Развёрнутый конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г. Петерсон "Равные фигуры"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики
ФИО педагога Чемерега Наталья Игоревна
Предметматематика
Класс 1
Тема урока«Равные фигуры» (можно разбить на два урока)
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Цель :Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур; совершенствование навыка счета в пределах 9.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать способность к фиксированию понятия “равные фигуры”, к фиксированию умения нахождения равных фигур; повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого в пределах 9;
- Развивающая: развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- Воспитательная: привитие интереса к изучению математики.
Формировать УУД:
Познавательные: использование имеющихся знаний;исследование учебной задачи;установление логических, причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;применение знаково-символической схемы.
Регулятивные:оценивать уровень успешности;производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи;планировать свою деятельность, определяемую результатом,контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;умение правильно выражать свои мысли;умение контролировать и корректировать действия других;оформление своей мысли в устной речи;обоснование своего ответа;умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные: самооценка своих возможностей;формирование положительного отношения к учению.
Оборудование :учебник математика 1 класс (автор Л.П. Петерсон, 2 часть урок № 19, стр. 36), компьютер, экран, геометрические фигуры,
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.
Используемые технологии:технологияпроблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.
Методы: объяснительно-иллюстративный метод(метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти),репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации), метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения),частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы), исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах,работа по учебнику.
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока:
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
ЦОР:слайд 1
Организация учебного процесса на этапе 1:
Математика пришла, проверяй свои места (учебник,тетрадь, пенал, конверт с предметами помощниками)
2. Актуализация знаний (5 -7 мин.)
Цель:
повторить соотношения между частью и целым;
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)
ЦОР: слайд 2 (с анимацией)
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Назовите последующее число 8. На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее числа 5. На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между 6 и 8?(7)
- Откройте рабочую тетрадь, пропишите цифру 7 семь раз красиво, обведите две самые красивые.
- Вспомним состав семи устно.
- Прочитайте выражение по-разному, что находят сложением?
5+2Слайд2
Сравните данное выражение с суммой 5+4, не вычисляя.
7-2 …7-5
- Запишите только ответы на мои вопросы:
- Чему равна разность 8 и 3 (5)
- Уменьшаемое 7, вычитаемое неизвестно. Разность равна 4 . Чему равно вычитаемое? (4)
Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое равно 6. Сумма равна 7 Запишите, чему равно первое слагаемое (1)
Я задумала число прибавила к нему 0, получилось 8. Какое число я задумала? (8)
Какому общему правилу подчиняется решение суммы 7и 0. Какие ещё правила знаете? (дети называют и выбирают соответствующую формулу)
- А теперь расставьте полученные ответы в порядке возрастания (1,3,5,8) Какое число лишнее? (8)
- Почему? (все нечётные, а 8 чётное) Почему? (Чётные состоят из суммы двух равных(одинаковых) частей), 8 делится. Продолжите ряд на два числа.
- Послушайте задачу, запишите выражение, с помощью которого мы найдём ответ на вопрос задачи.
Гномы в гору забирались
Самоцветы добывать.
Гном Ворчун нашёл 2 камня,
А Топтыжка целых пять.
Помогите нашим гномам самоцветы посчитать.
Это задача на нахождение частей или целого? Назовите части. Назовите целое.
3,4. Постановка проблемы и проект работы над проблемой.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
ЦОР:слайды:3
Организация учебного процесса на этапе 3:
Добыв самоцветы, гномы стали их сравнивать. По каким признакам можно сравнить фигуры? (Цвет, форма, размер)
Для удобства фигуры пронумерованы.
-Есть ли среди этих фигур равные?
(затрудняются сказать)
-Как вы думаете, какие признаки должны совпасть у равных фигур?
-Чему будем учиться на уроке?
