Проекты занятий по речевому развитию младших школьников
методическая разработка на тему
Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребенка она служит средством общения. Представленные проекты занятий направлены на решение ряда речевых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проекты занятий по речевому развитию младших школьников | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проекты занятий по речевому развитию
младших школьников
Тема: Повторение
Задача: повторить основные понятия, изученные на уроках развития речи в третьем классе (стили речи, диалог, монолог)
- Введение в тему занятия.
- Речевая разминка. Работа в группах.
Задание для 1 группы.
К какому жанру литературы, по-вашему, можно отнести этот диалог? Почему? Прочитайте эту басню в прозе выразительно. Постарайтесь изобразить любопытного Шмеля и кокетливый цветок.
Шмель и цветок
- Ответь мне, Цветок, ты кто – он или она?
- А я, брат Шмель, и сам не знаю!
- Как это – не знаешь! Вот, например, ландыш – он.
- То ландыш.
- А вот, например, ромашка – она.
- Так то ромашка.
- А ты кто такой?
- Я-то? Да я, Шмель, Иван-да-Марья!
Задание для 2 группы.
Прочитайте диалог выразительно. Постарайтесь изобразить задорную Бел-ку и простоватого Зайца. Какими жестами можно сопровождать речь героев?
Заяц и белка.
— Ты слышал новость, Заяц?
— Я все, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
— Так что же ты своими ушами слышал?
— Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
— Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
— Вот это да! Что же мне теперь делать?
— Известно что: глазам верить, а не ушам!
Задание для 3 группы.
Прочитайте диалог выразительно. Как нужно прочесть последнюю фразу, чтобы передать юмор Медведя? Изобразите рассудительного Мишу и болтливую пустую Сороку.
Сорока и медведь
— Эй, куманек, на вопрос ответь.
— Какой вопрос, стрекотуха?
— Почему тебя, Миша-Медведь, Медведем зовут?
— Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит, мед ведающий.
Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
— А где, где он, мёд-то?
— Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу
тогда медведями станете.
Задание для 4 группы.
Прочитайте текст выразительно. Сколько будет исполнителей? Постарайтесь изобразить хвастливых Ручку и Карандаш. Каким тоном следует читать автору?
В пенале.
Хвастались друг перед другом Ручка и Карандаш!
— Я отлично пишу! Без единой ошибки!
— А я, я и забыл, когда ошибался!
А резинке стыдно было это слушать, ведь она стирала их ошибки.
Исполнение диалогов учащимися. Анализ качества чтения.
III. Повторение изученного
1. Формы речи: диалог и монолог.
- Какую форму имеют тексты 1- 4?
- Чем диалог отличается от монолога?
- Попробуйте составить свои короткие диалоги, выбрав одну из тем:
упрямство, хвастовство, ложь, обидчивость, ябедничество.
Разыгрывание ситуаций. Анализ и оценка качества исполнения.
2. Стили речи.
— Как вы считаете, к какому стилю относятся составленные тексты?
— Чем отличаются книжный и разговорный стили речи?
— Однороден ли книжный стиль? Перечислите особенности научного и художественного стилей. Какие книги из прочитанных в этом учебном году написаны научным языком, а какие художественным?
— Вспомните героев трилогии Н.Носова «Приключения Незнайки».
— Итак, Вы —...
1 группа. Незнайка.
2 группа. Знайка.
3 группа. Доктор Пилюлькин.
4 группа. Поэт Цветик.
Задание: отберите слова, которые ваши герои могли бы употреблять в своей речи. Обоснуйте ответ.
Клёво, лазоревый, микстура, тащусь, принтер, дрыхнуть, уши вянут,
фортран, лазер, волшебница-зима, серебряные росы, красотища,
процедуры, настойка календулы, графическое изображение, листья
золотые, башка раскалывается, сдавливающая повязка.
Ответы группы. Анализ качества ответов.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание.
Тема: Изобразительно – выразительные средства языка и олицетворение.
Задача:
- Сформировать у детей представление об олицетворении. Учить употреблять олицетворения в речи.
- Будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас.
Ход:
- Речевая разминка. Знакомство с олицетворением.
- Выделение олицетворений в текстах. (Коллективная и групповая работа).
- Сочинение сказки
1. Рассказывание учителем сказки «Гусёнок» по Н.Гернет:
«Жила – была девочка Алёнка. У неё был гусёнок Дорофей, которого она прилежно пасла каждое утро. Только гусёнок направился в болото, как Алёнка кричит: «Дорофей!» Гусёнок поворачивает назад. Устала Алёнка прыгать по лугам и болотам, прилегла отдохнуть, а тут и Лиса. Хвать гусёнка и потащила в лес».
2. Добавление нового героя.
- Давайте подумаем вместе, что же делать Алёнке, как гусёнка спасти. Добавим в эту сказку новых героев – Старичка – Лесовичка и волшебный велосипед.
3. Совместное с учителем творчество детей по сочинению новой сказки о гусёнке Дорофее.
4. Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником. - Итог урока.
- Приведите примеры олицетворений из сказки. Что такое олицетворение? С какой целью и в каких жанрах литературы используются олицетворения? - Задание на дом.
