Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
статья по теме
Данная статья о развитии творческих способностей школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogiskom_sovete_na_temu_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНИМ В РЕБЕНКЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО.
Детство - это возраст развития творчества, воображения, любознательности. По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить «в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка…». Можно ли без творчества обойтись в школе? Конечно, нет! Ведь если у ребенка сохраняется живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя, и для других, школа надолго остается для него одной из наиболее ярких и увлекательных страниц жизни. Творческий процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников.
Детское творчество получило сейчас всеобщее признание: устраиваются конкурсы рисунков, проводятся смотры вокальных и танцевальных ансамблей, детские стихи попадают на страницы серьезных журналов. Не вызывающая сомнения прелесть детских произведений, их своеобразие и высокая художественность привлекают внимание разных специалистов: искусствоведов, психологов, педагогов. Выделяются наиболее существенные моменты в творчестве ребенка, делаются серьезные попытки помочь ему в овладении разными творческими навыками.
Как сохранить в ребенке его творческое начало? Как помочь ему стать творческой личностью? Не так давно широко было распространено мнение, да многие западные педагоги и психологи и сейчас считают, что творчество присуще ребенку изначально, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности. Если подобрать соответствующие методы обучения, то школьники, не теряя своеобразия творчества, создадут произведения гораздо более высокого уровня, чем их необучаемые сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.
Что же считать основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Если он занимается живописью, ему надо научиться пользоваться красками и кистью, уметь видеть цвет и форму предметов. Сам ребенок не сможет найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на низкой ступени.
Но привить только технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими, ребенок, да часто и взрослый, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить еще в свое произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.
Из всего этого следует, что перед учителями, работающими в начальных классах, встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом и развитие творческих способностей с помощью специальных разработанных программ, основанных на знании теории, методики преподавания отдельных предметов.
Способности рассматриваются как индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
Существуют различные виды творческой деятельности:
- Декоративно – прикладная: изобразительная деятельность, шитье, вязание, макраме;
- Художественно- эстетическая: музыка, вокал, хореография, драматический театр.
В декоративно – прикладном искусстве дети любят больше всего заниматься изобразительным искусством, в частности, детским рисунком.
В младшем школьном возрасте на первый план выступает готовность и способность запоминать, вбирать, а к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу о том, что творческие способности, творческую личность формировать необходимо, тем более, что психологические предпосылки для возраста учащихся начальной школы – самые подходящие и своевременные.
Процесс этого формирования должен быть не хаотичным, случайным, а системным, т. е. нужна специальная программа.
И она была создана коллективом единомышленников под научным руководством Т. Я. Шпикаловой и получила название: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства.», в которой уже заявлен творческий нестандартный подход к решению этой проблемы. Рассмотрим ее уникальность.
Эта программа создана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа дает эффективные пути и формы художественного образования и эстетического воспитания школьников. Особую значимость в воспитании подрастающего поколения приобретают задачи формирования у младших школьников целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей и эстетической потребности, заложенных в каждом ребенке с рождения, независимо от того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда ребенок станет взрослым.
Программа представляет собой сочетание двух предметов: «Изобразительное искусство» и «Художественный труд», где искусство рассматривается как особая духовная сфера, соединяющая в себе эстетический, художественный, нравственный опыт народа. В этой программе решена проблема преемственности: она разработана, начиная с детского сада, и имеет свое продолжение в начальной школе и в среднем звене. Данная программа помогает сориентироваться в выборе будущей профессии.
Целью программы является - формирование целостной личности. на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, народных традиций с помощью различных художественных технологий.
Отличительные особенности курса:
- Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общероссийские художественно – культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;
- Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда;
- Дети учатся видеть и ценить мир искусства на примерах произведений художников и народных мастеров родного края.