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД4)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) определить способ нахождения равных фигур;
2) зафиксировать новое знание на эталоне.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Организация учебного процесса на этапе:
I. Практическая работа № 1(работа в парах, ) У вас на столе лежит конверт с геометрическими фигурами, похожими на те, что на слайде. Придумайте способ определения равных фигур (Дети легко его находят, накладывая фигуры друг на друга, и определяют равные фигуры.) (Проверьте в парах)
- Какие же фигуры называют равными? (Которые можно совместить наложением, при этом у фигур совпадает форма и размер)
II. Практическая работа №2. (СЛАЙД 5)
Чтобы найти следующий способ определения равных фигур, нам нужен учебник. Откройте .(стр.36, №1 (а)
Чтобы выполнить задание, мы сможем накладывать фигуры друг на друга? (Нет)А что же будем делать? (Считать фигуры подлине и ширине)Назовите попарно равные фигуры?
- Но наши гномы не сидели сложа руки и тоже сравнивали фигуры, подсчитывая клетки. Вот что у них получилось.(СЛАЙД 6)
- Они считают, что фигуры равные. Вы согласитесь с ними? (Нет)
- Почему? (Клетки разные по размеру)
- Какие способы определения равных фигур мы сегодня открыли?
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 7)
III. Практическая работа №3.
Чтобы найти ещё один способ, выполним задания в тетради. Соедините по линейке точки ,1,2,3 по порядку. Теперь 4,5,6. Какие фигуры получились?
- Можно с точностью сказать, что они равны? (Нет.Есть неполные клетки)
- Посмотрите в конверт может найдёте предмет, который нам поможет? (калька) Подумайте, как мы её используем? (учатся пользоваться калькой)
- Посмотрите на гномика в учебнике. Что он собирается сделать? (вырезать фигуру, чтобы, нарисовать равную)
- Как он это будет делать? (Дети объясняют)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.)
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение нахождения равных фигур путём зрительного соотнесения.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
ЦОР:слайд 8
Организация учебного процесса на этапе 6.
Работа в рабочих тетрадях (один или несколько детей у доски)
- Выполните задание №1Б)стр.36
(Найти равные фигуры любым известным тебе способом и раскрасить их одним цветом).
Назовите попарно равные фигуры?
7. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.)
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;
2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Регулятивные: прогнозирование
ЦОР:слайды 9-11
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Выполните задание № 3 стр.36
Что здесь нужно сделать? Один из учеников объясняет задание, класс выполняет с комментированием.(Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было
- Выполните задание № 4, 5 стр. 37
Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.) Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.) Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же (дети самостоятельно его выполняют, взаимопроверка и взаимооценка по парам.)
3 + 2 = __ 5 + __=__ 2 + 4 =__ 6 + __=__
- – 3 =___ 7 – 3 =___ 9 - __=__ 6 - __ = __
3)Письмо по образцу в тетради (после предварительного анализа.)
1-я строчка – чередование пар чисел;
2-я строчка – последовательное увеличение количества нулей;
3-я строчка – графический рисунок.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали сегодня? (понятие “равные фигуры”)
-Какими способами можно доказать, что фигуры равны? (путём наложения фигур и подсчета клеток, с помощью кальки)
- Желаете ли вы продолжить работу по нахождению равных фигур?
- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
Красный самоцвет – активно работал с классом, у меня все получалось;
желтый– работал с классом, допустил ошибки;
зеленый - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
синий – не включался в работу класса.
- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики 2 класс по программе "Школа России" "Площадь.Единицы площади"
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет поло...
Конспект урока математики 1 класс по программе УМК "Школа 2100" "Решение задач"
В конспекте прописанны все УУД, которые формируются на уроке. Урок расчитан на разный уровень развития детей...
Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".
Конспект урока соответствует тебованиям ФГОС. Игровая форма и данные по теме "Космос" способствует активизации познавательной деятельности учащихся....
Урок математики 4 класс (УМК "Перспектива) на тему "Построение фигур по координатам"
Конспект урока математики на тему "Построение фигур по координатам" был создан для недели естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС...
Конспект урока математики 1 класс "Геометрические фигуры: цвет, форма"
Конспект предназначен для 1 класс АООП 1 вариант для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
конспект по математике 1 класс. Тема: «Составление математического рассказа. Изменение фигур по схеме: количество, размер, Цвет, количество »
В конспекте говорится, о том как составлять математические задачи. Как разлечать фигуры по количеству, размеру, Цвету, количеству....
Электронное приложение к урокам математики. 3 класс. УМК «Школа России». Тема: «Геометрические фигуры»
Учащиеся тренируются в определении основных свойст геометрических фигур....