- Отредактировать свою сказку про Гусёнка.
Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды сказки.
Тема: Сочинение загадок.
Задача: обобщить сведения об изобразительных средствах языка; учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.
Ход:
- Речевая разминка.
- Прочитайте:
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он,
Держит их руками!
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица
- Что за диво? Это же…
- Что это?
- Отгадайте их. Как вы догадались, что это троллейбус? Крапива?
- Одинаковым ли тоном надо прочитать эти загадки? (Нет, первую – с удивлением, вторую – с опаской).
- Прочитайте загадки выразительно.
- Кто лучше прочитает. - Введение в тему занятия.
- Вы любите загадки? Умеете ли их отгадывать?
- Попробуйте отгадать ещё одну загадку:
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза. (Васильки)
- Почему вы решили, что это васильки? В Чём секрет загадки?
Верно, сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем предмете, но у которого обязательно есть признаки первого. Действительно, васильки похожи на синие глаза, отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут.
- Мы уже говорили, что загадки – очень яркие произведения.
В них используются разнообразные языковые изобразительные приёмы.
- Какой приём использован в этой загадке? (олицетворение). Докажите.
- Ещё может использоваться сравнение. Зачем эти приёмы использованы в загадках? (Они делают её выразительнее, а также помогают нам её отгадать).
- Сегодня мы будем учиться использовать эти приёмы при сочинении загадок.
- Конструирование загадок.
(Для данной работы подбираются такие предметы, которые не ассоциируются у детей с уже известными загадками).
- Посмотрите на этот предмет. Что это? Чайник. Внимательно рассмотрите чайник. На что он похож? Кого напоминает?
- Назовите внешние признаки чайника.
- Для чего нужен чайник?
- Что в чайнике?
- Где обычно находится чайник?
(Ответы детей на каждый из вопросов записываются столбиком на доске).
- А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовите его «Слон в берете». Итак, начнём.
Слон в берете (где находится) на огне сидит
(Что делает?) воду кипятит.
- Кто догадался, как ещё можно составить загадку? Посмотрите на записи на доске.
Слон в берете на столе стоит,
Чаем нас поит.
На плите пузатый слон
Хочет сделать нам поклон.
В нём бурлит водица,
Как бы нам напиться?
- А теперь попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.
- Перечислите наиболее яркие признаки снега. С чем можно сравнить снег? Какие ещё предметы обладают такими же признаками?
- Сочините свою загадку, используя приём сравнения.
(Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок).
- А теперь сочиним загадку – олицетворение про тучу (снеговую или дождевую).
Давайте опишем её.
- Какая она по форме? По цвету? По настроению?
- Какое живое существо напоминает туча?
- Какие действия может совершать «живая» туча?
- Сочините загадку.
(Прослушивание загадок. Их анализ. Можно организовать конкурс загадок).
- Послушайте для сравнения известные загадки про тучу:
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь серая,
Вниз кидала – сыпала
На поля – озёрушки
Белый пух, да пёрышки.
Нахмуриться, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. - Итог урока.
- Какие изобразительные языковые приёмы используются в загадках?
- С какой целью? - Домашнее задание: сочините загадки со сравнением и (или) олицетворением.
Фрагмент занятия по развитию речи по теме:
«Тема текста: «Цепная связь в тексте»
- А вот такого сказочного героя вы знаете? Кто это? Что он сделал?
(Показываю иллюстрацию с изображением Буратино).
(Поставил пятно, кляксу).
- С носа Буратино упала тяжёлая капля на страницу и превратилась в пятно, кляксу.
- А вы знаете, «клякса» может стать причиной для начала интересной истории?
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь внимательно слушать меня и отвечать на мои вопросы:
Чтение с остановками:
Вопросы:
- Почему он не стал смывать кляксу?
- Как вы думаете, стала ли учительница ругать мальчика? Почему?
- Подумайте, что стал делать Федя?
(попробуйте себя представить на его месте)
- Что говорила Зинаида Ивановна?
- Как чувствовал себя Федя?
- Давайте пофантазируем, как может закончиться эта история?
Работа в группах.
Проверка продолжения истории.
- Послушайте историю до конца.
- Какое продолжение больше понравилось?
- Оцените работу своей группы. (других групп).
- Чему научил Федю этот случай?
- Итак, кто знает автора этой истории? Это Николай Носов.
- Это рассказ или сказка?
- Как вы думаете, какое заглавие подобрал автор к этому рассказу? Как бы озаглавили текст вы?
- Кто главный герой рассказа? (Федя)
- Закройте глаза и представьте себе кляксу на его лице. Именно клякса явилась причиной для поучительной, интересной истории.
- Сейчас я предлагаю нарисовать каждому из вас кляксу такой, какой вы её представляете.
Покажите друг другу!
Какие они разные, как и ваши увлекательные истории, в которых главной героиней станет совсем необычная клякса. Это задание можно предложить выполнить дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников
Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...
Речевое развитие младших школьников
Презентация и доклад для выступления...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников
С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....