Развёрнутый план урока в соотвествии с тебованиями ФГОС НОО
методическая разработка на тему
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 4 классе на тему «Три склонения имён существительных», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvyornutyy_plan_uroka_v_sootvestvii_s_tebovaniyami_fgos_noo.docx | 62.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-проект на тему:
«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»
- Краткая аннотация
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 4 классе на тему «Три склонения имён существительных», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО.
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Урок – основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.
В качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Приоритетами начального образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Из этого следует, что одним из ключевых направлений реализации требований ФГОС НОО в ходе урока является внедрение развивающего обучения. Соответственно, учитель начальных классов, реализующий ФГОС, должен понимать сущность развивающего обучения и владеть технологией его реализации в рамках любой предметной программы и любого проводимого им урока.
В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 4 классе по теме «Три склонения имён существительных» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи проекта:
- изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
- определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык» 4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.;
- разработать дидактический материал для проведения урока.
Циклограмма
- Мотивация к учебной деятельности
(создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).
- Актуализация знаний
(систематизация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
словарная работа, слова с непроверяемыми безударными гласными в корне).
- Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы
(выявление и фиксация учащимися места, где возникло затруднение; разграничивать область знания и незнания).
- Постановка учебной задачи
(умение ставить учебную задачу на урок, на несколько уроков).
- Решение учебной задачи. Исследовательская работа
(решение исходной задачи: практическая деятельность, анализ, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта).
- Физминутка
- Подтверждение открытого знания по учебнику
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником
(усвоение детьми нового способа действий при решении орфографической задачи).
- Домашнее задание
(инструктаж по выполнению Д/З).
- Рефлексия
(формирование рефлексии, возвращаясь к учебной задаче).
Методы, используемые на уроке:
- частично-поисковый (учащиеся самостоятельно выполняют некоторые этапы исследовательской деятельности; учитель организует поиск новых знаний, ученики рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают и формулируют вывод);
- продуктивный диалог (используется серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы);
- проблемный метод обучения (создание проблемной ситуации при выполнении практического задания).
Оборудование: учебник, мяч для проведения физминутки, конверты с карточками, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД:
- определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение;
- интерес к выполнению действия;
- формирование идентичности личности.
Регулятивные УУД:
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Познавательные УУД:
- смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы;
- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения;
- структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;
- умение ориентироваться в информационном пространстве.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно точно выражать свои мысли;
- умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.
Ожидаемые результаты:
предметные: учащиеся узнают, что существительные делятся на три группы по типу склонения;
узнают, что тип склонения имён существительных можно отличить по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного;
понаблюдают за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, будут сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы;
формирование пунктуационной и орфографической зоркости.
метапредметные: продолжат учиться:
структурировать учебный материал, выделять главное и второсте- пенное;
выдвигать гипотезы и обосновывать их;
социальной компетентности и учёту позиции других людей, партнёров по деятельности;
умению слушать и вступать в учебный диалог;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- МЕСТО и РОЛЬ ТЕМЫ в КУРСЕ
На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов в год. (34 учебные недели). Из них теме «Три склонения имён существительных» - 8 часов, данный урок является первым – изучение нового материала (постановочным). На уроке осуществляется связь с предшествующим материалом «Изменение по падежам имён существительных» и последующим материалом «Правописание падежных окончаний имён существительных». Тема «Три склонения имён существительных» является одной из ключевых в формировании орфографической зоркости учащихся, использованию способов проверки орфограммы «Безударное падежное окончание имён существительных».
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ и СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА
Задание 1: Работа с предложением (орфографическая минутка)
Формируются УУД
Познавательные: смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.
Задание 2: Словарная работа (слова с непроверяемыми орфограммами)
Формируются УУД
Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого устного высказывания.
Коммуникативные: социальная компетентность и учёт позиции других людей.
Регулятивные: осуществляют контроль своих действий (используют словари).
Задание 3: Орфографическая задача
Формируются УУД
Познавательные: анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: интерес к выполнению действия, к способу решения.
Задание 4: Постановка учебной задачи (анализ словосочетаний с пропущенными окончаниями)
Формируются УУД
Познавательные: выдвижение гипотез; анализ, построение логической цепи рассуждения; постановка проблемы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, участие в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом – определение того, «какой смысл имеет для меня решение данной проблемы»
Задание 5: Просклонять имена существительные по падежам (самостоятельная работа)
Формируются УУД
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные: согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.
Задание 6: Исследовательская работа (работа с карточками)
Формируются УУД
Познавательные: анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.
Задание 7: Работа с учебником
Формируются УУД
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации.