Основные задачи курса:
- формировать образное мышление, творческое воображение;
- способствовать формированию чувства национального достоинства,
культуры межнационального общения, знакомить с памятниками
мировой истории и культуры
- обеспечить обязательный минимум содержания начального общего образования по предметам «ИЗО» и «Художественный труд»;
- содействовать проявлению целостного оптимистического
мироощущения учащихся.
Учебно-тематическое планирование построено с учетом народного земледельческого календаря, т. к. вся трудовая деятельность человека всегда была обусловлена природными циклами. Кроме того, в планировании учтены знаменательные даты современного календаря.
Тематика занятий предполагает разъяснение многих непонятных для нас явлений, декоративных мотивов, связанных со славянской мифологией, фольклорными образами, преданиями. А этот сказочный мир, безусловно, заинтересует и ребенка, и учителя.
Программа содержит 4 взаимосвязанных раздела:
- Основы художественного изображения.
- Орнамент в искусстве мира: построение и виды.
- Народный орнамент в России: творческое изучение в процессе изображения.
- Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно – прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Первый раздел включает эстетические знания и художественно – графические умения и навыки, освоение средств художественной выразительности (цвет, линии, объем).
Второй раздел знакомит с орнаментом в искусстве народов мира, его формами, мотивами, приемами построения.
Третий раздел предусматривает изучение народного орнамента России, развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, творческого опыта в связи с изучением главных отличительных признаков художественных изделий традиционных народных промыслов (Школ народного мастерства).
Четвертый раздел программы включает в себя художественно-творческую работу с разными материалами на основе народных художественных традиций. В связи с этим большое внимание уделяется таким темам, как искусство украшения ткани, народный костюм, народный обычай и искусство соломоплетения, инкрустация соломкой, филигрань.
В содержании программы все основные виды художественно-творческой деятельности представлены по каждому классу. Тематическое планирование уроков способствует формированию творческой активности учителя. В построении программного содержания предусмотрены: вариативность заданий и выбор материалов и техник; вариативность в выборе произведений искусств; вариативность в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой работы и т. п.
Успех приобщения детей к народному искусству, приемам художественного мастерства сопутствует прежде всего педагогам, владеющим тем или иным видом искусства, увлеченным народным творчеством. На уроках таких учителей отсутствует шаблонность методических приемов объяснения и показа, а главенствует импровизация. Педагог вправе планировать свою работу, отводить учебное время на ту или иную тему по своему усмотрению.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и стремясь сделать их встречи с произведениями народного искусства наиболее доступными и увлекательными, в методику проведения занятий я включаю разнообразные формы деятельности.
1.Экскурсия-игра. Восприятие произведений искусства через слайды, репродукции, таблицы с включением игровых моментов: «Секреты старинного сундука» - ознакомление с народными старинными костюмами и способами украшения ткани; « В гостях у мастерицы»- обучение приемам и навыкам художественного ремесла; «В гостях у мастеров - ювелиров» - ознакомление с искусством филиграни. Так, на уроке по теме «Прическа человека» (4 класс) дети в виде игры- экскурсии посетили «музей красоты», где узнали всё о происхождении причесок от Древней Греции до 20 века.
2.Зарисовка и копирование образцов народного искусства, составление собственных творческих композиций и выполнение их в материале.
3. Музыкальные и литературные произведения.
Важным дополнением каждой темы являются музыкальные занятия, на которых происходит знакомство с народным музыкальным творчеством - одной из важных областей художественной стороны каждого народа. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражая их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Наряду с понятием «народное творчество», в научной литературе широко применяется термин «фольклор» («народная мудрость», «народное знание»). Народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, заключает в себе богатство смысла, являет блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно отыскала себе заслуженную славу. Например, на уроке труда по теме «Весенний хоровод» дети познакомились с обрядовым фольклором: закличками, календарными песнями и др.
4. Игры – маленькие театрализованные представления помогают детям перенестись в сказочный мир искусства. При подготовке и проведении таких видов занятий особое внимание я уделяю способу передачи материала. Учитель (экскурсовод) и учащиеся должны быть связаны совместной творческой работой, требующей взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения. Не лекция, а беседа с постепенным вовлечением учащихся в круг рассматриваемых вопросов способствует установлению эмоциональной атмосферы занятий, приучает детей не только воспринимать, но и мыслить, вырабатывая свое отношение к творчеству того или иного материала, к конкретному произведению искусства, т. е. активизирует детскую аудиторию.
5.Защита выполненных работ. Большинство работ учащиеся выполняют коллективно (все классом или группами). По окончании работы готовые изделия представляются членами группы, которые рассказывают, что они выполнили или хотели выполнить в том или ином задании. Так, работая на уроке по теме «Бумажный город», учащиеся создали свои сказочные улицы бумажного города и назвали их «Солнечная», «Загадочная», «Сладкая», «Фантастическая», «Мастеров». При этом оформление улицы должно было соответствовать её названию. А на уроке ИЗО по теме «Какого цвета зеленое яблоко?», учащиеся выполнили свои рисунки и выбрали лучшие из них на выставку. В завершение ученики прочли стихотворение Дж. Чуяко «Про яблоко», в котором словесный образ яблока перекликался с ребячьими работами.
Обучая ребят, следует особо заботиться о создании творческой атмосферы в классе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими красивых и полезных вещей. На уроках трудового обучения учащиеся имеют такую возможность.
Работая в течение ряда лет по данной программе, я пришла к следующим выводам:
# У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа. Это подтверждают книги и иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс.
# Развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительной деятельности.
# Развиваются творческие способности: если первые поделки дети делали под руководством учителя, то последующие работы в художественной части
были выполнены самостоятельно.
# Приобретаются трудовые умения и исследовательские навыки: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымковской игрушки, учатся работать с глиной.
Но рамками урочной деятельности работа, учитывающая основные принципы программы, не заканчивается. Она в течение многих лет продолжается во внеклассной работе, которую я веду в кружке «В гостях у Самоделкина». Программу занятий я разработала сама, желая, главным образом, расширить рамки учебного предмета, показать детям другие творческие технологии, обогатить их опыт работой с непривычными для них материалами, которые не всегда возможно использовать на уроке: техника макраме, папье-маше, работа с яичной скорлупой, речным песком, вышивание и т. д., требующие длительного времени.
Наши работы отмечались на городской выставке народного творчества, что имеет огромное психологическое и воспитательное значение для детей. Они чувствовали свой успех, а значит, их занятие принесло радость и другим людям!
Мне приятно, что каждый год ребята сами спрашивают, чем мы будем заниматься, причем не только девочки, но и мальчики. Их меньше, но они есть! А значит, им хорошо, интересно создавать своими руками что-то прекрасное.
Это ли не подтверждение того, что в детях заложен огромный потенциал творчества.
И я рада, что помогаю подниматься по этим ступенькам творчества все выше и выше.
Обобщая все сказанное, необходимо подчеркнуть, что мы, педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.
Развитие ребенка требует большого внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, найти слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к детям с симпатией и теплотой, поддерживать стремление к творчеству. В случае неудач ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к порой «странным» идеям ребенка: сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ученика не возникло ощущение, будто вам надоели его «отчего» и «почему».
Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
Педагог не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело и увлечение- часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодится заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями, не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.
БУДЕМ ПОМНИТЬ, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Механизмы развития творческой активности и творческих способностей во внеурочной работе".
Доклад на данную тему был представлен на педагогическом совете для учителей начальных классов. Автор: Пономаренко Л.Н....
Статья. Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников.
Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников....
Статья "Развитие творческого потенциала и природных способностей на внеурочных занятиях программы «Я и мир»
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества...
Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей...
Мастер-класс "Развитие творческих начал на уроках математики"
Дана презентация Мастер-класса "Развитие творческих начал младшего школьника на уроках математики"....
«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»
Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...
Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привыч...