Развёрнутый конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г. Петерсон "Равные фигуры"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Чемерега Наталья Игоревна

В конспекте указаны УУД ко всем этапам урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezent.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока математики

ФИО педагога    Чемерега Наталья Игоревна

Предметматематика

Класс 1

Тема урока«Равные фигуры» (можно разбить на два урока)

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Цель :Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур; совершенствование навыка счета в пределах 9.
Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать способность к фиксированию понятия “равные фигуры”, к фиксированию умения нахождения равных фигур; повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого в пределах 9;
  2. Развивающая: развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  3. Воспитательная: привитие интереса к изучению математики.

Формировать УУД:

Познавательные:  использование имеющихся знаний;исследование учебной задачи;установление логических, причинно-следственных связей;   построение логической цепи рассуждений;применение знаково-символической схемы.

Регулятивные:оценивать уровень успешности;производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи;планировать свою деятельность, определяемую результатом,контроль в форме сличения способа действия и его результата с    заданным эталоном.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;умение правильно выражать свои мысли;умение контролировать и корректировать действия других;оформление своей мысли в устной речи;обоснование своего ответа;умение ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные: самооценка своих возможностей;формирование положительного отношения к учению.

Оборудование :учебник математика 1 класс (автор Л.П. Петерсон,  2 часть урок № 19, стр. 36), компьютер, экран, геометрические фигуры,

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.

Используемые технологии:технологияпроблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод(метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти),репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации), метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения),частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы), исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах,работа по учебнику.

Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока

УУД, формирующиеся на данном этапе:

 Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

ЦОР:слайд 1

Организация учебного процесса на этапе 1:

Математика пришла, проверяй свои места (учебник,тетрадь, пенал, конверт с предметами помощниками)

2. Актуализация знаний (5 -7 мин.)

Цель:

повторить соотношения между частью и целым;

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

ЦОР:  слайд 2 (с анимацией)

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Назовите последующее число 8. На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
  • Назовите предыдущее числа 5. На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
  • Какое число стоит между 6 и 8?(7)
  • Откройте рабочую тетрадь, пропишите цифру 7  семь раз красиво,  обведите две самые красивые.
  • Вспомним состав семи устно.
  • Прочитайте выражение по-разному, что находят сложением?

5+2Слайд2

Сравните данное выражение с суммой 5+4, не вычисляя.

7-2 …7-5

  • Запишите только ответы на мои вопросы:

- Чему равна разность 8 и 3 (5)

- Уменьшаемое 7, вычитаемое неизвестно. Разность равна 4 . Чему равно вычитаемое? (4)

Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое равно 6. Сумма равна 7 Запишите, чему равно первое слагаемое (1)

Я задумала число прибавила к нему 0, получилось 8. Какое число я задумала? (8)

Какому общему правилу подчиняется решение суммы 7и 0. Какие ещё правила знаете? (дети называют и выбирают соответствующую формулу)

  • А теперь расставьте полученные ответы в порядке возрастания (1,3,5,8) Какое число лишнее? (8)
  • Почему? (все нечётные, а 8 чётное) Почему? (Чётные состоят из суммы двух равных(одинаковых) частей), 8  делится. Продолжите ряд на два числа.
  • Послушайте задачу, запишите выражение, с помощью которого мы найдём ответ на вопрос задачи.

Гномы в гору забирались

Самоцветы добывать.

Гном Ворчун нашёл 2 камня,

А Топтыжка целых пять.

Помогите нашим гномам самоцветы посчитать.

 Это задача на нахождение частей или целого? Назовите части. Назовите целое.

3,4. Постановка проблемы и проект работы над проблемой.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

ЦОР:слайды:3

Организация учебного процесса на этапе 3:

Добыв самоцветы, гномы стали их сравнивать. По каким  признакам можно сравнить фигуры? (Цвет, форма, размер)

Для удобства фигуры пронумерованы.

 -Есть ли среди этих фигур равные?

(затрудняются сказать)

-Как вы думаете, какие признаки должны совпасть у равных фигур?

-Чему будем учиться на уроке?

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД4)

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) определить способ нахождения равных фигур;

2) зафиксировать новое знание на эталоне.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Организация учебного процесса на этапе:

I. Практическая работа  № 1(работа в парах, ) У вас на столе лежит конверт с геометрическими фигурами, похожими на те, что на слайде. Придумайте способ определения равных фигур (Дети легко его находят, накладывая фигуры друг на друга, и определяют равные фигуры.) (Проверьте в парах)

  • Какие же фигуры называют равными? (Которые можно совместить наложением, при этом у фигур совпадает форма и размер)

II. Практическая работа №2. (СЛАЙД 5)

  Чтобы найти  следующий способ определения равных фигур, нам нужен учебник. Откройте .(стр.36, №1 (а)

  Чтобы выполнить задание, мы сможем накладывать фигуры друг на друга? (Нет)А что же будем делать? (Считать фигуры подлине и ширине)Назовите попарно  равные фигуры?  

  • Но наши гномы не сидели сложа руки и тоже сравнивали фигуры, подсчитывая клетки. Вот что у них получилось.(СЛАЙД 6)

  • Они считают, что фигуры равные. Вы согласитесь с ними? (Нет)
  • Почему? (Клетки разные по размеру)
  • Какие способы определения равных фигур мы сегодня открыли?

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 7)

III. Практическая работа №3.

   Чтобы найти ещё один способ, выполним задания в тетради. Соедините по линейке точки ,1,2,3 по порядку.   Теперь 4,5,6. Какие фигуры получились?

  • Можно с точностью сказать, что они равны? (Нет.Есть неполные клетки)
  • Посмотрите в конверт может найдёте предмет, который нам поможет? (калька) Подумайте, как мы её используем? (учатся пользоваться калькой)
  • Посмотрите на гномика в учебнике. Что он собирается сделать? (вырезать фигуру, чтобы, нарисовать равную)
  • Как он это будет делать? (Дети объясняют)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5  мин.)

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение нахождения равных фигур путём зрительного соотнесения.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

 Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

ЦОР:слайд 8

Организация учебного процесса на этапе 6.

Работа в рабочих тетрадях (один или несколько детей у доски)

  1. Выполните задание №1Б)стр.36

(Найти равные фигуры любым известным тебе способом и раскрасить их одним  цветом).

Назовите попарно  равные фигуры?  

7. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.)

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;

2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: прогнозирование

ЦОР:слайды 9-11

Организация учебного процесса на этапе 8:

  1. Выполните задание № 3 стр.36

Что здесь нужно сделать? Один из учеников объясняет задание, класс выполняет с комментированием.(Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было

http://festival.1september.ru/articles/538242/img12.jpg

  1. Выполните задание № 4, 5 стр. 37

Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.) Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.) Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же (дети самостоятельно его выполняют, взаимопроверка и взаимооценка по парам.)

      3  + 2 = __                        5 + __=__                         2 + 4 =__                       6 + __=__

 

  

  1. – 3 =___                    7 – 3 =___                           9 - __=__                   6 - __ = __

3)Письмо по образцу в тетради  (после предварительного анализа.)

1-я строчка – чередование пар чисел;

 2-я строчка – последовательное увеличение количества нулей;

3-я строчка – графический рисунок.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали сегодня?  (понятие “равные фигуры”)

-Какими способами можно доказать, что фигуры равны? (путём наложения фигур и подсчета клеток, с помощью кальки)

- Желаете ли вы продолжить работу по нахождению равных фигур?

- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:

Красный самоцвет – активно работал с классом, у меня все получалось;

желтый– работал с классом, допустил ошибки;

зеленый  - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;

синий – не включался в работу класса.

- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики 2 класс по программе "Школа России" "Площадь.Единицы площади"

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет поло...

Конспект урока математики 1 класс по программе УМК "Школа 2100" "Решение задач"

В конспекте прописанны все УУД, которые формируются на уроке. Урок расчитан на разный уровень развития детей...

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Урок математики 4 класс (УМК "Перспектива) на тему "Построение фигур по координатам"

Конспект урока математики на тему "Построение фигур по координатам" был создан для недели естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС...

Конспект урока математики 1 класс "Геометрические фигуры: цвет, форма"

Конспект предназначен для 1 класс АООП 1 вариант для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

конспект по математике 1 класс. Тема: «Составление математического рассказа. Изменение фигур по схеме: количество, размер, Цвет, количество »

В конспекте говорится, о том как составлять математические задачи. Как разлечать фигуры по количеству, размеру, Цвету, количеству....

Электронное приложение к урокам математики. 3 класс. УМК «Школа России». Тема: «Геометрические фигуры»

Учащиеся тренируются в определении основных свойст геометрических фигур....