- олимпиада; | 1 уровень | ||||
-Конкурс ребусов; | 1 уровень | ||||
-Экологический праздник «Лекарственные растения Челябинской области»; | 1 и 2 уровень | ||||
- выпуск wiki – газеты «Мои домашние питомцы» | |||||
Викторины по ПДД: | |||||
- «Я пешеход»; | |||||
- «Сигналы светофора и регулировщика»; | |||||
- «Виды перекрёстков»; | |||||
Познавательная деятельность | Интеллектуальный марафон краеведческой направленности: | ||||
- олимпиады по русскому языку; | 1 уровень | ||||
- олимпиады по математике; | 1 уровень | ||||
- олимпиады по окружающему миру | 1 уровень | ||||
Художественное творчество | Конкурс чтецов: | 2 уровень | |||
-номинация «Стихи собственного сочинения»; | |||||
- номинация «Художественное чтение» | |||||
- номинация «Дебют» | |||||
Познавательная деятельность Игровая деятельность | Конкурс «Самый умный второклассник»: | 1 и 2 уровень | |||
- 1 тур- общие вопросы; | |||||
- 2 тур – предметно-тематические вопросы; | |||||
- 3 тур - домашнее задание | |||||
Познавательная деятельность | НПК «Шаг в будущее» | 3 уровень | |||
-знакомство с положением; | |||||
- выбор темы; | |||||
- работа над темой | |||||
Познавательная деятельность | НПК «Мой первый доклад» | 3 уровень | |||
- знакомство с положением; | |||||
- выбор темы; | |||||
- работа над темой | |||||
Познавательная деятельность | НПК НОУ «Интеллектуалы 21 века» | 3 уровень | |||
- знакомство с положением; | |||||
- выбор темы; | |||||
- работа над темой | |||||
Познавательная деятельность | Участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», | 1 уровень | |||
Познавательная деятельность | «Эрудит Марафон Учащихся»: | 1 уровень | |||
- конкурсы «Быстрый», «Смелый», «Умный» | |||||
- конкурс Специалистов | |||||
- конкурс творческих команд | |||||
Туристско-краеведческая деятельность. | Экскурсии: | 1,2 и 3 уровень | |||
-Пешеходная экскурсия «Правила перехода улиц и дорог»; | |||||
- Экскурсия краеведческой направленности «Как рубашка в поле выросла»; | |||||
-Урок-экскурсия «Панорама планет»; | |||||
- Этнический центр «Аквилон»; | |||||
- Краеведческая экскурсия в Ильменский заповедник; | |||||
- «Музей леса»; | |||||
- Экскурсия в Гидрометеоцентр; | |||||
- Экскурсия в библиотеку Академии Культуры |
3 класс
Направление внеурочной деятельности | Цели | Направление и ценности духовно-нравственного воспитания | Виды внеурочной деятельности | Содержание деятельности | Уровень результатов |
| Формирование отношения к своему здоровью, как общечеловеческой ценности. | Познавательная деятельность Игровая деятельность | Классные часы, беседы: | ||
Беседы медицинского работника: - «Профилактика простудных заболеваний»; - «Берегите зрение »; - «Осторожно – клещи!» | 1 уровень | ||||
Классный час «Береги здоровье смолоду» | |||||
Классный час «Забота о глазах» | |||||
Познавательная деятельность | Беседы по ОБЖ: | ||||
«Пожарным можешь ты не быть…» | 1 уровень | ||||
«Зоны повышенной опасности в городе» | |||||
«Как себя вести в критических ситуациях» | |||||
Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение Спортивно-оздоровительная деятельность | Спортивные мероприятия: | ||||
Посещение бассейна. | 1 уровень | ||||
Спартакиада для 3-х классов | 2 уровень | ||||
Эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья» | 2 уровень | ||||
Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность | Экскурсии: | ||||
Посещение тюбинговой трассы. | 1 уровень | ||||
Посещение конноспортивного комплекса «Гармония», «Аквилон», «Буян» | 1 уровень | ||||
Спортивно-оздоровительная деятельность | Посещение секции УШУ | 1 уровень | |||
Проблемно-ценностное общение Спортивно-оздоровительная деятельность Художественное творчество | Праздник «День здоровья»: | ||||
- Показательные выступления секции УШУ | 2 уровень | ||||
- Конкурс рисунков «Полезные продукты» | 2 уровень | ||||
- Конкурс школьного меню | 2 уровень | ||||
- Мастер-класс «Утренняя зарядка» | 2 уровень | ||||
Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество | Районный конкурс семей «Традиции здорового образа жизни в семье». | 2, 3 уровень | |||
Досугово-развлекательная деятельность | Районные соревнования по знанию ПДД, навыков управления велосипедом - Конкурс «Безопасное колесо» | 2, 3 уровень |
4 класс
Направление внеурочной деятельности | Цели | Направление и ценности духовно-нравственного воспитания | Виды внеурочной деятельности | Содержание деятельности | Уровень результатов | ||||
| Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | Художественное творчество Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение | Конкурсы и выставки: | |||||
Классный конкурс «Алло, мы ищем таланты» - Классные конкурсы на лучшую инсценировку басни, сказки, стихотворения Конкурс плакатов «Спорт в нашей семье» | 1-2 уровень | ||||||||
Посещение кружков: макраме мягкой игрушки ИЗО бальных танцев | 1 уровень | ||||||||
| 1-2 уровень | ||||||||
| 1-2 уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...

Информационные технологии во внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Использование информационных технологий позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; - обеспечить высокую степень...
Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО
Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО...