Развёрнутый план урока в соотвествии с тебованиями ФГОС НОО
методическая разработка на тему

Сметанина Елена Валентиновна

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 4 классе на тему «Три склонения имён существительных», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-проект на тему:

«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»

  1. Краткая аннотация

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 4 классе на тему «Три склонения имён существительных», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО.

  • АКТУАЛЬНОСТЬ

Урок – основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов  к определению его результатов.

В качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.

 Приоритетами начального образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Из этого следует, что одним из ключевых направлений реализации требований  ФГОС  НОО в ходе урока является внедрение развивающего обучения. Соответственно, учитель начальных классов, реализующий ФГОС, должен понимать сущность развивающего обучения и владеть технологией его реализации в рамках любой предметной программы и любого проводимого им урока.

В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 4 классе по теме «Три склонения имён существительных» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи проекта:

- изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

- определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык» 4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.;

- разработать дидактический материал для проведения урока.

Циклограмма

  1. Мотивация к учебной деятельности  

     (создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

  1. Актуализация знаний

(систематизация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

словарная работа, слова с непроверяемыми безударными гласными в корне).

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

(выявление и фиксация учащимися места, где возникло затруднение; разграничивать область знания и незнания).

  1. Постановка учебной задачи

(умение ставить учебную задачу на урок, на несколько уроков).

  1. Решение учебной задачи. Исследовательская работа

 (решение исходной задачи: практическая деятельность, анализ, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта).

  1. Физминутка
  2. Подтверждение открытого знания по учебнику
  3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником

 (усвоение детьми нового способа действий при решении орфографической задачи).

  1. Домашнее задание

(инструктаж по выполнению Д/З).

  1.  Рефлексия

(формирование рефлексии, возвращаясь к учебной  задаче).

Методы, используемые на уроке:

  • частично-поисковый (учащиеся самостоятельно выполняют некоторые этапы исследовательской деятельности; учитель организует поиск новых знаний, ученики рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают и формулируют вывод);
  •  продуктивный диалог (используется серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы);
  • проблемный метод обучения (создание проблемной ситуации при выполнении практического задания).

Оборудование: учебник,  мяч для проведения физминутки, конверты с карточками, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД:

  • определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение;
  • интерес к выполнению действия;
  • формирование идентичности личности.

Регулятивные УУД:

  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;
  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае  расхождения с эталоном;
  • осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Познавательные УУД:

  • смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы;
  • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения;
  • структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;
  • умение ориентироваться  в информационном пространстве.

Коммуникативные УУД:

  • умение достаточно точно выражать свои мысли;
  • умение слушать, вступать в диалог, умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.

Ожидаемые результаты:

предметные: учащиеся узнают, что существительные делятся на три группы по   типу склонения;

узнают, что тип склонения имён существительных можно отличить по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного;

понаблюдают за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, будут сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы;

формирование пунктуационной и орфографической зоркости.

     метапредметные: продолжат учиться:

                              структурировать учебный материал, выделять главное и второсте- пенное;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

социальной компетентности и учёту позиции других людей, партнёров по деятельности;

умению слушать и вступать в учебный диалог;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

  •        МЕСТО и РОЛЬ ТЕМЫ в КУРСЕ

   На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов в год. (34 учебные недели).  Из них теме «Три склонения имён существительных» - 8 часов, данный урок является первым – изучение нового материала (постановочным). На уроке осуществляется связь с предшествующим материалом «Изменение по падежам имён существительных» и последующим материалом «Правописание  падежных окончаний имён существительных». Тема «Три склонения имён существительных» является одной из ключевых в формировании  орфографической зоркости учащихся, использованию способов проверки орфограммы «Безударное падежное окончание имён существительных».

  •  ДИДАКТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ и СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

   Задание 1: Работа с предложением (орфографическая минутка)

Формируются УУД

 Познавательные: смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Задание 2: Словарная работа (слова с непроверяемыми орфограммами)

Формируются УУД

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого устного высказывания.

Коммуникативные: социальная компетентность и учёт позиции других людей.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий (используют словари).

Задание 3: Орфографическая задача

Формируются УУД

Познавательные: анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;  формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: интерес к выполнению действия, к способу решения.

Задание 4: Постановка учебной задачи (анализ словосочетаний с пропущенными  окончаниями)

Формируются УУД

Познавательные: выдвижение гипотез; анализ, построение логической цепи рассуждения; постановка проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом – определение того, «какой смысл имеет для меня решение данной проблемы»

Задание 5: Просклонять имена существительные по падежам (самостоятельная работа)

Формируются УУД

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные: согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.

Задание 6: Исследовательская работа (работа с карточками)

 Формируются УУД

Познавательные:  анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.

Задание 7: Работа с учебником

Формируются УУД

    Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой  информации.

Регулятивные: контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка с целью осознания качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

    Задание 8: Усвоение детьми нового способа действий при решении орфографиче-ской задачи (задания в учебнике)

Формируются УУД

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 4 класс (УМК Школа России)

Тема урока

Место урока по теме

Три склонения имён существительных.

Первый урок по теме «Три склонения имён существительных»

Тип урока

Формы, приёмы, методы

Постановочный. Изучение нового материала

Фронтальная, работа в мини-группах (исследовательская работа), подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

- С помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми три группы склонений имён существительных.

- Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка.

- Показать необходимость правильно определять склонение имён существительных.

- Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- Знать, что существительные делятся на три группы по типу склонения имён существительных.

- Отличить тип склонения имён существительных можно по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного.

- Склонять имена существительные.

- Распознавать существенные признаки имён существительных для определения их склонения.

- Наблюдать за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная; информационная;  коммуникативные: участвовать в продуктивном диалоге, применять правила делового сотрудничества; личностные: строить логические рассуждения, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Метод проблемного обучения, элементы исследовательской деятельности, обучение в сотрудничестве.

Мультимедийное оборудование, презентация «Три склонения имён существительных», карточки для исследовательской работы

ХОД УРОКА

Цель этапа

Содержание материала

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Результат

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

(слайд 2)

- Посмотрите на экран. Девиз нашего урока…

- А что такое тайна?

- Что поможет нам в открытии новых тайн русского языка?

Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Читают с экрана «Учитесь тайны открывать»

Высказывают свои предположения

Личностные: определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок

II этап. Повторение. Актуализация знаний

Систематизация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий.

Словарная работа, слова с непроверяемыми безударными гласными в корне

(слайд 3)

Задание 1.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Прочитайте предложение.

- Объясните постановку запятой.

- Какая часть речи может так «представиться»? Объясните свою точку зрения.

Задание 2.

комн…та, т…традь, б…седа

- Прочитайте слова. Найдите общие признаки.

- Какое задание нам нужно выполнить.

Читают

Объясняют постановку запятой в предложении с однородными членами.

Указывают признаки имени существительного.

Называют общие признаки данных имён существительных.

Записывают слова в тетрадь, объясняя их правописание

Познавательные: смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, умений, известных способов деятельности.

Формирование

пунктуационной и орфографической зоркости

III этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

Выявление и фиксация учащимися места, где возникло затруднение; разграничивать область знания и незнания.

Задание 3. 

сидит в комнат…

пишет в тетрад…

готовится к бесед…

- Решите орфографическую задачу. В чём заключается её смысл?

- Пропущенные буквы, в какой позиции находятся?

- В каких значимых частях слова бывают безударные гласные?

- Как мы решаем орфографические задачи по их написанию?

- Итак, какая проблема встала перед нами?

Наблюдают, сравнивают.

Отвечают на вопросы

Делают вывод.

Формулируют проблему урока (Как правильно написать безударное окончание имён существительных?)

Познавательные: анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: интерес к выполнению действия

Определение причины затруднения – каких знаний, умений не хватает для решения орфографической задачи.  

IV этап. Постановка учебной задачи

Обучать умению ставить учебную задачу – на урок, на несколько уроков.

- Какое окончание вы напишете у существительных?

- Как объясните свой выбор?

- Предлагаю отложить решение этой орфографической задачи, до тех пор, пока мы не сделаем новые открытия, которые помогут в её решении.

- А сейчас вспомните, что такое окончание?

- Изменение окончаний имён существительных по вопросам падежей называется ……

- Это слово будет одно из ключевых в названии новой темы, к изучению которой мы приступаем.

…. склонение имён существительных

(слайд 4)

И.п.  беседа       тетрадь

Р.п.

…………………………..

Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить сейчас?

- Просклоняйте имена существительные, выделите окончания.

- Проверьте работу друг друга

- Сравните окончания имён существительных.

 

- О чём хочется спросить?

 

Высказывают свои предположения.

Приходят к выводу, что для объяснения не хватает знаний.

Отвечают на поставленный вопрос.

- Склонение

Высказывают предположения (просклонять имена существительные)

Самостоятельная работа в тетради

(взаимопроверка по образцу)

Наблюдают, сравнивают.

-Почему существительные одного рода имеют разные окончания?

Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Разграничивать область знания и незнания

Уметь склонять имена существительные

Уметь ставить учебную задачу

V этап. Решение учебной задачи.

Обучать умению

преобразовывать языковой материал с выходом на новое знание  

Исследовательская работа

Задание: (карточки)

- Проведите исследование.

Распределение на группы

Определяют, какое задание необходимо выполнить

Работают в группах

Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий

Развивать умение на основе наблюдений выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение работать в мини-группах.

И.п.       лиса        папа

Р.п.    ……………..

Д.п.    ……………..

В.п.    ……………..

Т.п.    ……………..

П.п.   ……………

И.п.       гнездо    стол

Р.п.    ………………….

Д.п.    ………………….

В.п.    ………………….

Т.п.    ………………….

П.п.   …………………..

И.п.      степь        печь

Р.п.    ……………………..

Д.п.    ……………………..

И.п.   сестра       дядя

Р.п.   ……………………..

Д.п. ……………………….

В.п. ……………………….

Т.п. ……………………….

П.п. ……………………….

В.п. …………………….

Т.п. …………………….

П.п. …………………….

И.п.     глушь     ночь

Р.п.  …………………….

Д.п.  ……………………..

В. п. ………………………

Т.п. ……………………….

П.п. ……………………..

И.п.   окно      сын

Р.п.  ……………………

Д. п. ……………………

В. п. …………………..

Т. п. ………………….

П. п. …………………….

- Что интересного заметили? На что обратили внимание?

- На сколько групп распределили имена существительные?

- Почему?

- Какие имена существительные объединили в одну группу? (вторую, третью) Почему?

(слайд 4)

- Сформулируйте точнее тему урока.

Склоняют имена существительные, выделяют окончания, наблюдают,  сравнивают

Отвечают на вопросы.

- При склонении эти имена существительные имеют одинаковые окончания.

- Три склонения имён существительных

Физминутка

(по времени может быть проведена в соответствии с индивидуальным продвижением класса в решении учебной задачи)

VI этап. Подтверждение открытого знания по учебнику

Подтверждение открытого знания по учебнику

- Итак, какую гипотезу вы выдвинули?

- Почему?

-Проверьте свои предположения в учебнике стр. 89

- Подтвердилась ваша гипотеза? Прочитайте.

-Теперь мы знаем, что все имена существительные можно разделить на три группы – три склонения. Этих знаний достаточно для того, чтобы объяснить правописание безударной гласной  в окончании имён существительных?

- На какие вопросы нам предстоит ещё найти ответы?

- Что ещё необходимо знать?

- Об этом мы узнаем на следующих уроках, а сейчас понаблюдайте за словами.

-Имена существительные можно разделить на три группы – три склонения.

- При склонении они имеют разные окончания.

Работа с учебником.        

(имена существительные распределяются в русском языке в три группы по склонениям)

- Мы не знаем, какие имена существительные относятся к 1-ому ,2-ому и 3-ему склонениям.

- Какие окончания имеют имена существительные 1, 2 и 3 –го склонений в косвенных падежах

Регулятивные: контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка с целью осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой  информации.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Умение сличать открытые знания по учебнику, выделять необходимую информацию для подтверждения или опровержения своих умозаключений.

VII этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

                  Работа с учебником

Усвоение детьми нового способа действий при решении орфографической задачи

Читают задание к упражнению, осмысливают

Работа в тетради

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают предположения.

- Просклонять имя существительное М.р. и имя существительное Ж.р.  и сравнить окончания в косвенных падежах.

Выполняют задание в паре

- Имена существительные М. р. с окончаниями –а, -я и имена существительные Ж.р с окончаниями –а, -я в косвенных падежах имеют одинаковые  окончания, значит эти существительные относятся к одному склонению

-Тип склонения можно определить о роду имени существительного и его окончанию.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Учиться распознавать существенные признаки имён существительных для определения склонения

VIII этап. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению Д/З  

Работа со словарём. Выписать десять имён существительных, объяснить их правописание, просклонять два-три имени существ.

- Скажите, что вам даст выполнение этого задания?

- Где вы можете применить эти умения?

Записывают задание в дневники. При необходимости задают вопросы.

-Умение грамотно писать слова с непроверяемой безударной гласной.

- Умение склонять имена существительные.

- При написании безударного окончания  имени существительного в косвенных падежах.

Познавательные: умение ориентироваться  в информационном пространстве.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

IX этап. Рефлексия

Способствовать формированию рефлексии, возвращаясь к учебной  задаче.

- Вспомните девиз нашего урока.

- Какую тайну вы сегодня открыли для себя?

(слайд 5)

- Оцените свою работу на уроке, закончите любые из данных предложений

- Учитесь тайны открывать.

- Узнали,  что имена существительные делятся на три группы по типу склонения.

- Определить тип склонения можно по роду и окончанию имени существительного в начальной форме.

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Оценка учащимися собственной деятельности.

   Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.

  • САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока: «Три склонения имён существительных»

Тип урока: Изучение нового материала. Постановочный.

Цель:  Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Задачи:

Обучающие:

- с помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми три группы склонений имён существительных;

- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка;

- раскрыть необходимость правильно определять склонение имён существительных;

- способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.

Развивающие:

- способствовать развитию речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;

-  развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные:

- воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке;

- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Этап урока

Содержание

Методические комментарии

  1. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности
  1.  Начало урока (эмоциональный настрой)
  2. Девиз урока

Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.

  Этап предполагает осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности.

  На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность необходимой для формирования умения учиться.

  1. Повторение. Актуализация знаний.
  1. Работа с предложением
  2. Словарная работа

   На данном этапе предлагаю задания с целью систематизации имеющихся знаний достаточных для построения нового способа действий, направленных на формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

   Использую продуктивные задания, чтобы усилить их развивающую направленность.

   Применяю сочетание форм учебной работы: фронтальная, индивидуальная, подводящий диалог.

   Учитывая психологические особенности детей этого возраста, использую смену действий.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; тренировку соответствующих мыслительных операций.

Виды деятельности: наблюдение, сравнение, беседа.

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

   На данном этапе урока предлагаю детям решить орфографическую задачу с целью подведения к проблемной ситуации.

   Формулируют проблему «Как проверить написание безударной гласной в окончании существительных?»

   К проблеме подвожу посредством подводящего диалога.

   Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения – каких конкретных умений не хватает для решения исходной задачи такого типа.

  1. Постановка учебной задачи.

   Дети учатся сами организовывать учебную деятельность: учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

   Сами формулируют учебную задачу. (фронтальная беседа)

    На данном этапе использую такие виды деятельности:

- самостоятельная работа (склонение имён существительных по вариантам) способствует развитию учебно-познавательных компетенций – суть, которого заключается  в способности и готовности использовать имеющиеся знания;

- взаимопроверка способствует развитию  коммуникативных компетенций: умение работать в паре, проверить и оценить работу партнёра, принять оценку адекватно.

   При ознакомлении с новым материалом предпочтение отдаётся проблемным методам, опираясь на имеющиеся знания.

  Постановка учебной задачи идёт через анализ объекта с целью выделения существенных признаков, необходимых для формулировки темы урока. Дети должны осознавать, что им необходимо делать, в чём  заключается суть их учебной работы.

  1. Решение учебной задачи.

   На этапе решения учебной задачи применяю элемент исследовательской деятельности. Учащиеся класса разделились на  мини-группы (т.к. в классе 6 человек, получилось две группы по 3 ч.) Группам даются карточки с заданием, дети определяют какое задание необходимо выполнить, озвучивают и выполняют.

   Посредством подводящего диалога замечают, что существительные имеют разные окончания и выделяют три группы – три склонения имён существительных.

 Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий с опорой на имеющиеся знания, с  опорой на вопросы учителя;

  1. Подтверждение открытого знания по учебнику

    Работа с учебником.

    Смысловое чтение, поиск и сличение информации (контроль, коррекция, оценка).

    Формулируют вопросы  последующих уроков.

  Этап предусматривает сличение нового знания с эталоном с целью обнаружения отклонения отклонений и отличий от эталона; 

выделять необходимую информацию для подтверждения или опровержения своих умозаключений;

обдумывание в коммуникативной форме проекта будущих действий.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником

  Организую работу в паре. Предлагаю задание продуктивного характера. Один из учеников склоняет существительные М.р. с окончаниями –а, -я. Другой – существительное Ж.Р. с окончаниями –а, -я. При взаимопроверке работы пришли к выводу, что существительные в косвенных падежах имеют одинаковые окончания, отсюда следует, что их можно отнести к одному склонению.  

 Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи в парах.

  1. Домашнее задание

   Инструктаж по выполнению Д/З

  Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности , для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Рефлексия

   Организовала данный этап урока с целью формирования рефлексии, возвращаясь к учебной  задаче.

  Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у учащихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз. 

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

                     с помощью использования  проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

Урок старалась построить исходя из требований ФГОС НОО. Одна из ключевых идей, которых звучит так: учитель и воспитатель направляют и руководят собственной деятельностью учащихся и не диктуют им свою волю, подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых с детьми и подростками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе

Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...

План урока по технологии 3 класс.ФГОС

Ателье мод.Одежда.Пряжа и ткани....

" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС

Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)...

Развёрнутый план занятия по бумагопластике «Сказочный цветок».

План-конспект занятия может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста на уроках технологии, на занятиях в системе дополнительного образования....