Регулятивные: контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка с целью осознания качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Задание 8: Усвоение детьми нового способа действий при решении орфографиче-ской задачи (задания в учебнике)
Формируются УУД
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.
Коммуникативные: построение речевых высказываний
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 4 класс (УМК Школа России)
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
- САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: «Три склонения имён существительных»
Тип урока: Изучение нового материала. Постановочный.
Цель: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Задачи:
Обучающие:
- с помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми три группы склонений имён существительных;
- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка;
- раскрыть необходимость правильно определять склонение имён существительных;
- способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.
Развивающие:
- способствовать развитию речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;
- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:
- воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке;
- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Этап урока | Содержание | Методические комментарии |
|
Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. | Этап предполагает осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность необходимой для формирования умения учиться. |
|
На данном этапе предлагаю задания с целью систематизации имеющихся знаний достаточных для построения нового способа действий, направленных на формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Использую продуктивные задания, чтобы усилить их развивающую направленность. Применяю сочетание форм учебной работы: фронтальная, индивидуальная, подводящий диалог. Учитывая психологические особенности детей этого возраста, использую смену действий. | Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; тренировку соответствующих мыслительных операций. Виды деятельности: наблюдение, сравнение, беседа. |
| На данном этапе урока предлагаю детям решить орфографическую задачу с целью подведения к проблемной ситуации. Формулируют проблему «Как проверить написание безударной гласной в окончании существительных?» К проблеме подвожу посредством подводящего диалога. | Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения – каких конкретных умений не хватает для решения исходной задачи такого типа. |
| Дети учатся сами организовывать учебную деятельность: учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Сами формулируют учебную задачу. (фронтальная беседа) На данном этапе использую такие виды деятельности: - самостоятельная работа (склонение имён существительных по вариантам) способствует развитию учебно-познавательных компетенций – суть, которого заключается в способности и готовности использовать имеющиеся знания; - взаимопроверка способствует развитию коммуникативных компетенций: умение работать в паре, проверить и оценить работу партнёра, принять оценку адекватно. При ознакомлении с новым материалом предпочтение отдаётся проблемным методам, опираясь на имеющиеся знания. | Постановка учебной задачи идёт через анализ объекта с целью выделения существенных признаков, необходимых для формулировки темы урока. Дети должны осознавать, что им необходимо делать, в чём заключается суть их учебной работы. |
| На этапе решения учебной задачи применяю элемент исследовательской деятельности. Учащиеся класса разделились на мини-группы (т.к. в классе 6 человек, получилось две группы по 3 ч.) Группам даются карточки с заданием, дети определяют какое задание необходимо выполнить, озвучивают и выполняют. Посредством подводящего диалога замечают, что существительные имеют разные окончания и выделяют три группы – три склонения имён существительных. | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий с опорой на имеющиеся знания, с опорой на вопросы учителя; |
| Работа с учебником. Смысловое чтение, поиск и сличение информации (контроль, коррекция, оценка). Формулируют вопросы последующих уроков. | Этап предусматривает сличение нового знания с эталоном с целью обнаружения отклонения отклонений и отличий от эталона; выделять необходимую информацию для подтверждения или опровержения своих умозаключений; обдумывание в коммуникативной форме проекта будущих действий. |
| Организую работу в паре. Предлагаю задание продуктивного характера. Один из учеников склоняет существительные М.р. с окончаниями –а, -я. Другой – существительное Ж.Р. с окончаниями –а, -я. При взаимопроверке работы пришли к выводу, что существительные в косвенных падежах имеют одинаковые окончания, отсюда следует, что их можно отнести к одному склонению. | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи в парах. |
| Инструктаж по выполнению Д/З | Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности , для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
| Организовала данный этап урока с целью формирования рефлексии, возвращаясь к учебной задаче. | Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. |
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у учащихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
Урок старалась построить исходя из требований ФГОС НОО. Одна из ключевых идей, которых звучит так: учитель и воспитатель направляют и руководят собственной деятельностью учащихся и не диктуют им свою волю, подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых с детьми и подростками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе
Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...
План урока по технологии 3 класс.ФГОС
Ателье мод.Одежда.Пряжа и ткани....
" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС
Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...
Развёрнутый конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г. Петерсон "Равные фигуры"
В конспекте указаны УУД ко всем этапам урока....
"Что видит храбрый портняжка в парке?" 3 класс, немецкий язык. Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС
Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)...
Развёрнутый план занятия по бумагопластике «Сказочный цветок».
План-конспект занятия может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста на уроках технологии, на занятиях в системе дополнительного образования....